Татьяну ГОРБУНОВУ, ректора Института развития образования Омской области, застать в кабинете практически невозможно. Делегация ИРООО в составе ректора, проректоров, деканов и заведующих кафедрами объезжает районы Омской области, планируя побывать во всех 32 муниципалитетах. Посмотреть на то, чем дышат районные системы образования, и себя показать. Причем себя показывает ИРО не столько педагогам – они с институтом знакомы не понаслышке, сколько администрациям районных центров.
– Пытаемся работать на опережение, – объясняет Горбунова. – В новой модели образования есть понятие «новый педагог». Сегодня Министерство образования России ставит задачу кардинального изменения системы образования, которая начнется с изменений функционала, содержания деятельности, компетенций учителя. К столь стремительным переменам должен быть готов не только педагог, но и общество. Понятно, что в одиночку ни нам, ни муниципалитетам этой задачи не решить. Нужно взаимодействие. Мы встречаемся с главами районов, с их замами по социальным вопросам, с председателями комитетов по образованию, чтобы они понимали, что ждет школу, все общество, какие требования предъявляются теперь к педагогу. Социальное партнерство мы рассматриваем как один из механизмов подготовки педагогов к новым функциям, которые предусматривает новая модель образования. Ведь пока муниципалитет не увидит, не представит новых возможностей, у него не возникнет потребности в кадрах. Сегодня педагоги могут переучиваться, чтобы повышать свою конкурентоспособность. Чем квалифицированнее учитель, тем он востребованнее. Мы хотим, чтобы администрации районов почувствовали необходимость изменений, определили заказ на будущее – какие именно специалисты нужны. Встречают нас хорошо, люди живо откликаются на новые идеи, соотнося их с вопросами, интересующими муниципалитеты.
ИРООО – одно из старейших образовательных учреждений Омской области – кардинально меняет стиль и методы работы. В первый же год своего существования – 1935-й – Институт повышения квалификации кадров народного образования, где работали 13 преподавателей, провел курсовую подготовку 530 омских учителей. Впрочем, он всегда был «близок к народу», выезжая в районы, поближе к своим слушателям. Неоднократный лауреат выставок достижений народного хозяйства, Омский институт усовершенствования учителей одним из первых в России открыл кафедры педагогики и психологии, истории и обществознания, стал региональным центром повышения квалификации педагогических кадров из разных регионов страны. В начале XXI века он уже ежегодно обучает 9 тысяч слушателей, в его штате – более 100 человек, в том числе профессора, кандидаты наук. А три года назад Омский ИПКРО повысил собственную квалификацию, превратившись в Институт развития образования Омской области. Евроремонт преобразил старое здание: теперь здесь цветные витражи, хрустальные люстры и мраморный пол. Ведь это – дворец знаний учителя! А главное – просторные учебные аудитории, современная компьютерная и видеотехника, библиотека, фонд которой составляет 50000 единиц научной, научно-методической и художественной литературы, в том числе изданной институтом. Процесс обучения в ИРООО сочетается с… лечением: педагоги живут в санатории-профилактории «Оптимист», где кроме прочих стандартных процедур теперь появилось новшество – слушателей парят в «кедровой бочке».
Впрочем, главное, конечно, в другом. Обновилось руководство института – пришли новые люди, энергичные, со своими идеями и методами работы. Ректор института – кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения РФ, профессор Российской академии естествознания Татьяна Станиславовна Горбунова, проректор по научно-методической работе – кандидат педагогических наук Оксана Александровна Колядинцева, проректор по организационно-методической работе – кандидат педагогических наук, доцент Татьяна Владимировна Головина. Несмотря на научные звания, они не теоретики, а практики – люди, знающие и любящие школу. Наряду с традиционными формами и методами обучения, используемыми в профессиональном образовании, применяются тренинги, деловые игры, работа в малых группах, составление портфолио, заполнение рабочих тетрадей, методы психолого-педагогического исследования, психологической диагностики, математической статистики, системный анализ, использование кейс-моделей и другие, которые способствуют активизации образовательной деятельности слушателей. Если до 2006 года институт занимался лишь повышением квалификации педагогов, то сейчас активно взялся за профессиональную переподготовку – этого требует время. К созданию 11 программ переподготовки ИРООО подтолкнула не только новая модель образования, но и практические нужды омского образования. Первые выпускники по специальностям «менеджмент в образовании» и «педагогика и психология» уже начали трудиться в школах. Ставки психологов постепенно сокращаются, но функции их должны выполняться, а про необходимость знания менеджмента руководителями и говорить не приходится. Правда, по мнению Оксаны Колядинцевой, проректора по науке, система образования и институт вместе с нею все же несколько отстают – менеджменту обучаются уже действующие директора и заместители. ИРООО же надеется создать кадровый резерв – готовить «командиров» из рядовых, но талантливых, предлагая им обучение на бюджетной основе. Переучиваются учителя долго – два года. Можно, конечно, процесс углубить и подготовить новых специалистов за три-четыре месяца, но в ИРООО считают, что щадящий режим удобнее и для руководителей школ, и для самих учителей. Более того – сейчас и повышение квалификации стало проводиться по новой схеме – накопительной.
– Мы решили, что обучение раз в пять лет для педагога, конечно, значимо. И, в общем, немало – по времени. А вот от времени за пять лет вполне можно отстать. Ведь и жизнь, и образование меняются стремительно, – объясняет Оксана Александровна. – Мы разбили курсы повышения квалификации на 16-часовые модули, причем дали слушателям выбор. Учитель имеет право раз в пять лет отучиться на бюджете 72 часа. Так пусть он учится ежегодно, но не сразу, «залпом», а постепенно, к тому же выбирая те направления, которые считает нужным. Это, конечно, накладывает на слушателя большую ответственность, но и подталкивает к саморазвитию.
Уже идет переподготовка педагогов по предшкольному образованию. В систему сейчас пришло немало непрофессионалов – любящих и умеющих заниматься с детьми, но не имеющих специального образования. С октября начался курс педагогики дополнительного образования, где эта проблема еще острее – как правило, в кружках и секциях работают люди одаренные, но пединститутов не окончившие. К тому же новая модель образования предполагает стопроцентный охват детей, а соответственно и новые методы работы. Курс специальной педагогики в общеобразовательных учебных заведениях тоже вызван самой жизнью. Новая модель образования предусматривает все большую интеграцию «особенных» ребят, и в селах области она, собственно, уже происходит – родители не хотят отпускать своих чад в далекие интернаты. Правда, учителя, принимая в класс таких детей, действуют на свой страх и риск, основываясь больше на интуиции, чем на знаниях.
Совершенно новое направление, которое разрабатывает ИРООО, опираясь на поддержку муниципалитетов, – педагогическое сопровождение семейного воспитания малышей от нуля до трех лет. А вот в выявлении и поддержке одаренных детей у института уже многолетний опыт. В этом году здесь создан Центр сопровождения олимпиадного движения, который организует для педагогов выездные курсы и семинары методом погружения. Разработана технология дистанционного обучения. Пока ресурсный центр информатизации начал работать в самом ИРООО, а с начала 2009 года они появятся во всех 32 районах области. Педагоги-мэтры смогут обучать на расстоянии и юные таланты, и учителей, их взращивающих. В этом им помогут мобильные классы, подготовленные в ИРООО. Опыт талантливых педагогов, победителей различных конкурсов, в институте обобщается, но Горбунова считает, что делать это надо активнее – педагогические «звезды» должны стать внештатными сотрудниками института. Они уже нынче начнут учить своих коллег по специально созданной технологии.
Все программы ИРООО – и действующие, и те, которые скоро начнут действовать, – имеют одну особенность. Институт выступает не просто «учителем», он «соисполнитель». Например, создал региональную компьютерную олимпиаду для малышей – дабы выявлять маленьких «умников», а заодно и дать возможность учителям начальных классов проявлять себя. Приезжая в гости в районы, ИРООО ждет от них ответного визита – в институте запланированы дни муниципалитетов, когда районные системы образования смогут показать все лучшее, что у них есть.
– Нам нужна тесная и постоянная связь с нашими слушателями, – говорит Татьяна Горбунова. – Иначе зачем мы работаем? Мы сейчас с двумя районами области – пока в качестве эксперимента – начали работу по проверке эффективности нашего обучения и переобучения. Человек окончил курсы, вернулся домой, и что изменилось, с кем он поделился? Почему не получилось – или мы учили не так, или ему на месте не помогли? Взаимодействие с практиками, с социальными партнерами требуется прежде всего в принятии самих идей новой модели образования. Ведь все мы в ответе за будущее наших детей.
Омская область
Комментарии