search
main
0

В ответе – любовь. Проектная деятельность как способ самореализации школьников

​«Вы здесь для того, чтобы поддержать, посоветовать, ответить на вопросы. Мотивация идет от детей, а не от вас. Ученики работают тогда и потому, что это им нравится. Вы здесь потому, что детям иногда понадобятся ваш опыт и идеи», – Джейн Майлз.

Успех в современном мире во многом определяется способностями человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в образовательных организациях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся – проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в образовании, до сих пор еще не сформировались представления о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения самого стандартного задания (ответ с выполнением песен и танцев изучаемой страны) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.Для того чтобы ученик воспринял знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Решить проблему – значит получить реальный и ощутимый результат.Целью проектной деятельности является то, что она направлена на развитие активного самостоятельного мышления ребенка и призвана научить не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даются, а уметь применять их на практике.Важным и на первых порах самым трудным является постановка цели проекта. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебными проектами. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: зачем я собираюсь делать эту работу? Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: что для этого следует сделать? Решив его, ребенок увидит задачи своей работы. Следующий шаг – как это делать. Поняв это, учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными; индивидуальными, парными, групповыми. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью учителя составляет план предстоящей работы.Я работаю со школьниками по этому направлению начиная с первого года обучения. Вот один из них – проект «День семьи, любви и верности», который стал победителем Всероссийского конкурса социально значимых проектов «Изменим мир к лучшему» (май 2016 г.).Автором проекта была ученица 9-го «Д» класса Екатерина Ходеева, которая с большим увлечением и интересом работала над проектом.Актуальность проекта: в современном мире, как бы ни было популярно виртуальное общение, живые настоящие чувства и общение между детьми и их родителями, бабушками, дедушками определяют исторически сложившиеся семейные ценности, такие как любовь, верность, взаимная поддержка.День семьи, любви и верности, празднование которого проходит ежегодно 8 июля, входит в общенациональную российскую программу «В кругу семьи». В школах нашей страны изучают произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которое является основой этого замечательного праздника.Целью проекта является организация духовно-нравственного воспитания школьников через традиционные ценности российской семьи.Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:- раскрыть содержание «Сказания о Петре и Февронии», основные аспекты их жизненного бытия;- создать историко-культурный комментарий к открытию памятников святым Петру и Февронии по России;- разработать технологическую карту классного часа «День семьи, любви и верности» для проведения в школе.Гипотеза: на сегодняшний день, как никогда, актуально формирование у детей и подростков традиционных ценностей, присущих российской семье. Этот процесс станет успешным, если будет представлять собой четко спланированную и организованную работу в системе школьного воспитания.При разработке данного проекта использовались следующие методы:- теоретический анализ научной литературы по теме проекта;- социологический опрос, наблюдение;- конкурс творческих работ;- качественный и количественный анализ результатов проекта.Повесть о Петре и Февронии Муромских – реальная история любви и верности.Однажды будущий князь Муромский Петр, брат Павла князя Муромского, заболел страшной болезнью: тело его покрылось безобразными струпьями. Болезнь эту не мог излечить ни один лекарь. Чтобы найти человека, который мог бы спасти их господина, слуги княжеские отправились на поиски. Забросило как-то одного из гонцов в село Ласково.Там он обратил внимание на одну девушку, спросив у нее, не знает ли она лекаря подходящего, он получил ответ: «Приведи своего князя ко мне, я его вылечу, если только он смирен и чист сердцем». Девушку эту звали Февронией. Узнав о предложении, Петр отказался: ведь не подобает князю на поклон к простой крестьянке идти. На отказ князя Феврония сказала: «Теперь я вижу, что много в князе гордыни. Так знайте же, я вылечу его только в том случае, если он возьмет меня в жены!» На удивление, на этот раз Петр согласился. Пришел он к Февронии, та дала ему обычное тесто, велев намазать им тело. Послушал Петр Февронию, болезнь тотчас отступила, но жениться на Февронии Петр отказался. Тогда болезнь обрушилась на него с новой, еще более коварной силой. Пошел он к Февронии просить прощения и поклялся, что женится на ней. После свадьбы болезнь окончательно оставила его.Стали жить Петр и Феврония в городе Муроме душа в душу. Шло время. Правящий в то время Павел, брат Петра, скончался. Власть перешла к князю Петру. Со стороны бояр начались интриги против Февронии из-за ее простого происхождения. На одном из пиров придворные хитростью выманили у князя обещание исполнить любое их желание. Бояре потребовали прогнать Февронию со двора и жениться на другой девушке, благородных кровей. Петру волей-неволей пришлось согласиться. Однако княгине в качестве величайшей милости позволили забрать из дворца все, что она пожелает. Мудрая княгиня никакого богатства не стала брать из дворца, а пожелала забрать с собой своего мужа – любимого ею князя Петра.Оставили они Муром, сели вдвоем в ладью и поплыли вниз по Волге. На одной из стоянок их нагнал гонец из Мурома. Он поведал, что бояре, оставшись без княжеского правления, начали жестокие распри в борьбе за престол, основательно перебили друг друга, а оставшиеся в живых умоляют Петра с Февронией вернуться в город.Возвратились изгнанные супруги и правили долгие годы мудро и справедливо. Умерли Петр и Феврония в один день. Ходят легенды, что Петр заранее заказал общий на двоих гроб и велел положить супругов после их смерти вместе. Приказ князя выполнен не был – их положили в разные гробы.На следующее утро, на удивление всех, лежали Петр и Феврония вместе. Скоро у гробницы Петра и Февронии стали совершаться исцеления, к ней потянулись паломники из других городов, особенно те, кто просил Всевышнего о даровании им супружеского счастья. Это паломничество совершается до сегодняшнего дня…Памятники святым Петру и Февронии как способ пропаганды традиционных ценностей российской семьиВ 2008 году в России указом Президента России был учрежден День семьи, любви и верности, а его ежегодное празднование было назначено на 8 июля. Именно в этот день Русская православная церковь отдает дань памяти муромским чудотворцам – благоверному князю Петру и княгине Февронии.Первый памятник святым Петру и Февронии в рамках общенациональной российской программы «В кругу семьи» был установлен 8 июля 2008 года в старинном Муроме Владимирской области. Этот памятник получил название «Союз любви – мудрый брак». Аналогичный памятник был открыт в 2012 году в Новосибирске под названием «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Эти памятники вносят художественный вклад в повышение качества семейного воспитания.Разработка технологической карты классного часа «День семьи, любви и верности» для проведения в школеВ нашей школе пятый год функционирует семейный клуб «Огонек». В рамках деятельности клуба проводятся увлекательные для учеников мероприятия, такие как встречи с писателями, поэтами, спортсменами, различные экскурсии и поездки, посещение выставок и музеев. Активом клуба «Огонек» в октябре прошлого года был проведен опрос учеников 9-х классов с целью определения уровня грамотности в вопросах семьи и семейных ценностей.Были заданы следующие вопросы:1) Какие семейные ценности вы знаете?2) Какие семейные ценности вы считаете наиболее значимыми?3) Знаете ли вы сказание о Петре и Февронии, о Дне семьи, любви и верности?Результаты опроса показали нам следующую картину: первые два вопроса затруднений не вызвали, учащиеся без труда назвали целый ряд значимых семейных ценностей. В качестве основных ребята выделили любовь, верность, общность интересов и согласованность действий членов семьи. Однако третий вопрос вызвал у большинства опрошенных некоторое замешательство. Ребята имели лишь отдаленное представление о Дне семьи, любви и верности, не говоря уже о сказании о Петре и Февронии Муромских.Стало абсолютно ясно, что есть необходимость повышения грамотности учащихся в вопросах семьи, семейных ценностей и их исторических предпосылок. Взявшись за дело, группа учеников 9-го «Д» класса вместе с учителем литературы Надеждой Демидовой провела в школе целый ряд мероприятий. Это позволило ученикам разных возрастных категорий прикоснуться к истории о Петре и Февронии; ощутить присутствие определенных ценностей в своих семьях на практике, принять участие в семейных конкурсах, семейной гостиной, проявить свой талант в творческом конкурсе рисунков, посвященном Дню матери.Наша группа провела около десяти классных часов по теме «День семьи, любви и верности» в 5-8-х классах, интерактивную викторину по повести о Петре и Февронии Муромских, конкурс творческих работ к Дню матери и концерт, посвященный этому празднику, выпущены две школьные тематические стенгазеты.Ребята отметили, что:1. Анализ повести о Петре и Февронии Муромских показал, что пронести любовь через все тяготы жизни – поистине тяжелый труд и подвиг, сделавший этих людей святыми.2. Памятники Петру и Февронии по всей России – символ и пропаганда любви и верности, семейных ценностей.3. Социологический опрос среди школьников показал необходимость постоянной работы в целях формирования основ семейной жизни у подрастающего поколения.Следует заметить, что метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для ребят.Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможности показать свои организаторские способности, скрытые таланты и умения.Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся и поэтому уникален. Он формирует большое количество умений и навыков и потому эффективен. Он формирует опыт деятельности и потому незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее образования – в балансе альтернатив.Таким образом, деятельность учащихся при реализации проектов формирует навык поиска информации, расширяет возможности интерактивного общения, закладывает фундамент для самостоятельной познавательной деятельности, позволяет оценить свои новые возможности, лучше понять себя и окружающий мир, а значит, является прекрасным способом самореализации личности школьника.Надежда ДЕМИДОВА, учитель русского языка и литературы школы №354 имени Дмитрия Карбышева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте