Все годы перестройки имя французского предсказателя Нострадамуса (Мишеля Нотрдама, 1503-1566), французского врача и астролога при дворе короля Карла IX, не сходило с полос наших газет, будто речь шла о видном и авторитетном политическом деятеле. Автор туманных “Столетий” (первое издание вышло в 1553 году), написанных рифмованными четверостишиями – катренами, он будто предрек и наши – для него “грядущие” времена. Впрочем, когда апологеты Нострадамуса переходили к конкретным толкованиям, то убедительность его “Центурий” падала, все становилось несколько расплывчатым и трудно толкуемым. Из уст в уста передавалось, что, по словам Нострадамуса, выходит так, что мы должны погибнуть в августе 1999-го от взрыва атомной бомбы. Но и без нострадамовских катренов все побаиваются конца не только страшного XX века, но и конца второго тысячелетия. И чем туманнее предсказания, тем страшнее. Впрочем, русского человека запугать не так легко. Тем более что у нас были свои замечательные прорицатели, которые предсказывали будущее ясно и достаточно понятно современникам.
Младшим современником Нострадамуса в России был преподобный монах Иринарх – родом из села Кондаково под Ростовом Великим. Он постригся в Борисоглебском монастыре уже в возрасте 30 лет. А до этого, находясь на заработках в Нижнем Новгороде, увидел смерть своего отца. К недоумению всех окружающих, заплакал со словами: “Вижу, как отца моего погребают”. Никто в это не поверил, но все оказалось правдой.
Иринарх родился в 1548 году – через год после вступления на русский трон царя Ивана Грозного и через два года после его смерти ушел в монастыре в затвор, надев на себя многопудовые железные вериги, подобно древним святым. Выстроив себе тесную келью, он сковал железный стул и приковал себя к нему железной цепью.
Иринарх спал всего два часа в сутки, а все остальное время молился за русскую землю и русский народ, предвидя наступающие бедствия. Так, уйдя в затвор в 38 лет, он провел там годы царствования царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, Бориса Годунова. Там встретил и годы наступившей Смуты, правление Лжедмитрия. Во сне Иринарху было открыто видение Москвы, разоренной нашествием поляков и литовцев, и строгий наказ – идти в столицу и предупредить царя Василия Ивановича Шуйского о надвигающемся его пленении. Впервые решил Иринарх оставить свою келью, чтобы спасти отечество. Он отправился пешком к Шуйскому, потребовал у стражи, чтобы его пропустили, и все рассказал царю.
– Оставя многолетнее сидение в темнице, пришел к тебе возвестить сие. И ты стой за веру Христову мужеством и храбростью, – благословил он Шуйского. Тот был поражен и видом, и словами монаха, приказав на лошадях отвезти Иринарха в его монастырь.
Однако предупреждение не спасло царя от его судьбы. Приближенные бояре составили против него заговор и потребовали от Шуйского отречься от престола. (Случилось это – по мистике истории – 17 июля 1610 года: в день, когда спустя 308 лет был убит Николай II, которого по сути также заставили отречься от престола). У Шуйского отняли венец, бармы и царский посох – все знаки его высокого достоинства. Власть перешла к боярской Думе, которая 2 августа у стен Новодевичьего монастыря решила отдать русский престол иноземцу – польскому королевичу Владиславу.
Москвичей 27 августа 1610 года стали приводить к присяге новому королю. Сверженного царя насильно постригли в монахи и увезли в плен – в Польшу. Вместе с ним были вывезены туда и его братья. Внезапная смерть всех – почти одновременная – заставила современников думать, что они были отравлены.
Так исполнилось предсказание преподобного Иринарха.
Тем временем шайки поляков разоряли русские земли. Был сожжен Ростов Великий. Монахи Борисоглебского монастыря были вынуждены его покинуть. Там остался один Иринарх. Он и встретил незваных гостей. Те предложили старцу помолиться за Лжедмитрия II, но Иринарх ответил: “Вере своей и царю Российскому не изменю”.
Услышав о необычном старце, посмотреть на него приехал гетман Ян Петр Сапега. Иринарх сказал ему, что его ждет смерть, если он не покинет скорее Россию. Так все и сбылось…
Когда в Ярославле собралось ополчение Минина и Пожарского, а на князя Пожарского было совершено покушение, Иринарх прислал просфору и благословение – идти на Москву. По дороге Минин и Пожарский посетили Иринарха, и тот благословил их крестом со словами: “Увидите славу Божию”. И это предсказание монаха сбылось. Он скончался в 1616 году 13 января, заранее зная день своей смерти. От вериг его происходили многочисленные исцеления. До наших дней сохранился Иринархов колодец, восстановлена его келья. Борисоглебский монастырь был построен учеником Сергия Радонежского, по преданию, здесь был пострижен инок Пересвет, посланный Сергием Радонежским вместе с Ослябей на Куликово поле, когда он благословил на битву великого князя московского Дмитрия Донского. Так все сковано в русской истории единой цепью.
С окончанием Смутного времени на Руси воцарилась династия Романовых, которая просуществовала почти триста лет. Однако и тут полно мистики. Напомним, первым царем Романовым был Михаил Федорович, взошедший на престол в 1613 году. Последним представителем ее стал великий князь Михаил Александрович, в пользу которого отрекся от престола последний русский император Николай II.
Царствие Романовых началось в Ипатьевском монастыре Костромы, а закончилось в Ипатьевском доме Екатеринбурга. Может, не случайно, что династия закончилась именно в этом городе. Он носил имя Екатерины Великой, свергшей по сути последнего законного представителя Романовых по мужской линии. Пророчество же о жестокой судьбе ее потомков прозвучало во времена ее правления от монаха, носившего имя первого библейского праведника – Авеля. Монах Авель (1757-1841) был в миру крестьянином родом из Тульской губернии Василием Васильевым. Он поселился в одном из северных монастырей – то ли на Валааме, то ли в Соловках, и за его молитвенные подвиги была Авелю послана особая прозорливость будущего. Авель предсказал скорую смерть Екатерины II и за это по доносу был немедленно отправлен в Петербург и посажен в Петропавловскую крепость. Он пробыл там год, как предсказание его исполнилось.
Узнав об арестанте-монахе, новый император приказал доставить Авеля к себе из крепости. Но Авель не обрадовал Павла, заявив ему: “Царства твоего будет все равно что ничего. Ни ты не будешь рад, ни тебе не будут рады. И помрешь ты не своей смертью”. Авель развернул перед Павлом I целую вереницу насильственных смертей его потомков. Не теряя самообладания, император попросил Авеля записать его предсказания на бумаге. Есть свидетельства, что рукописных книг у Авеля было несколько, но в его скитаниях по тюрьмам они были утрачены.
Пророчества Авеля, по приказанию Павла I, были, кроме того, записаны особо на бумаге в его присутствии, запечатаны в особую шкатулку со строгим повелением вскрыть спустя ровно сто лет после его, Павла I, смерти.
Известно доподлинно, что в столетнюю годовщину предсказанной монахом Авелем гибели Павла I, 11 марта 1901 года, император Николай II вместе с императрицей Александрой Федоровной отправились в Гатчину, в Павловский дворец, где хранилась заветная шкатулка. Когда царская чета появилась перед придворными, на них, как говорится, лица не было. Именно после этого Николай II стал поговаривать о своей недальней и насильственной смерти.
Неизвестно, вернулся ли Авель в Петропавловскую крепость сразу после разговора с Павлом или спустя какое-то время, но его книги ходили в рукописях по Петербургу. Так что когда Павел I погиб, с монахом встретился вступивший на престол Александр I. Но и тот не был утешен разговором, так как Авель предсказал ему и вовсе несуразное: будто его Москву сожгут французы. Александр приказал отправить сумасшедшего монаха в тюрьму, где он просидел 10 лет, а книги его были собраны и сожжены. После того как императором стал брат Александра I Николай I, Авель предрек ему сразу вольтерьянский бунт. Николай I, подавивший восстание декабристов, распорядился изловить Авеля, который уже странствовал по монастырям России, и заключить его в монастырскую тюрьму Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Там, кстати, похоронен князь Пожарский – герой 1612 года. Видимо, там и скончался монах Авель в возрасте 84 лет, но могила его потеряна.
Судьба же всех Романовых после смерти Павла I и в самом деле драматична: воспитанник и любимый внук Екатерины II Александр I знал о заговоре придворных против своего отца Павла, он был фактически его участником. Однако смерть самого Александра I стала одной из загадок века: непонятно зачем он отправился в Таганрог, где будто скончался, но ходили упорные слухи, что на самом деле император скрылся и тайно постригся в монахи, жил долгие годы в Сибири под именем Федора Кузьмича. В императорском же гробу лежал простой солдат, на него похожий. Есть свидетельства, что, когда вскрыли гробницу Александра I в Петропавловском соборе, она была пуста.
Существует достоверная версия, что брат его – император Николай I не вынес позорного поражения в Крымской войне и принял яд. Сын последнего Александр II был убит народовольцами бомбой в результате нескольких покушений. Вступивший на престол Александр III умер внезапно от болезни, полученной вследствие крушения царского поезда (когда могучий царь атлетического телосложения удерживал на своих плечах крышу вагона, чтобы она не обрушилась на его семью, пока не подоспела помощь). Сын же Александра III Николай II и был последним русским царем, расстрелянным вместе со всей семьей в городе Екатеринбурге… Брат Александра III, великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, был убит эсером Каляевым 4 февраля 1904 года, что послужило прологом к первой русской революции.
Возвращаясь же к катренам Нострадамуса, можно сказать, что русские предсказатели – преподобный Иринарх (причислен к лику православных святых, память его отмечаетcя 26 января по новому стилю) и монах Авель не прятали и не шифровали свои пророчества. Они смело говорили царям правду, за что и страдали. Ну а что же мы – бедные люди конца второго тысячелетия, не говоря уж о конце XX века? Монах Авель говорил: “Безвестное и тайное, что будет миру, но не всем скажи”. Его книга называлась “Мудрая, Премудрая”.
Всем нам доступна самая таинственная книга пророчеств “Апокалипсис”, или “Откровение святого Иоанна Богослова”. Доступна в чтении, но не в толковании и понимании. Хотя когда случился взрыв Чернобыльской атомной станции, все вспомнили, что это предсказано в “Апокалипсисе: “Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезды “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки” (гл.8, 10-11). Чернобылем зовут на Украине полынь. Там же указано и страшное “число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть” (гл. 13, 18). Если умножить это число на три, мы получим 1998. Значит, у нас есть надежда! Пусть она оправдается в 1999-м – году кролика.
Светлана КАЙДАШ
Комментарии