search
main
0

В открытом доступе. Лидеры карельского образования готовы делиться опытом и открытиями

В конце учебного года в лицее №1 Петрозаводска состоялось награждение 100 лицеистов. Традиционное для учебного заведения вручение награды «100 лицеистов»-2018 – важное событие, завершающее год. В прошлом году конкурсу исполнилось 20 лет, а в этом учебном году лицей №1 Петрозаводска отметил свое 30‑летие. Разговор с Анжеликой Гуденко, директором одной из самых больших школ города, касался не только круглых дат и значимых событий. Скорее это общение было посвящено тем акцентам, благодаря которым лицей с уверенностью удерживает лидерские позиции в системе образования не только Петрозаводска, но и Карелии.

Самую статусную награду конкурса в номинации «Один из ста» из рук директора лицея получил ученик 11‑го класса Всеволод Сурконт. Одиннадцатиклаcсника Всеволода называют голосом лицея: именно он в последние годы вел большинство концертов, линеек, шоу, праздников, встречал почетных гостей. У Всеволода в детском саду лицея подрастает младший брат. Через несколько лет и он станет лицеистом.- Наша школа изначально была не семейной. Но выпускники своих детей приводят. Приводят к нам вторых и третьих детей. Уже молодые бабушки и дедушки ведут внучат в детсад. Вроде бы мы молодая школа, 30 лет всего, но уже выросли поколения, это, конечно, ко многому обязывает, – замечает Анжелика Витальевна.- Анжелика Витальевна, как живет школа, под крылом которой три здания – основной корпус, подростковая школа для учеников 1‑5‑х классов и детсад, всего 1459 обучающихся? – Я не каждый день бываю в детсаду, в начальной школе. Для меня это волнительно, конечно. У нас всегда жизнь кипит, но я чувствую, что меняется настрой, когда я прихожу.- Так уж случилось, что на награждении ста лицеистов года я была у вас впервые. Расскажите немного о конкурсе…- В прошлом году мы отметили его 20‑летие. Выпустили даже собственные ежедневники и кружки. Это замечательная традиция, которую мы будем сохранять. У нас есть спонсоры, которые понимают значимость события. Среди главных помощников – бывшие ученики. На уровне начальной школы у нас проходят «Звездочки лицея», для старших – «Сто лицеистов». Сейчас думаем о подобном конкурсе для дошколят.- Как выбирают самого достойного ученика?- Номинантов предлагают классные руководители, классные коллективы, кафедры. Информацию по каждому кандидату рассматривает комиссия, в состав которой входят ученики, учителя и представители управляющего совета – родители.- Меня поразило то, как проходило награждение ребят. О каждом из ста были сказаны важные слова. Это колоссальная работа тех, кто готовит конкурс!- Готовят событие фонд развития лицея, лицейское самоуправление, социально-воспитательная служба и научно-методический сектор. У нас есть целая система мониторинга. Ранее мы на страницах «Учительской газеты» делились своими наработками по мониторингу урочной деятельности («Учительская газета» №44 от 31 октября 2017 года, публикация «Мониторинг ради мониторинга?»). Точно такой же есть и по внеурочной деятельности. Мы легко отслеживаем все результаты лицеистов. Когда проходят заседания комиссии, идут жаркие споры. Например, есть у нас два ученика, которые имеют высочайшие достижения в спорте, они не сомневались, что мы за это их и наградим. Но у нас интрига – лицеисты не знают, в какой номинации их поощрят. Могут лишь догадываться. Два наших титулованных спорт­смена – Полина Касатикова и Максим Балабаев – в этом году достойно проявили себя в олимпиадах. За это мы их и поощрили в номинации «Олимпийцы».- Неужели в лицее только 100 лучших учеников? А как же остальные?- Конечно, талантливых детей больше, и каждого из них мы стараемся поощрить. В этом году мы ставили себе задачу по олимпиадам и решили ее. В прошлом году, например, было больше победителей по результатам исследовательской деятельности… На протяжении всего года есть возможность устроить минуту славы для каждого. Чествуем всегда своих героев в классных коллективах, даем информацию по школьному радио. Я и на урок часто прихожу к ребятам, чтобы сертификаты или грамоты вручить ученикам и учителям.- Анжелика Витальевна, год назад я спрашивала о том, как складывался первый год вашего директорства. Тогда вы сказали, что без ежедневника с трудом бы восстановили ход событий, настолько активным был каждый день… Но, несмотря на эту нагрузку, вы продолжали вести историю и обществознание.- Я по-прежнему преподаю. Жизнь стала еще более насыщенной. Градус активности не снижается. Если в прошлом году к подобному событию, как «Сто лицеистов года», я готовилась отдельно и ничего на этот день не планировала, то сейчас так уже не получается… Сегодняшний день был до начала церемонии расписан по минутам. Конечно, приходится расставлять приоритеты, хочется воспользоваться теми возможностями, что предоставляются. Этот год прошел для лицея под знаком его 30‑летия. Провели его по-особому. Задумка была такова – вовлечь в события весь учительский коллектив. Проект «Лицей юбилейный» звучал на уровне муниципалитета каждый месяц! Мы открылись для всего педагогического сообщества по всем направлениям. Что мы делали? Мы объявляли тему, интересную всему профессиональному сообществу города, приглашали на нашу базу и показывали, что у нас есть на сегодняшний день.- Почему этот опыт важен для лицея?- Педагогических работников у нас 120, а учителей – 91. Подобный проект дает возможность каждому учителю себя открыть. Пусть это будет небольшое исследование самого педагога, его личное открытие, но вот он это сделал сам и поделился с другими. Чего не хватает нашим предметникам? Мы теоретические трактаты все умеем читать, а вы скажите, как войти в класс с определенной особенностью и какой прием предложить коллеге, чтобы урок пошел так, как запланировано. Мы работали в этом году в технологии lesson study («изучение урока»), и мы в это закрутили весь педколлектив. За один год мы педагогического прорыва, конечно, не сделаем. Но я, как руководитель, ставила цель – все педагоги должны были оказаться в активной позиции. Названная технология это позволила сделать. Мне бы хотелось, чтобы мы серьезно начали изучать сердцевину процесса – урок. Часто говорят, что учитель сложно принимает новое, такой он закоснелый… Для изменений необходимы условия. Важно не просто требовать перестать быть урокодателем, стать творческим в полете. Необходимы условия! Освободите время, мы его, например, освободили. В определенный день и час мы в эту технологию погружали всех учителей лицея! Никто не думал, что это возможно в принципе, но у нас получилось!- А как сейчас складывается сотрудничество лицея с Гимназическим союзом России?- Оно расширилось! Наша административная команда мыслит одинаковыми категориями в одном понятийном поле (о становлении административной команды читайте в «Учительской газете» №21 от 23 мая 2017 года, публикация «Импульс новой волны»). Если мы хотим что-то провести, это не может быть сиюминутно и без четкого понимания, для чего тебе это надо. Когда мы шли на сотрудничество с Гимназическим союзом, мы видели ресурс в этом сотрудничестве. Нам было предложено три кейса, ориентированных на учителей-предметников, учеников и управленцев. Что касается третьего кейса, мы предложили коллегам со всей России кейс, связанный с управлением. Это, по сути, готовый продукт, которым мы делились. Если мы даем и у нас это берут, значит, мы можем создать еще что-то. Так получилось и с Гимназическим союзом. За этот год мы 37 раз выходили на конференц-связь за 35 учебных недель. Все это время лицей был в открытом доступе. В этом были задействованы и учителя, и ученики. Каждый раз подключались 4‑7 регионов. В апреле как раз работала административная команда, учителей уже не тревожили. Организаторы трансляции сказали, что на следующий год это все важно повторить для участников союза, поскольку это не что иное, как повышение квалификации. Так мы получили высокую экспертную оценку.

КомментарийСветлана Рогова, заместитель начальника Управления образования Петрозаводска:- События в рамках юбилейного для лицея года проходили ежемесячно для всей муниципальной системы образования. Они ежемесячно включались в координационный план нашей работы. Проведение всех событий проходило на неизменно высоком уровне. Уверена, на этом лицей и вся система образования города не остановятся. В следующем году надеюсь, что Анжелика Витальевна Гуденко будет предлагать интересные события, важные для педагогов Петрозаводска. Идею проекта «Лицей юбилейный» поддержали Управление образования Петрозаводска и Центр развития образования.

КстатиНа днях стало известно, что педагоги лицея удостоены сразу двух государственных наград. Звание «Заслуженный учитель Республики Карелия» получила учитель математики Марина Рыбакова, звания «Почетный работник образования Республики Карелия» удостоена заместитель директора по учебно-воспитательной работе Инга Айдина.

Петрозаводск, Республика Карелия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте