Начальник Управления образования города Ачинска кандидат педагогических наук Светлана Викторовна СВЕТЛИЧНАЯ абсолютно органична со своим именем – излучает свет и добрую, позитивную энергию. При этом понятно, что ответственная должность требует и других качеств – конструктивности, жесткости, уверенности.Во время нашей беседы она скромно умалчивает о своем личном участии в тех процессах, которые превратили отдельно взятый район – сибирский город Ачинск – в настоящий центр модернизации, а экспериментальную площадку по внедрению информатизации в систему дошкольного образования – в успешный проект: «Это результат работы большого коллектива специалистов и поддержки коллег». И тем не менее формула успеха руководителя остается неизменной: при равных стартовых условиях победу одерживает тот, кто умеет строить амбициозные планы и разрабатывать алгоритм их реализации, находить единомышленников, выбирать надежных деловых партнеров, вселять уверенность в коллег и подчиненных, брать на себя ответственность и не останавливаться на достигнутом.
– Светлана Викторовна, о ваших успешных проектах, реализованных в системе дошкольного образования, ходят легенды. – Спасибо! За последние годы в дошкольном образовании г. Ачинска усилиями очень многих людей действительно произошли существенные перемены. Проанализировав работу всех дошкольных образовательных учреждений города, а их у нас 31, мы выявили проблемы, без решения которых невозможно двигаться дальше: отсутствие межведомственного взаимодействия, оперативной статистики, коннекта между муниципальной услугой «Прием заявлений, постановка на учет в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования» и обратной связью со стороны дошкольных образовательных учреждений. Следующим этапом была выработка стратегии их преодоления…- …и вы решили обеспечить все учреждения доступом к единой системе, позволяющей находиться на одной информационной и организационной волне?- Абсолютно верно. Поэтому к решению обозначенных проблем мы подошли комплексно. Для организации информационно-образовательной среды дошкольного образования была проделана большая работа: проанализирована материально-техническая и программная база всех дошкольных образовательных учреждений, разработаны и утверждены требования к ИКТ-инфраструктуре ДОУ, представлены модель и проект внедрения информационно-аналитической системы на уровне муниципалитета, разработана нормативно-правовая документация (приказы, регламент, соглашения о передаче персональных данных и др.), внесены изменения в городскую целевую программу «Информатизация системы образования на 2011-2013 годы» по приобретению ИАС «Заведующий ДОУ», персональных компьютеров и программного обеспечения для организации рабочих мест пользователей системы. – Вопросы качества медицинского обслуживания воспитанников детских дошкольных учреждений традиционно стоят едва ли не на первом месте, как они были решены в ходе модернизации? – Мы уделили этому очень большое внимание. Были проведены межведомственные мероприятия со здравоохранением на уровне первых лиц, проанализирован кадровый ресурс ДОУ через мониторинговое исследование по определению уровня ИКТ-компетентности (руководитель, делопроизводитель, методист, медицинский работник и др.), специалист управления образования (куратор внедрения) обучен работе с информационно-аналитической системой в г. Москве, составлен график обучения специалистов ДОУ совместно с медицинскими работниками МБУЗ «Городская детская больница», предусмотрены обучающие мероприятия (курсы, совещания, семинары, вебинары) для педагогических работников, медицинских сестер и специалистов ДОУ и мероприятия для оптимизации и корректировки деятельности, организовано обучение по итогам мониторингового исследования.- Думается, за этими лаконично сформулированными итогами стоит не одна человеческая история и сложная организационная работа. Как вам удалось осуществить обучение всего персонала в короткие сроки и получить столь эффективную отдачу? Ведь это не курсы «для галочки», а теперь уже профессиональная необходимость. – Конечно, трудности были. И технические, и организационные, и личностные. Но если люди понимают, зачем это нужно, осознают, что это качественно изменит их жизнь, и убеждаются, что задача им под силу, появляются и интерес, и желание, и азарт. Ведь познание и преодоление себя – трудная, но необходимая работа, результаты которой окрыляют. Каждому человеку приятно сознавать, что он владеет своей профессией на самом современном уровне. Это особенно ценят специалисты, работающие с детьми, понимающие свою ответственность перед новыми поколениями. Кроме того, важно, что этот процесс был повсеместным, коллективным, а значит, объединяющим. Разделить свои достижения с единомышленниками особенно приятно.- Позвольте задать личный вопрос о мотивации: далеко не каждый руководитель управления образования берется за решение такой масштабной задачи. Есть ли какая-то связь между этим проектом и темой вашей диссертации «Проективно-рекурсивный подход в рамках повышения ИКТ-компетентности учителей»?- Этой темой я начала заниматься, до того как стала начальником управления образования и, безусловно, в сотрудничестве с руководителями образовательных учреждений. У нас замечательные руководящие кадры – достаточно компетентные и мобильные, легкие на подъем, что и позволило достичь скорейших успехов. Тематика моего исследования в какой-то степени связана с проектом. Учителя, педагоги, воспитатели – люди, призванные быть первыми, а сегодня ИКТ-компетенции – это требование времени, стандарта. Моя прямая обязанность как руководителя – обеспечить для этого все условия. Работа над диссертацией вооружила качественными теоретическими и практическими знаниями, которые здесь очень пригодились. – Ваши амбициозные планы должны были получить эффективную целевую поддержку.- Безусловно! Определяющей успеха стала поддержка администрации города Ачинска. За счет муниципальных средств городской целевой программы «Информатизация системы образования на 2011-2013 гг.» в дошкольные образовательные учреждения приобретены персональные компьютеры для руководителей, делопроизводителей, кадровых работников, методистов, медицинских работников и сетевое оборудование для организации локальной сети и для подключения к глобальной сети Интернет. Кроме того, мы получили лицензии для всех детских садов на информационно-аналитическую систему (ИАС) «Аверс: Заведующий ДОУ» для ведения базы данных сотрудников и воспитанников детских садов и оперативной обработки информации, а также на весь базовый пакет программного обеспечения. Организовано подключение ДОУ к серверу управления образования. На сервере установлена ИАС Аверс: Заведующий ДОУ». К системе, каждый под своим паролем, сегодня имеют доступ все ответственные работники дошкольных образовательных учреждений и специалисты управления образования. – Расскажите о своем сотрудничестве с компанией АВЕРС: как вы взаимодействовали, формулировали задачи?- Наше сотрудничество было очень плодотворным благодаря высокому профессионализму сотрудников и их искреннему желанию удовлетворить все наши потребности. Сначала мы их сформулировали в общем, а по мере реализации вносили необходимые коррективы. Сегодня система дает возможность оперативно получить необходимую информацию для принятия решений на управленческом уровне как руководителям детского образовательного учреждения, так и руководителям управления образования и здравоохранения. Данные о состоянии здоровья детей доступны медицинским работникам и в детском саду, и в поликлинике, это очень удобно. Сотрудники НПП «ФинПромМаркет-XXI» Группы компаний АВЕРС осуществляют сопровождение сетевой версии, оперативно добавляют необходимые отчеты, программные решения. Работаем в различных интернет-режимах и при личных контактах. Мы им очень благодарны.- Адекватна ли отдача от такой «тотальной информатизации»? Оправдала ли она ваши ожидания?- Более чем! Мы уже не мыслим своей жизни без такого управленческого механизма. Наша система идеально стыкуется с краевой автоматизированной информационной системой (АИС) «Дошкольник» по комплектованию. Так, в АИСе мы видим выданное направление в детское образовательное учреждение, а в ИАС отслеживаем, поступил ли ребенок, когда. Есть возможность посмотреть все сведения о комплектовании дошкольного учреждения, отчеты по вакансиям, отследить ежедневное посещение детьми ДОУ, качество выполнения учебного плана, особенности и характер дополнительного образования, формирование портфолио воспитанников и многое другое. По полученной информации можно оперативно принять управленческое решение.- В административном плане преимущества нового подхода к организации работы очевидны. А помогает ли система решить наболевшую проблему записи ребенка в детский сад?- Спасибо за этот вопрос. Тема действительно очень актуальная, и я рада, что сегодня могу ответить: да, это еще один важный результат нашей работы, который высоко оценили родители малышей. На портале государственных услуг Красноярского края заработала услуга «Прием заявлений, постановка на учет в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования», гарантирующая электронное информирование об очередности и комплектовании в детские сады. Автоматизированная информационная система «Дошкольник» разработана Министерством информатизации и связи Красноярского края в рамках электронного правительства. Управление образования подключено к данной системе, и сегодня родители могут получать полную оперативную информацию о наличии свободных мест в дошкольных учреждениях, поставить ребенка на очередь в детский сад, не выходя из дома, узнать, как движется их очередь, какое количество льготников претендует на место в дошкольных учреждениях. Никаких очередей, хождений по инстанциям, телефонных звонков, затрат времени и нервов! Система электронного информирования удобна, прозрачна и для родителей, и для управленцев, осуществляющих сопровождение дошкольного образования. Вся деятельность, связанная с этим проектом, позволяет нам быть лидерами по многим вопросам и получать каждодневный результат благодаря нашим партнерам, коллегам, руководству. Аверс – ведущая компания, осуществляющая автоматизацию административной и финансово-хозяйственной деятельности учреждений, эффективно работает с учебными заведениями всех уровней. Для нее, похоже, нет невыполнимых задач. Есть трудные и интересные. Проект информатизации системы дошкольного образования в сибирском городе Ачинске – из таких. Специфика внедрения системы в данном регионе – это его удаленность. Поэтому залогом успеха было найти полное взаимопонимание с городским управлением образования и четко сформулировать алгоритм внедрения программы. Начали с азов. В компанию был приглашен сотрудник отдела АСУ Управления образования г. Ачинска, который прошел сертификацию на право обучения. Далее была проведена серия вебинаров с представителями управления и с сотрудниками дошкольных учреждений. В данный момент, когда система Аверс: Заведующий ДОУ» запущена, осуществляется постоянный мониторинг работы, по запросам заказчика ведется расширение функционала с учетом специфики региона. Расстояния и временные пояса стираются, если есть обоюдная заинтересованность в получении результата!
Комментарии