search
main
0

В основе всего саморазвитие

Когда я была маленькой, я могла подолгу рассматривать что-то незнакомое, наблюдать за явлениями живой и неживой природы, придумывать о них истории, то есть самостоятельно открывала каждый новый предмет или явление для себя.

​Эти открытия, несомненно, заложили основу моего умения самостоятельно искать и находить необходимую информацию, видеть необычное в обычном. Сейчас, вспоминая то время, я понимаю, что все это нередко происходило на уровне интуиции, без посторонней помощи, говоря другими словами, саморазвитие сыграло огромную роль в моей жизни и, я думаю, играет значительную роль в жизни каждого ребенка тоже. «Саморазвитие – результат сложнейшего взаимодействия сложившихся у ребенка психических образований со вновь формирующимися, – писал Н.Поддъяков. – Именно особенности трансформации осваиваемого ребенком опыта лежат в основе получения неожиданных, незапрограммированных знаний. Эти знания не всегда отчетливы и не вполне правильны, однако дают тот материал, который является основой активной мыслительной деятельности, а затем ребенок приходит к достаточно ясным и отчетливым суждениям, удивляющим взрослых своей новизной и оригинальностью».

Без сомнения, всегда найдутся люди, которые полностью будут не согласны с такой точкой зрения, и, вполне вероятно, они смогут привести весомые доказательства своей правоты. Прочитав публикации по этой теме, можно отметить, что некоторые ученые считают, что саморазвитие не свойственно детям или, в крайнем случае, свойственно, но в малой степени: детям все интересно, но их быстрое развитие – результат скорее их высокой восприимчивости, а не склонности к саморазвитию. Детям интересно играть, весело проводить время, лишь высокая восприимчивость к окружающему и той информации, которую они получают от взрослых, обеспечивает их развитие. Таким образом, сторонники этой точки зрения делают следующий вывод: склонность к саморазвитию первоначально не заложена в детях, а прививается взрослыми.

Став воспитателем, я долгое время пыталась понять, какая из этих теорий более обоснованна и следует ли вмешиваться в процесс саморазвития или нет. В настоящее время я с уверенностью могу сказать, да, следует, но считаю, что влияние на ребенка должно быть минимальным и сводиться в основном к тому, чтобы привлечь внимание маленького первооткрывателя к чему-то новому. В своей работе я стараюсь учить детей находить в их окружении незнакомый предмет или даже знакомый, но свойства которого еще не вполне открыты для ребенка, так как считаю, что первое, чему должен научиться малыш, – это умению самостоятельно находить объект, рассматривать его и наблюдать за ним. Умение наблюдать – это одно из важнейших качеств, которое обязательно должно быть сформировано у дошкольников, ведь оно помогает изучать мир. Кроме этого я считаю необходимым развивать у детей самостоятельность в целом, ведь самостоятельность – часть саморазвития, следовательно, без нее оно происходить не будет. Современная жизнь, достижения науки – это то, что ребенок может познать самостоятельно, если научить его способам получения информации. Конечно же, роль такого взрослого в жизни любого ребенка, посещающего детский сад, должен взять на себя воспитатель. Именно мы можем помочь малышам стать самостоятельными, подтолкнуть их к саморазвитию.

Выдающийся философ Клод Гельвеций говорил: «Воспитатель – это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Я с ним согласна.

Ольга СКУРАТОВА,

воспитатель школы №2033

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте