В последние годы в стране складывается особая молодежная субкультура, в которой нет места этике и морали, процветают лицемерие, ложь, насилие не только взрослого населения по отношению к детям, но и сверстников по отношению друг к другу.
Говоря о видах молодежного экстремизма, следует отметить, что специалисты выделяют несколько основных видов: политический, национальный, религиозный, оккультный, спортивный, уголовный, протестный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяют резко деструктивный, агрессивный, жестокий, не имеющий четкого адресата характер проявления, отсутствие четкой идеологии и позитивной внятной стратегии развития молодежи, системное транслирование в СМИ культа насилия, аморальности и вседозволенности.В результате борьбы за утверждение и отстаивание себя дети начинают противопоставлять себя остальному миру, относиться к нему как к враждебному, опасному. А отсюда – стрессы, страх перед жизнью (или, наоборот, безразличие к ней), трудности в отношениях со сверстниками и взрослыми, все более серьезные болезни и прочие проблемы. Пока дети будут воспринимать мир как агрессивное по отношению к ним пространство, они сами будут агрессивны как к себе, так и к другим. Необходимо научить человека видеть гармонию в мире, увлечь его желанием жить по бесстрастным справедливым законам объективного мира, строить свою судьбу успешно, зная законы мира, отношений между людьми, не подавляя других людей. Конечно, желательно при этом воспитывать не только детей, но их родителей и учителей, и если брать более глобально, то и общество в целом.Подростковый и юношеский возраст отличается стремлением к общению, неустойчивостью ценностных ориентаций, уязвимостью психики. Необходимо учитывать, что у несовершеннолетних процесс социализации, то есть включение в общественные отношения, только начинается, отсутствуют необходимый жизненный опыт, знания, недостаточно совершенны познавательные процессы. Подростка-правонарушителя характеризует отсутствие либо слабое развитие личностно-социального контроля: он подвержен воздействию таких негативных явлений в духовно-нравственной сфере, как распространение порнографии, пропаганда насилия, жестокости, культа наживы в средствах массовой информации.Работая психологом-педагогом в школе, я имею возможность наблюдать за развитием детей и подростков. С педагогическим составом школы мы задумались над созданием программы-факультатива для подростков, помогающей им сформировать свое собственное видение жизни, свое мировоззрение.Важными источниками при разработке нашей программы стали социально-педагогические исследования, посвященные изучению ценностных ориентаций молодого поколения, а также работы, рассматривающие формирование личности в норме и патологии.В основе разрабатываемой нами программы для подростков лежит формирование духовно богатой и творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями и морально-этическими ценностями при устойчивости к стрессовым аморальным факторам окружающей среды, что является условием сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья.Психологическая программа с рабочим названием «Развитие смысло-жизненных ориентаций» призвана помочь вырастить наших детей полноценными, гармоничными и благополучными членами нашего общества. Современный человек живет в состоянии постоянного стресса, тем более дети и подростки. Постоянно меняющиеся по мере взросления внутренний мир, окружающая обстановка, желания, стремления зачастую приводят подростка к длительному стрессу. В силу отсутствия у подростка четко сформированных убеждений и мнений он становится управляемым – живет навязанными ему СМИ образами, целями и ценностями. Не умея принимать самостоятельных решений, не беря на себя ответственность за происходящее в его внутреннем и во внешнем мире, за свои поступки, подросток учится жить по указке более сильного, более устремленного, умеющего навязать свое видение и мнение толпе, пропаганда аморального образа жизни, только материальных ценностей, неопределенность своего будущего, зыбкость существования приводят подростка к тому, что он перестает мечтать, за что-то бороться, находится в духовной и социальной апатии, живя только материальными достижениями и удовольствиями. Не получая желаемого, подросток начинает озлобляться, закрываться, впадать в длительный стресс. Обладая нестабильной психикой, он становится социально опасным для общества.Разрабатывая нами программа призвана соединить все получаемые знания и направить их на познание жизни, научить подростка творческому применению их на практике. Жизнь нельзя подчинить системе. Духовно развитый ребенок остается спокойным в любой ситуации, может найти единственно правильное решение вставшей перед ним задачи, найти выход из, казалось бы, тупика, не нанеся при этом даже малейшего вреда ни себе, ни окружающим его людям, следовательно, будет наблюдаться спад детской преступности, наркомании, самоубийств, жестокости. У таких детей будет меньше конфликтов в семьях. А насколько здорова семья – настолько здорово и наше общество, семья – это основная ячейка нашего общества. Гармоничный, здоровый, спокойный и доброжелательный ребенок вырастет во взрослого человека с такими же душевными качествами, и проблема экстремизма постепенно будет сводиться на нет.А.ГОРОДИЛОВА
Комментарии