search
main
0

В основе – стресс. Можно ли узнать, в каком состоянии находится учитель и в какой степени он подвержен профессиональному выгоранию? Можно, если грамотно провести тестирование и деликатно использовать его результаты

На одной из секций в рамках Национальной конференции психологов, прошедшей в конце 2007 года в Московском городском психолого-педагогическом университете, как мы уже рассказывали нашим читателям, шел разговор о профессиональном выгорании педагога, которое не только мешает ему нормально работать, но и фактически деформирует его как личность. Что делать в такой ситуации?

Дело в том, что помочь учителю может комплексная диагностика и профилактика профессионального выгорания. Тем более что возможности для этого уже существуют. Говоря о профессиональном выгорании педагога, считают специалисты, нужно обращать внимание на предпосылки деформации личности. Предпосылками становятся прежде всего стрессы, которые испытывает учитель в своей деятельности.

Одно из крупнейших агентств по подбору персонала провело исследования по диагностике выраженности стресса у населения в крупных европейских странах и сделало интересные заключения. Самый высокий уровень стресса был обнаружен в Скандинавских странах, затем в Швейцарии, Норвегии, Швеции. Самое удивительное, что ниже всех по уровню выраженности стресса (19%) находилась Россия. Хотя стрессовый режим (материальное благосостояние, условия труда, смена различных факторов жизни и так далее) в нашей стране в целом должен был быть оценен как высокий, выраженность стресса у россиян была гораздо ниже, чем у граждан других европейских стран. Тут важно понять, какого рода стрессовые состояния диагностировались. По мнению питерских психологов, такие небольшие показатели по России, видимо, связаны в принципе с тем, что стрессы бывают разные. Один помогает человеку адаптироваться в обществе, в различных ситуациях, это защитная форма реакции человека, поэтому нельзя однозначно сказать, что такой стресс лишь негативный, отрицательный показатель, ведь именно стресс позволяет человеку активно действовать на протяжении жизни, получать какие-то весомые результаты. Но между стрессом негативным и стрессом позитивным есть очень тонкая грань, которую иногда обнаружить очень сложно применительно к отдельной личности.

Самый высокий уровень стресса специалисты отмечают у людей, которые связаны с отношениями «человек – человек», когда возникают некие коммуникативные или межличностные отношения. В первую очередь к этой категории относятся менеджеры, продавцы и педагоги. Наверное, не случайно сегодня о работе образовательных учреждений говорят как об оказании услуг, но в таком случае и оценка деятельности педагога может быть дана с точки зрения того, насколько она эффективна, способна давать своеобразную прибыль. Другое дело, в чем оценивать эту прибыль, но понятно, что для оценки эффективности и для ее увеличения годятся многие методики, используемые, скажем, для менеджмента. А менеджмент ведет работу с кадрами по двум направлениям, которые позволяют по полученным выводам изменять систему работы отдельного человека и фирмы, в которой он трудится. Сегодня уже накоплен значительный опыт по использованию интегральной диагностики стресса и его коррекции для людей различных профессий. Это в первую очередь учителя, медики, инженерно-технические специалисты и так далее. То есть нельзя говорить, что такая диагностика рассчитана только на педагогов или только на менеджеров, потому что она осуществляется по одним и тем же параметрам. Тут важно то, что главная задача – снятие возможных негативных стрессов – в полной мере актуальна и для системы образования. Для ее решения необходимо тестирование прежде всего педагога.

Какие же факторы могут стать оценочными, значимыми при диагностике стресса? Во-первых, это физиологические проявления – усталость, утомленность, головокружение, вегетативные расстройства, когнитивная напряженность, соматические проявления, высокое или пониженное кровяное давление, усиленное сердцебиение, тревожность. Во-вторых, психологические проявления – затрудненность межличностных отношений, конфликтность и раздражительность, которые переносятся на другого человека, когда страдают когнитивные процессы (внимание, память), нарушение свойств нервно-психических процессов.

При диагностике стресса нужно учитывать массу факторов, и все они были обобщены профессором кафедры психологии труда МГУ имени М.В.Ломоносова Анной Леоновой, которая предложила интегративную оценку профессионального стресса. Один из методов интегральной диагностики профессионального стресса и его коррекции включает в себя три основных части. Прежде всего это описание объективных физиологических и психологических причин возникновения стресса, выявление специфических симптомов стрессовых состояний и формирование устойчивых личностных деформаций.

В принципе личностные деформации, по мнению специалистов, – необходимое условие адаптации в трудовой деятельности. Человек вынужден приспосабливаться к чему-то, например, к педагогическому коллективу или к ученическому коллективу, к специфике преподавания, при этом происходят изменения его личности. То есть без деформации личности, говорят питерские психологи, не бывает успешного в своей трудовой деятельности человека. Деформация личности, таким образом, появляется в любом случае, даже тогда, когда человек продолжительное время занимается какой-то деятельностью, если он ею увлечен, если она удовлетворяет его основным потребностям. Другое дело, если ему приходится приспосабливаться к тому, что вызывает его негативную реакцию. Ну, например, он стремится внедрять инновационные технологии, но это вызывает неприятие и неодобрение коллег, поэтому у него два выхода: или отказаться от всего, или сменить коллектив. Если нет возможности уйти, если нет возможности должным образом реализовать себя в творческой работе, возникает сильнейший негативный стресс, который ведет к личностной деформации и профессиональному выгоранию.

В качестве основных оценочных шкал в состав методики включены различные блоки.

Первый блок – это условия и организация труда. У учителя нет соответствующих условий для работы, и это вызывает у него постоянный и сильный стресс. Тут нужна диагностика причин стресса, но ее можно проводить только с согласия администрации ОУ, да и коррекционная фаза возможна только при активном содействии администрации. Администрация при этом может идти на определенные шаги, для реализации которых иногда даже не требуется финансовых вложений. Иногда лишь организационные действия могут изменить эмоциональную ситуацию не только для тех, кто испытывает стресс, но и для других участников образовательного процесса, которые не находятся в стрессовом состоянии и после этих изменений могут в стресс и не впасть. Но тут нужно быть готовым к тому, что администрация не захочет в силу тех или иных причин делать такие шаги. Между тем условия труда педагога напрямую влияют на его самочувствие, отношение к труду и работоспособность. Условия труда, интенсивность трудовых нагрузок, загруженность или незагруженность влияют на производительность труда, содержание труда, организацию трудового процесса. Если руководитель школы хочет получать высокую отдачу от труда учителя, он должен прилагать максимум усилий для того, чтобы создать ему соответствующие условия труда.

Второй блок – это субъективная оценка особенностей исполнения профессиональных задач. Сегодня уже много разговоров о том, что все педагоги разные, манера работы у них разная, отдача от работы тоже у каждого своя. Стрессы возникают от того, что педагог постоянно сравнивает себя с коллегами, ревностно относится к их успехам, болезненно реагируя на собственные недоработки или неудачи. Для оценки уровня стресса здесь можно было бы использовать анализ форм его работы, степень выполнения значимых задач, автономность исполнения (если на педагога свалился огромный блок работы, с которой он не может справиться самостоятельно, а сроки поджимают – тут жди стресса) или необходимость работы в коллективе. Очень важно оценить то, насколько деятельность педагога монотонна или разнообразна, насколько сложные задачи стоят перед педагогом, насколько быстро он может дать ответ на тот или иной вопрос, разрешить ту или иную проблему, насколько значимы эти задачи или проблемы. Педагог, как правило, умен, поэтому, занимаясь пустым делом, понимая, что эта бессмысленная деятельность не приносит никаких результатов, или отдавая себе отчет в том, что от него ждут лишь формальных отчетов, а не творческого подхода, педагог теряет интерес к работе, при этом повышаются его негативные переживания, которые приводят к стрессу.

Третий блок связан с анализом вознаграждения, получаемого за труд. Вот тут появляется существенное отличие педагога от представителей других профессий. Он работает всегда. Исследователи подмечают интересный факт: для учителя недостаточная оплата его титанического труда не становится ведущим фактором для возникновения стресса. Психологам известно: если человек самореализуется, получает удовольствие от своей деятельности, то это помогает ему уходить от стресса. В этом отношении педагог – пример, блестяще подтверждающий такой вывод специалистов. Он выполняет за одну и ту же оплату труда огромный объем работы, соглашается с дополнительными заданиями и поручениями, часто не выдвигая требований по дополнительной оплате труда. Оплата труда для него не становится основным показателем стресса, но очень часто стресс возникает тогда, когда педагог не имеет адекватного морального поощрения за свою работу.

Результаты исследований по социальному климату исследователи выделили в отдельный блок, так как этот фактор особо интересен для диагностики. Пока что для выявления тех или иных стрессогенных факторов психологи проводят исследования отдельных педагогов. Однако педагоги работают в коллективах, и невозможно в полной мере оценивать стрессы и анализировать причины их появления без полного тестирования всего коллектива. Если бы удалось провести такое исследование по всему коллективу, то тогда, возможно, удалось вычленить моменты, стрессовые для всего коллектива в целом, и предложить превентивные меры для снятия стрессов, выделить те стрессогенные факторы, на которые стоило бы обратить внимание в первую очередь, заботясь о климате в педагогическом коллективе.

Еще один блок исследований посвящен переживаниям хронического стресса. В блок входят такие характеристики, как тревога, агрессия, астения, психосоматические реакции и нарушение сна. Если посмотреть на стресс с самого начала его возникновения до личностных деформаций педагога, то сразу можно отметить переживание острого стресса, физиологический дискомфорт, когнитивную напряженность, эмоциональную напряженность, затрудненность в общении, в поведении, ухудшение общего самочувствия. Если переживание острого стресса становится длительным по времени, то оно переходит в хроническую стадию.

Следующий блок диагностики – личностные и поведенческие деформации. Это уже крайняя степень выраженности стресса. Показатели тут могут быть такими – тип А поведения, признаки синдрома выгорания, невротические реакции. Тип А поведения – это выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению целей, сопровождающиеся агрессивностью, беспокойством, неторопливостью или гиперактивностью, экспрессией, постоянное напряжение, невротизация, постоянное чувство ответственности. Сегодня многие педагоги курят, могут и злоупотребить алкоголем. Но это не антиобщественное поведение, а, как говорят питерские психологи, проявление способности человека к защите от стресса.

Модель интегративной диагностики профессионального стресса содержит все факторы диагностики синдрома выгорания, уже разработан диагностический инструментарий, который так и называется – «Диагностика и коррекция профессионального стресса», в котором три части – диагностическая; оценочная, которую берет на себя компьютер, и коррекция (или превентивные мероприятия). Это целый комплект методик, но для того чтобы их использовать в полном объеме, требуется много времени, поэтому пока о полномасштабных исследованиях информации нет.

Есть еще одна проблема – проблема конфиденциальности. Проблемы педагога – проблемы личные, знать о них, с одной стороны, нужно было бы только ему самому, но, с другой стороны, и специалисту, чтобы он мог оказать нужную помощь, дать ответы на вопросы и советы, тем самым избавляя педагога от негативного стресса и, следовательно, от профессионального выгорания. Но здесь есть опасность, что личная информация может выйти за пределы личности и быстро распространиться в профессиональной среде. Поэтому возникает проблема, как гарантировать учителям закрытость, конфиденциальность, психологическую безопасность того, что можно получать из тестов, но при этом давать рекомендации по труду, по профессиональной деятельности учителя, которые должны и могут принимать к руководству в деятельности управленцы.

Сегодня специалисты говорят о том, что, вероятно, после диагностики можно было бы получать отдельно три вида заключения: для руководителя, для психолога и для самого педагога, которые необходимы для дальнейшей работы. Стресс, повторяют они, есть всегда и у всех. Важно только оценивать степень выраженности стресса и предвидеть те переживания, которые следуют дальше и могут привести к синдрому выгорания педагога, а предвидя, найти те методики, которые помогут все это предотвратить.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте