search
main
0

В основе – социальное партнерство

Одним из самых интересных разделов московской заявки был раздел, посвященный расширению общественного участия в управлении образованием.

Дело в том, что в последние годы в столице последовательно выстраивается система общественно-государственного управления в системе образования, с помощью которой к совместной работе и социальному партнерству привлекаются самые различные гражданские институты и общественные организации. (См. таблицу 1.)

Участие легитимных органов самоуправления (совет общеобразовательного учреждения, управляющий совет, попечительский совет и т.п.) в принятии решений и стимулировании административных и педагогических кадров образовательного учреждения позволяет существенно повысить качество образования. (См. таблицу 2.)

В Москве, как в субъекте Российской Федерации и городе федерального значения, Законом «О развитии образования в городе Москве» функции создания органов управления, обеспечивающих демократический, государственно-общественный характер управления образованием, отнесены к полномочиям городского органа управления образованием (Департамент образования и его окружные управления образования).

Созданная в столице система участия общественных институтов (городские и окружные советы родительской и педагогической общественности, городские советы по видам общеобразовательных учреждений и так далее) позволяет всесторонне оценить деятельность руководителей образовательных учреждений:

– при установлении надбавок и доплат стимулирующего характера;

– при выдвижении на присвоение отраслевых наград, городских и федеральных премий в области образования. (См. таблицу 3.)

Публичное доведение отчетов всех общеобразовательных учреждений о своей образовательной и финансовой деятельности в электронных и печатных средствах массовой информации позволят всем органам государственно-общественного управления образованием активно влиять на плановое и всестороннее развитие образовательного учреждения и всей системы столичного образования. (См. таблицу 4.)

В соответствии с городской целевой программой развития «Столичное образование-4» на 2005-2007 годы все общеобразовательные учреждения будут подключены к сети «Интернет» в 2007 году, что позволит каждому образовательному учреждению иметь свой сайт.

Мониторинг регулярного обновления сайтов будет вестись в рамках РКП.

Доступ граждан столицы к информации об общеобразовательном учреждении (учебным планам, планам развития, организации обучения, дополнительном образовании и отчетам о своей деятельности) позволят активно влиять на осуществление образовательного процесса в образовательном учреждении.

При разработке городских целевых программ развития образования («Столичное образование-2 (2000-2002 гг.), 3 (2002-2004гг), 4 (2005-2007гг)»), утвержденных постановлениями Правительства Москвы, большое внимание уделялось расширению участия общественности города в управлении образованием, эффективному взаимодействию общественности с профессиональным сообществом образовательной сферы.

В соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации в столице принят закон «О развитии образования в городе Москве» (№ 25 от 20.06.2001г. с изменениями и дополнениями в редакции законов г. Москвы от 10.10.2001г. №46 и от 29.10.2003г. №63), в котором определены:

– функции, цели и права общественных советов по образованию на городском и окружном уровнях, порядок их создания и утверждения состава;

– цели, задачи и функции попечительских советов (фондов попечителей) образовательных учреждений, порядок их выборов и компетенции, формирования средств попечителей.

Создаваемая в Москве система развития общественного участия в управлении образованием разнообразна по формам и моделям и структурно охватывает все уровни – от образовательного учреждения до Департамента образования города Москвы.

На уровне города:

– создается Общественная палата по образованию в городе Москве (независимая от Департамента образования);

– созданы и действуют городские советы родительской общественности, руководителей общеобразовательных учреждений, ученической общественности, по типам и видам образовательных учреждений, ветеранов педагогического труда и старейшин, совет молодых учителей, координационный совет по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

На уровне административных округов города созданы и действуют:

– окружные советы родительской общественности, руководителей общеобразовательных учреждений, дошкольного образования, ученической общественности;

– консультативные советы педагогических предметных сообществ;

– советы молодых учителей, ветеранов педагогического труда.

На уровне общеобразовательных учреждений созданы (создаются) и действуют:

– советы образовательного учреждения;

– управляющие советы;

– попечительские советы;

– активы родительской общественности на уровне общеобразовательного учреждения и классов;

– методические советы, предметные объединения;

– органы ученического самоуправления.

В системе образования Москвы созданы и действуют городской и окружные советы родительской общественности, руководители которых входят в состав коллегий Департамента образования и окружных управлений образования, советы родительской общественности по видам общеобразовательных учреждений, которые активно сотрудничают со структурными подразделениями Департамента образования. Мнения представителей окружных советов и советов родительской общественности по видам общеобразовательных советов учитываются при рассмотрении вопросов об установлении надбавок и доплат к ставкам заработной платы и должностным окладам руководителям общеобразовательных учреждений, определенных п.5, ст.15 закона города Москвы «О развитии образования в городе Москве».

На протяжении 2 лет (2005-2006 гг.) для активов представителей родительской общественности постоянно действуют городской и окружные лектории, на которых родителей знакомят с нормативными правовыми актами в области образования, с информацией о перспективах развития столичного образования, организации воспитательной работы.

Председатели активов родительской общественности образовательных учреждений входят в составы советов образовательных учреждений и педагогических советов с правом голоса при принятии решений.

Участие родительской общественности на всех уровнях управления образованием позволяет всесторонне оценить деятельность органов управления, своевременно принять меры к обеспечению запросов жителей столицы в предоставлении доступного качественного образования.

По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в городе создается Общественная палата по образованию, независимая от Департамента образования. В январе 2007 года на заседании актива Городского совета родительской общественности утверждены 38 кандидатов для включения в Общественную палату по образованию, выдвинутых общественными организациями и объединениями.

Главная задача Общественной палаты по образованию – обеспечение взаимодействия граждан, проживающих в Москве, с органами исполнительной власти и местного самоуправления города в целях учета потребностей и интересов жителей столицы, защиты их прав при формировании и реализации региональной политики в области образования, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью образовательных учреждений системы Департамента образования путем:

– привлечения граждан, общественных объединений педагогов и родительской общественности образовательных учреждений к определению и осуществлению региональной политики в области образования, не противоречащей политике Российской Федерации в области образования;

– выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общегородское значение и направленных на развитие образования в Москве, обеспечения безопасности и защиты прав обучающихся;

– проведения общественной экспертизы проектов законов города Москвы, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти города и проектов региональных программ развития образования;

– участия в проведении независимого контроля качества столичного образования;

– выработки рекомендаций органам исполнительной власти города Москвы при определении приоритетов в области развития образования;

– оказания информационной, методической и иной поддержки жителям Москвы в области образования.

Создание Общественной палаты по образованию в городе Москве позволит обеспечить независимый общественный контроль за деятельностью образовательных учреждений и органов управления образованием системы Департамента образования города Москвы.

Ежегодно в период проведения августовских педагогических советов перед родительской и педагогической общественностью проходят отчеты руководителей городского и окружных органов управления образованием об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности за учебный год и информирование о задачах и планах на новый учебный год. Все отчеты публикуются на сайтах в сети «Интернет» Департамента образования города Москвы (www.educom.ru) и окружных управлений образования (www.voumdo.ru, www.voumdo., www.zoumko.ru, www.couo.ru, www.zou.ru, www.oumcsv.narod. ru, www.schools.techno.ru/szo/, www.uvuo.ru, www.sinergi.ru).

В течение 14 лет Департамент образования проводит Дни педагогической прессы, в рамках которых на суд журналистов представляются учебные заведения со своими инновационными программами, что позволяет получить независимую оценку деятельности окружных управлений образования и общеобразовательных учреждений.

Публичность и доступность информации о деятельности системы образования столицы позволяет обеспечить прозрачность оценки ее деятельности, своевременно влиять на ход развития всей системы образования города.

В общеобразовательных учреждениях внедряется практика проведения отчетов администрации образовательных учреждений об образовательной и финансово-экономической деятельности за учебный год на общих собраниях общеобразовательных учреждений и утверждение их результатов протоколами общих собраний.

Во всех общеобразовательных учреждениях согласно зарегистрированным уставам созданы органы самоуправления, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образовательными учреждениями:

– советы образовательных учреждений – 100%;

– педагогические советы – 100% (в состав входят председатели комитета родительской общественности и ученического самоуправления образовательного учреждения с правом голоса);

– попечительские советы – 59,2 %;

– управляющие советы – 8,4%.

Южное окружное управление образования на базе подведомственных 44 общеобразовательных учреждений отрабатывает модели государственно-общественного управления образовательным учреждением в форме управляющего совета в рамках федерального эксперимента.

В рамках проводимого эксперимента управляющим советам предоставлены полномочия:

– согласование школьного компонента базисного учебного плана образовательного учреждения и профилей обучения на 3 ступени;

– утверждения программы развития образовательного учреждения;

– установления режимов занятий обучающихся по представлению педагогического совета, в том числе продолжительности учебной недели, времени начала и окончания занятий;

– решения о введении в период учебного процесса единой форменной одежды для обучающихся, административного и преподавательского состава;

– рассмотрения жалоб и заявлений обучающихся, родителей (законных представителей) на действия педагогического и административного персонала общеобразовательного учреждения;

– утверждения ежегодного публичного отчета о деятельности общеобразовательного учреждения по итогам учебного и финансового годов и их представления общественности и учредителю;

– содействия в привлечении общеобразовательным учреждением средств из внебюджетных источников;

– участия в определении системы стимулирования качественного труда работников общеобразовательного учреждения;

– рассмотрения вопросов создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся в общеобразовательном учреждении.

Промежуточные результаты проводимого эксперимента показали, что управляющий совет – реальная помощь директору общеобразовательного учреждения во всех позитивных начинаниях и осуществлении внутришкольного контроля.

Вместе с тем были выявлены и определенные недостатки:

– слабое знание членами управляющего совета нормативных правовых документов в области образования;

– нежелание органов местного самоуправления осуществлять взаимодействие с управляющими советами общеобразовательных учреждений, прислушиваться к их мнению, советам и требованиям.

Более чем в 50% общеобразовательных учреждений созданы попечительские советы, которые в рамках своих полномочий участвуют в разработке программ развития материальной и учебной базы общеобразовательных учреждений, планировании дополнительного образования учащихся, организации внешкольной работы, культурного и оздоровительного отдыха детей, стимулировании деятельности педагогического состава и учащихся, распределяя привлеченные денежные средства. Развитие системы общественного участия в управлении образовательными учреждениями позволит обеспечить повышение качества образования, защиту прав обучающихся на получение среднего (полного) общего образования, всестороннее развитие в рамках дополнительного образования.

В настоящее время большое внимание уделяется роли ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях, его участия в основной деятельности общеобразовательного учреждения. В Москве созданы и действуют городской и окружные активы ученического самоуправления, по инициативе которых разработана и внедряется городская программа «Команда», стимулирующая развитие ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях. В рамках реализации городской программы 2 раза в год проводятся слеты «Школа лидеров» активов ученического самоуправления, встречи с руководителями органов управления образованием города и окружных управлений образования с целью изучения проблем, волнующих обучающих, и принятия по ним решений.

Участие обучающихся в управлении образовательными учреждениями позволяет строить учебно-воспитательную деятельность с учетом запросов и потребностей самих учащихся, обеспечить заинтересованность обучающихся в достижении высоких результатов в учебе и общественной деятельности.

Сложившаяся и развивающаяся система участия общественности в управлении образованием обеспечивает открытость и прозрачность функционирования всех структур управления образованием, что позволит сформировать новые подходы к оценке эффективности деятельности как отдельного общеобразовательного учреждения, так и всей системы образования города.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте