Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
(в 12-летней школе)
Общая часть
Настоящая записка содержит обоснование предлагаемого проекта Базисного учебного плана 12-летней школы.
Стратегия приоритетного развития системы образования и меры ее реализации, цели и задачи общего среднего образования на ближайшие два-три десятилетия XXI века, состав базовых предметов и их направленность определены Федеральной программой развития образования (приложение к Федеральному закону от 10. 04. 2000), Национальной доктриной образования в Российской Федерации и Концепцией структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе).
Базисный учебный план, распределяя согласно установкам Федеральной программы, Национальной доктрины и Концепции время учебных занятий между образовательными областями и предметами, является следующим шагом к конкретизации облика общего образования в 12-летней российской школе. Этот шаг в данном проекте обоснован дополнительными исходными позициями, на основании которых сформулированы главная идея и основные принципы проекта.
Судя по условиям конкурса, окончательный вариант Базисного учебного плана с соответствующей Пояснительной запиской будет составлен – с использованием отобранного ряда поданных на конкурс материалов – Федеральным координационным советом по общему образованию. Это обстоятельство определило стиль изложения настоящего проекта. При необходимости авторы проекта готовы отработать документ в завершенном виде, построив его по образцу текста приложения к приказу Министерства общего и профессионального образования РФ от 9. 02. 1998 # 322 об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
Дополнительные исходные позиции
Дополнительные исходные позиции в данном проекте выбраны уточнением “динамичных социально-экономических условий”, в которых “разносторонне развитая личность”, сформированная общим образованием, должна, согласно Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), “реализовать творческий потенциал как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества”. Условия наступающего XXI века в основных своих чертах определены обширным комплексом научных исследований, результаты которых признаны мировым сообществом на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 году. Согласно документам этой Конференции, человечество вступает в век смены эпох, перехода к постиндустриальному “устойчивому” развитию.
Переход к устойчивому развитию должен привести, как известно, к стабилизации численности населения планеты и определенным ограничениям жизнедеятельности личности и общества по экологическим причинам. Стабилизация численности населения означает сокращение населения относительно привычного роста, а необходимость ограничений ставит вопрос о смене ориентиров жизнедеятельности и распределении этих ограничений между народами. И то и другое в сочетании с появлением оружия с мощностью, сравнимой с мощностью геологических процессов, определит социально-экономические условия в мире и в стране в течение ближайших десятилетий, сделав главной проблему безопасности при столь кардинальных изменениях, а, точнее говоря, проблему выживания человека на индивидуальном, глобальном и национальном уровнях.
Со сменой эпох и социально-экономических условий меняются цели общего образования, в уходящей индустриальной эпохе заключавшиеся в подготовке инженеров и рабочих, способных преобразовывать природу с помощью техники для максимального потребления ее ресурсов. В новых условиях собственные жизненные интересы человека, необходимость сохранения жизнеспособности общества требуют воспитания в выпускниках общеобразовательной школы, как записано в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), прежде всего гуманизма, гражданственности, экологической культуры, высокой нравственности, здорового образа жизни – в общем, ответственности перед собой и обществом за обеспечение безопасности своей жизнедеятельности. Образование должно формировать личность, владеющую всем культурным наследием цивилизации, настроенную не на примитивный жизненный успех в критериях материальных приобретений и потребительских устремлений, а на максимальную самореализацию в духовной и творческой жизни: “Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от… устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающие прочную духовную опору на подлинные, а не на мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм”. (Федеральная программа развития образования).
Состав и объем знаний, потребных для достижения целей общего образования в новых условиях, логично было бы определить на основе научного прогноза полноразмерной модели будущего (через 20-30 лет) общества – от личности до сообществ всех уровней с учетом их региональных особенностей. Однако в настоящее время такая модель неизвестна, представления об отдельных ее фрагментах, что очень важно учитывать, динамично меняются со временем, поэтому сегодня возможно опираться лишь на изложенные общие соображения и очевидные тенденции мирового развития.
В этом плане к уже отмеченным:
– приоритету проблем безопасности жизнедеятельности;
– необходимости ориентации на развитие духовных и творческих сторон личности следует прибавить очевидные:
– стремительную информатизацию общества;
– всестороннюю международную интеграцию;
– демократизацию общества с акцентом на соблюдение прав человека.
Главная идея
Главная идея предлагаемого проекта Базисного учебного плана состоит из двух положений:
– объемы обязательных учебных занятий по предметам, названным в Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) базовыми, формируются с учетом представленных дополнительных исходных позиций, а также с учетом невозможности резких изменений в системе образования вследствие ее естественной инерционности;
– объемы занятий (и соответственно знаний), включаемых в обязательную часть плана, минимизируются, оставляя возможности для вариаций “по выбору” в соответствии с проявляющимися на практике потребностями личности и общества и местными условиями.
Основные принципы
1. Построение Базисного учебного плана на основании документов, указанных в общей части.
2. Соблюдение предельных норм общей учебной нагрузки, определенных Гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений (М., Федеральный центр госсанэпиднадзора Минздрава России, 1999).
Снижение учебной нагрузки относительно заданных предельных норм нецелесообразно вследствие необходимости роста общего уровня образованности населения и повышения требований к уровню культуры всех граждан в современных и будущих динамичных социально-экономических условиях.
3. Повышение внимания к изучению учащимися актуальных курсов (в порядке приоритетов согласно представленным исходным позициям):
– “Основы безопасности жизнедеятельности”,
– “Искусство”,
– “Информатика”, “Технология”,
– “Иностранный язык”.
Возможные трудности с ресурсным обеспечением перечисленных курсов (материальным, финансовым, кадровым и т.п.), естественные при любом обновлении содержания образования, во-первых, должны быть решительно преодолены, поскольку данное обновление реально определяет будущее страны, а во-вторых, смягчаются планируемой постепенностью перехода на 12-летнюю школу.
4. Существенное увеличение (по сравнению с существующим положением в 11-летней школе) объема активно-двигательных занятий в рамках предмета “Физическая культура”, направленных на оздоровительные цели и не учитывающихся при определении соответствия нагрузки учащихся нормам максимальной обязательной аудиторной нагрузки.
Необходимость увеличения объема активно-двигательных занятий вызывается известной острой потребностью в сохранении здоровья молодого поколения.
5. Сохранение существующего в 11-летнем образовании объема обязательных занятий по образовательным областям, формирующим общую грамотность и представления личности об окружающей природной и социальной среде:
– “Филология”,
– “Естествознание”;
– “Обществознание”.
6. Сокращение объема обязательных занятий по математике, формирующей способность личности к абстрактному моделированию. Существующий в 11-летней школе объем математической подготовки вызван постоянно возраставшими потребностями уходящей индустриальной эпохи в инженерных и научных кадрах, что привело в итоге к их перепроизводству. Для подготовки выпускников школы по физико-математическому, техническому и естественно-научному направлениям необходимый объем занятий по математике может быть обеспечен за счет занятий по выбору.
7. Предоставление учебным заведениям возможности варьировать направленность и глубину учебной нагрузки в зависимости от местных условий, в частности от категорий учащихся, за счет увеличения объема занятий по выбору.
Комментарии