В знаменитом Всероссийском детском центре «Орленок» завершился XVIII Всероссийский открытый фестиваль-форум детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг». Мероприятие при поддержке Министерства культуры Российской Федерации проходило с 7 по 27 сентября, его участниками стали 200 юных кинематографистов. Эти ребята – победители IV Всероссийского заочного конкурса подростковых медиаработ «Диалог поколений» из 63 детских региональных кино- и медиастудий России.
Фестиваль-форум проводится при поддержке Министерства культуры РФ, использует грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленный Фондом президентских грантов. Его партнеры – Российский государственный архив кинофотодокументов, Музей Победы, Союз кинематографистов России, Российское общество «Знание», АНО «Центр развития и поддержки социально значимых проектов «Поколения возрождения», ООДО «Лига юных журналистов» и Творческое объединение ЮНПРЕСС. Организаторы – Детское медийное объединение «Бумеранг» и ООО Киностудия «ЮНОСТЬ».
Подростки, приехавшие на фестиваль-форум, встретились с мэтрами отечественной киноиндустрии. В «Орленке» было организованы девять съёмочных площадок. Снятые юными кинематографистами игровые, документальные и анимационные фильмы вошли в конкурсную программу форума и будут представлены впоследствии на другом мероприятии, «Фестивале фильмов, рождённых в Орлёнке».
– Символ фестиваля – бумеранг, который в течение года, облетев 14 фестивалей-партнёров форума, неизменно возвращается во Всероссийский детский центр «Орленок». – отметил Александр Джеус, президент фестиваля-форума, директор ВДЦ «Орлёнок». – За 18 лет фестиваля наш Центр стал любимым берегом детства для более пяти тысяч юных кинематографистов. Все они окунулись в неповторимую культуру «Орленка», формирующую самостоятельных, мыслящих, инициативных граждан страны, тех, кто старается делать мир лучше.
Фильмы юных кинематографистов посвящены диалогу и точкам соприкосновения между представителями разных поколений. Событием фестиваля-форума стал III Всероссийский питчинг юных кинематографистов. Питчинг проводится с целью развития детских региональных кино- и медиастудий России.
Оценивало кинопроекты начинающих кинематографистов компетентное взрослое и детское жюри. В него вошли подростки-победители II Всероссийского питчинга юных кинематографистов и именитые мастера: кинорежиссер, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Грамматиков, режиссер, сценарист, директор Центрального дома кино Екатерина Головня, телеведущая, диктор, заслуженная артистка РФ Татьяна Судец, исполняющий обязанности директора Российского государственного архива кинофотодокументов, член Союза кинематографистов России Сергей Переходов. Прямые эфиры пяти открытых защит транслировались на странице сообщества фестиваля-форума «Бумеранг» в социальной сети ВКонтакте.
Участники фестиваля-форума посетили также мастер-классы, открытые встречи, практические занятия, ежедневные консультации по съемкам фильмов. В рамках мероприятия прошли флешмоб, выставка детских региональных медиастудий России и даже кинобал. Впервые открылись мастерские директора Центрального дома кинематографистов Екатерины Головня, режиссеров-документалистов и операторов, мастерская Татьяны Мирошник – сценариста, режиссера, продюсера и педагога.
– Фестиваль-форум «Бумеранг» является лучшей стартовой площадкой для взлёта юных кинематографистов, – считает Александр Школьник, президент фестиваля-форума, директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ. – Здесь посредством кинематографа участников учат дружбе и взаимовыручке, основам российских традиционных ценностей, любви к своим близким и своей Родине.
1500 ребят, отдыхающих в «Орленке» стали зрителями фестиваля. Все оценили интересную внеконкурсную кинопрограмму. Так, режиссер, Народный артист России Александр Галибин представил на фестивале свои фильмы «Сестрёнка» (2019 год) и «Приключения маленького Бахи» (2022 год). В «Орленке» состоялась премьера фильма режиссёра Андрея Зайцева «14+ Продолжение» (2023 год).
Для юных кинематографистов были подготовлены спецпоказы игрового и документального кино, программа архивных фильмов Российского государственного архива кинофотодокументов. Они смогли увидеть и лучшие фильмы, снятые их ровесниками. Ленты финалистов IV Всероссийского заочного конкурса подростковых медиаработ «Диалог поколений» собрали в киноальманах с одноименным названием. На фестивале также были представлены фильмы студий-победителей II Всероссийского питчинга юных кинематографистов, который состоялся в ВДЦ «Орленок» в прошлом году.
Нынешний год в России объявлен Годом педагога и наставника. И фестиваль отметил это событие тем, что в «Орленке» для руководителей детских региональных кино- и медиастудий России были организованы курсы повышения квалификации. Темой курсов стали кинообразование и цифровые технологии в профессиональной деятельности педагога, прошла презентация пособия киноведа Ады Бернатоните «Методические рекомендации по кинопросвещению подростков».
Корреспондент «Учительской газеты» поговорила с Владимиром Грамматиковым, президентом форума «Бумеранг» и председателем питчинга юных кинематографистов, который проводился в рамках форума. Известный кинорежиссер, актер, заслуженный деятель искусств РФ, Владимир Александрович Грамматиков 20 лет занимается наставнической работой, ведет свой курс во ВГИК, и к детскому кино имеет отношение самое прямое: достаточно вспомнить лишь некоторые его фильмы – «Усатый нянь», «Шла собака по роялю», «Мио, мой Мио», ставшие легендами нашего кинематографа. В 2017 году Владимир Грамматиков получил премию Президента РФ в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества с формулировкой «За вклад в развитие отечественного киноискусства и культурно-эстетическое воспитание детей и юношества».
Каковы впечатления от участников фестиваля-форума? Что за темы выбирают юные кинематографисты, и какие советы можно дать тем, кто мечтает работать в сфере кино? При ответе на эти вопросы Владимир Александрович вспомнил, как зарождалась идея фестиваля-форума «Бумеранг»:
– Восемнадцать лет назад, организуя первый фестиваль-форум, мы исходили из той информации, что в России уже тогда было 110 студий юных кинематографистов. И у нас возникло желание объединить этих ребят. Каждый наставник в таких студиях имеет свои кинематографические взгляды и пристрастия, мы уважительно к этому относимся, но для совершенствования нужно обязательно получать объективные оценки. И поэтому возникла идея создать такой вот фестиваль, где дети обменивались бы своими работами, замыслами, задумками, спорили, отстаивали свою точку зрения. Обмен необходим еще и потому, что Россия – огромная страна, у нас около 80 регионов всегда представлены на «Бумеранге», и они очень отличаются! Наш юг, восток, Дальний Восток, центральные регионы имеют свои особенности. И вот такое творческое «варево» устроить, чтобы ребята смотрели работы друг друга, полемизировали – это было стратегическое намерение. Не все наставники, надо сказать, сначала шли на это охотно, кто-то боялся сначала того, что вдруг мы окажемся некими узурпаторами, отберем у них какие-то привилегии, но потом они увидели бесхитростность наших намерений, и возникла даже конкуренция: кто поедет на форум «Бумеранг»? Нужно сказать, мы не ленимся и в течение года ездим на региональные фестивали и сами отбираем, кто будет на следующем «Бумеранге».
Впечатления от участников: из почти 80 регионов участники всегда разные. Они отличаются по степени подготовки и начитанности, но что их объединяет – это абсолютное горячее желание научиться делать кино. И эта страсть нам импонирует. За время фестиваля-форума мы успеваем провести мастер-классы, анализ вместе с ними их работ, и считаем это очень важным. Есть два тура, съемочные работы создаются прямо на фестивале, и мы выбираем лучшие. А еще – питчинг.
На питчинге ребята представляют свои идеи, потенциальные проекты. В шорт-лист нынешнего питчинга вошли 42 киностудии. Призовой фонд в размере двух миллионов рублей был распределен между пятью победителями. Они получили сертификаты на приобретение профессионального видеооборудования в размере 400 000 рублей. Победители сами решат, на что потратят эти деньги – на новые камеры, штативы, звуковое сопровождение. На питчинге идет конкурентная борьба, и это тоже важный опыт. Необходимо научить ребят формулировать свои мысли, намерения, четко определять, что они хотят, и просто даже красноречиво говорить. На питчинге они волнуются, и этот тренинг чрезвычайно полезен.
Какие сюжеты и темы выбирают юные? В этом году питчинг был очень интересный. Все гранты, замечу, получили региональные студии, а Москва и Санкт-Петербург на этот раз «пролетели». Это интересный факт. Все жанры представлены в пяти номинациях, есть игровое кино, документальное кино и мультипликация. Среди студий оказались те, которые уже во второй и третий раз участвовали в нашем питчинге, и в частности благодаря этому опыту они стали победителями. Это очень хорошо. Темы ребята выбирали соответственно направлению нынешнего фестиваля-форума «Наставник. Педагог. Учитель». И тут наблюдение такое: когда ребята снимают игровые картины, задействуя в них своих ровесников и педагогов, эти фильмы немножко «проваливаются». В документальном кино все получилось «чище» и профессиональнее. Очень забавная мультипликация, просто замечательная! Второй темой в этом году стала тема войны. Например, на питчинге получила грант студия из Тольятти, которая нашла старинную фотографию и разыскала всех, кто на ней запечатлен. Ребята проследили судьбу класса, ушедшего на Великую Отечественную войну, от которого осталось в живых три человека. Это очень эмоционально, важно с воспитательной точки зрения.
Какие советы я бы дал будущим режиссерам? Во-первых, нужно быть психологом. Особенно тем, кто работает с детьми – тут ты в первую очередь психолог и педагог, а потом уже режиссер, кинематографист и мастер. В работе с детьми всегда необходима эмоциональная составляющая. Режиссер – это еще и обязательно продюсер: он должен всю свою команду объединить, сплотить, иначе фильм не получится. Какие инструменты наиболее актуальны в работе режиссера? Необходимо четкое понимание темы, обоснованность своего желания высказаться. Иногда режиссер словно мимоходом забегает в проблему. И зрители это видят и чувствуют, тогда режиссура отсутствует, ты не режиссер, а просто интерпретатор, и твое кино живет полтора часа.
Режиссерам и актерам нужно помнить: кино – это лотерея, не всегда от тебя все зависит, к сожалению. Для актера это в наибольшей степени точно. Но очень важно быть готовым, потому что шанс даруется очень часто. Важно быть готовым к этому шансу морально, духовно и физически!
Есть ли особенности российской киношколы? Мы все в индустрии мирового кино, Голливуд достаточно мощно зашел в сознание, особенно молодых режиссеров и актеров. И все-таки наши российские ценности – эмоциональность, чувство, духовность. В частности поэтому задачей нашего кинематографа я вижу экранизацию великого культурного наследия наших писателей 18-19 века, в последнее время это поугасло, к сожалению.
Ну, а возвращаясь к «Бумерангу» и тому, что фестиваль-форум дает детям – это, безусловно, общение! Дети три недели живут вместе, купаются в море, снимают и смотрят фильмы, спорят, радуются и переживают. Это сообщество «Орленка», атмосфера легендарного детского центра производят потрясающее впечатление. В наше время, к сожалению, не все дети могут попасть в желанные кружки или секции, а тут такая уникальная возможность, которую «Бумеранг» дарит. И это обязательно еще вернется с положительной точки зрения бумерангом! Сегодня подросток – завтра лидер киноиндустрии!
Наблюдать за полётом «Бумеранга» можно на нескольких интернет-ресурсах:
Официальный сайт фестиваля-форума – http://forumbumerang.ru/;
Сайт Всероссийского питчинга юных кинематографистов – http://mediapitching.ru/;
Социальная сеть ВКонтакте – https://vk.com/forumbumerang
Комментарии