search
main
0

В одну упряжь запрячь не можно…

Не хотел вступать в полемику об учительском подворье, да вот только несколько дней не могу успокоиться от восторженного тона корреспондента в связи с описанием мордовского опыта и восторженности учителей по этому поводу (“УГ” N31, 30.07.02).

Родные советские нотки в этом опыте. Сразу же вспомнилась одна из августовских конференций: секретарь РК КПСС призывала врачей и учителей развивать и расширять свое подворье и тут же клеймила учителя, торгующего своим медом на рынке.
Прежде чем высказать свою точку зрения, хочу сразу оговориться. Понимаю, что порой учитель вынужден вести это хозяйство, т.к. учатся – в городе дети, надо собрать для них сумки с провизией, одеть, порой внести взнос за учебу. Сегодня большинство учебных заведений, набирая на бюджетную основу учащихся, вынуждает вносить “спонсорский” взнос в бюджет своего техникума или вуза. Именно на это и уходит выращенное на подворье.
Сам я вырос в семье “иждивенки”, отец умер рано, и мама, поднимая шестерых детей, держала полный двор живности и не работала постоянно, а лишь по сезонам. Мне не понаслышке знаком крестьянский труд. Более того, считаю свое детство счастливым, как и любое безвоенное. В нем была та здоровая занятость, которая давала выход молодой энергии, свободного времени было мало, но тем более мы его ценили и умели заполнить игрой, чтением и прочее. Только вот это трудовое детство еще было озарено благодатным светом двух моих любимых учителей – уже покойной Комаровой Тамарой Михайловной и радующей нас своей жизнью Ушкаловой Валентиной Ивановной. Они научили меня любить и понимать книгу, научили ценить жизнь, красоту в ней. Помню крошечный участок Тамары Михайловны, всегда цветущий такими редкими тогда цветами.
Оговорюсь и по другому поводу. Понимаю всех, кто занимается подворьем как средством самовыражения. Для кого выращивание цветов, овощей приносит еще эстетическое и моральное удовлетворение. Весной и у меня, как у многих, просыпается желание заниматься землей, и подоконники заставляются ящиками с рассадой помидоров, цветов…
В остальном… Ох, как трудно соединить высокий полет и вдохновенный труд учителя с большой физической, изматывающей нагрузкой крестьянина. Сельскохозяйственный год начинается в конце февраля и заканчивается в конце октября. В перерывах – отелы, выкармливание молодняка и прочее. Хороший урок не рождается на пустом месте, он идет от раздумий, прочитанных книг, ошибок и их анализа, глубины знания предмета и смежных дисциплин, от знаний современной науки – это аксиома. Только вот огород полоть надо аккурат в период экзамена. Выкормленный поросеночек вдруг заболевает, крыса начала таскать цыплят, не во время “загуляла” корова и т.д. и т.п. И не хотел бы человек, а постепенно вытесняется одно другим. Поют соловьи, рассветы и закаты, как всегда, будоражат кровь. Да вот беда, где найти еще и физические силы, чтобы успеть впитать это все и порадоваться всему. Впитать, найти слова, чтобы донести свои чувства до ребят. Не потому ли одни из самых грязных огородов на селе – это огороды интеллигенции? А как нелепо порой смотрятся новое платье и неухоженность рук!
Авторитет учителя измеряется не количеством выращенного на огороде. Он измеряется качеством сказанного слова, глубиной мысли. Главный редактор Петр Положевец в этом же номере газеты говорит о том, что Концепцию модернизации образования необходимо изучать с карандашом, надо переосмыслить поставленные перед школой цели. Конечно, надо. Ведь нас всех учили, как дать сумму знаний, гораздо сложнее научить думать, самому задавать себе вопросы, находить ответы и получать удовлетворения от такого творчества. Мне в жизни встречалось много людей, не способных учиться. Их-то и выбрасывает современная жизнь на обочину. Сохранить способность к научению, умение его осуществлять и получать еще и радость от этого, даже когда тебе много лет, – этим человеческим качествам требуется учить сегодня. Мы не сможем остановить процесс миграции, да и нет в этом необходимости, но учить жить вместе русских, армян, таджиков, татар, молдаван, учить толерантности – новая реальность и новая задача школы. Развивать ответственность за собственную жизнь, за все происходящее с тобой – опять же новое. Сегодня учителю как никогда нужно учиться самому. Учиться у кого, где? У Дмитрия Лихачева и Георгия Померанца, у Эрика Берна и Юрия Конаржевского. Для этого в дом, кроме методического журнала и “Учительской газеты”, должны войти “Литературная газета”, “Новый мир”, умная книга. А если и в школе будет доступ в интернет…
Призвание учителя – просвещение. Его слово бывает нужным и важным в чьей-то судьбе. У подростка всегда должны быть рядом и вдохновенный пример жизни, и личность, перед которой стыдно, и альтернатива тому воспитанию, которое он получает в семье. Кто-то должен подсунуть пареньку нужную книгу. Кто-то должен поддержать оступившегося. У человека должна быть личность, к которой он потянется, когда “на душе кошки скребут”. А кто поддержит переехавшую семью, кто поможет ей адаптироваться, кто сможет погасить недовольство селян новенькими?!
В своей работе “Docta ignoranita” Григорий Померанц пишет: “Нельзя обогатить свою память знанием всех богатств, которые создал человеческий ум” (Ленин). Не влезут эти богатства ни в какую голову. …Все зависит от личной жажды. Или человек почувствует жажду и будет искать, чем ее утолить, и обойдет весь мир, отбирая свое. Или ему нужны только развлечения. Школа должна попытаться пробудить жажду”. И там же, чуть ниже: “Культура – огромная творческая сила. Культура может захватить за собой даже варваров”.
Абсолютно не пытаюсь дать анализ причин распада нынешней деревни, роста детской и подростковой преступности, беспризорности, но в немалой степени эти явления зависят и от изменившегося в худшую сторону положения школы, учителя. От того, что учитель вынужден заниматься не своим предназначением, а подворьем, торговлей на рынке… От этого ушла воспитательная работа из школы. На семью возложили ответственность за воспитание детей – это хорошо и правильно, да только кто же с нее спрашивает?!
Мне кажется, именно учитель может сегодня стать тем звеном общественной жизни, которое соединит сегодняшнее и вчерашнее, прошлое. Именно он может стать… носителем культуры в самом широком смысле слова. Может, если дать ему такую возможность. В первую очередь – освободить от необходимости заниматься сельскохозяйственным трудом. В то же время именно учитель может стать моральной опорой селян. На мой взгляд, все эти кроликофермы, коровьи фермы и прочее не прижились в школах и не приживутся, т.к. инородны они для образования. Должно быть трудовое воспитание, особенно в семье, нужно пересоздавать базу для уроков труда. Нужно обучать ребят самым элементарным навыкам самообслуживания. Не нужно крайностей. Мне знакома сельская семья, имеющая трех коров, полный двор живности, поставившая “на поток” выращивание продуктов животноводства. Утром иду в школу, а они на велосипедах приезжают в наш маленький город и развозят молоко по домам, по заказам. У них есть автомобиль, различные электроприспособления. Пить им некогда, кстати, и материально живут неплохо. Вот и давайте заниматься кто чем может, но профессионально. Кто просвещать, нести культуру, способную “разбудить” интеллектуальную жажду, а кто кормить.
Анатолий ФИЩЕНКО,
директор школы
Льгов,
Курская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте