Недавно президент и премьер-министр перед телекамерами обменялись репликами о том, что нынешняя структура правительства нуждается в совершенствовании, но спешить с этим не надо, «мы об этом позже, отдельно переговорим»… Сегодняшняя структура правительства сложилась несколько лет назад; тогда сократилось число министерств, и, по-видимому, это было правильно.
Но тогда же в ведении одного министерства оказались такие разные сферы деятельности, как наука, профессиональное образование (вузы, техникумы и т.д.) и школы. Время показало, что одной из причин такого объединения было весьма прагматичное отношение к общему образованию, к школе, лишь как к подготовительной ступени образования профессионального, стремление подогнать общее образование под высшую школу (об этом очень точно высказался министр образования Свердловской области В.В.Нестеров в «Учительской газете»).
На самом же деле задачи общего образования шире, достаточно хотя бы заглянуть в Закон РФ «Об образовании», ст. 9.2. К тому же три перечисленные сферы деятельности качественно различаются по своим материально-техническим возможностям и потребностям, по назревшим проблемам и по контингенту вовлеченных в деятельность людей. Может быть, задумывалась гоголевская птица-тройка, а получилась скорее крыловская. Лишний раз подтвердилась правота Козьмы Пруткова: «Нельзя объять необъятное».
Нашему министерству все время приходится расставлять и менять приоритеты. Но главное – люди. В одном случае это ученые, в том числе с мировым именем, те, кем не управлять надо, а советоваться с ними о том, как управлять. Здесь нужен один, точно выверенный тип отношений. В другом – не только сплоченные профессорско-преподавательские коллективы, но и сотни тысяч молодых и энергичных студентов. Значит, надо не менее точно выстраивать другой тип отношений. Наконец, школа. Дети и полтора миллиона учителей – на 90 процентов женщины, преимущественно среднего и пожилого возраста, на нищенской зарплате, разбросанные по 60 с лишним тысячам школ по всей необъятной России. Здесь нужны совершенно особые отношения.
В конце концов учит же нас Александр Сергеевич: «В одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань». А мы впрягли… Не пора ли подумать о таких изменениях в структуре правительства, которые в полной мере позволили бы школе выполнять свою высокую задачу?
Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область
Комментарии