Когда мы сами что-то умеем, нам кажется, что другим тоже сделать это не составит особого труда. А уж если у нас к этому занятию еще и природная предрасположенность, то и подавно. Так, человеку с врожденным музыкальным слухом ничего не стоит отличить соль от соль-бемоль, а потомственному крепышу – сделать подъем переворотом. И они будут искренне не понимать, как это другим столь простые вещи недоступны и вызывают столько усилий.
Педагогика тут отнюдь не исключение. В своей автобиографии Агата Кристи вспоминает случай, как ее долго изводили местные мальчишки-озорники и она ничего не могла с ними поделать. А ее сестра однажды вышла из дома, подошла к ребятам, вежливо и строго попросила больше так не делать… и те, извинившись, больше никогда так не делали. Потому что это тоже талант – уметь сказать так, чтобы тебя услышали и поняли правильно с одного раза. Точно так же человек с врожденным талантом руководителя способен без каких-либо усилий сделать так, чтобы все вокруг сразу признали в нем своего вожака и были готовы идти за ним. И так далее, и тому подобное.
Говорят, что каждый человек в чем-то талантлив, и задача педагога – помочь ему самому понять, в чем же состоит этот талант и как его развить. Счастлив тот, кто умудряется посвятить жизнь тому делу, к которому у него склонности, ведь это позволяет ему достичь высот мастерства и истинного совершенства в том, что ему нравится и в чем он разбирается.
Но так бывает не всегда… Потому-то мы и имеем огромное количество тех, кто любит одно, а занимается другим. И даже если то, другое, получается у него весьма неплохо, все равно это не является его истинным предназначением.
Постоянно вспоминаю трагедию Сальери на фоне гения Моцарта. То, что первому дается ценой огромных усилий, второй делает просто так, не напрягаясь. Чем, считают те самые, первые, обесценивает кропотливый труд всех остальных. Как бы намекает, что, пока вы всю ночь бились над решением задачи, я крепко спал, а потом, проснувшись, сразу же нашел это решение. И сижу довольный, веселый и отдохнувший, глядя на вас, злых, усталых и невыспавшихся. Более того, я же потом могу еще и начать писать методические рекомендации по поиску того самого решения, исходя из своих, а отнюдь не чужих способностей! Это ли не издевательство?
И вот тут возникает вопрос: может быть, гениев должны учить только гении, простых людей – простые люди, а глупых глупые, ведь только так человек может передать свой жизненный опыт тем, кто находится примерно в одной с ним плоскости понимания и развития? Ну какой смысл, скажите, в том, что гений от педагогики будет рассказывать о работе с классом, полностью игнорируя проблему наведения порядка, поскольку у него самого такой проблемы нет и никогда не было? А ведь как раз эта проблема для большинства молодых учителей и является главной!
Впрочем, я понимаю, что говорю глупости. В конце концов мыльные оперы про богатых, которые тоже плачут, смотрят отнюдь не богачи, не испытывающие никаких проблем с деньгами и страдающие сердцем из-за неразделенной любви. Как раз у тех, кто все это смотрит, денег может не быть совсем. Тем не менее такие фильмы и книги широко востребованы. И романы, написанные гениями, с удовольствием читают даже те, у кого в школе за сочинение было максимум «три». А выступления гениев педагогики смотрят даже те, кто не может совладать с классом. Ибо всегда приятно знать, что где-то далеко есть другая жизнь, где все куда более красиво и благородно…
Вадим МЕЛЕШКО
Комментарии