Самое лучшее место для профориентации – это… школа. Тем более если ты родился в семье педагога. Когда мама работает учителем начальных классов, ты непрерывно перемещаешься из школьной атмосферы в домашнюю и наоборот. Ты всегда знаешь, где искать маму и папу, а родители в свою очередь в курсе, где найти ребенка, если на улице стемнело и он еще не пришел домой. Когда мама трудится в школе, ты уже с детства видишь, как важна, нужна и сложна работа педагога. Это и сыграет однажды свою роль при выборе твоего профессионального пути. У учителя биологии и химии липецкой гимназии №12 Ольги ДРОНОВОЙ так и вышло. Она просто не представляла, кем еще может стать, кроме педагога.
Чувство педагогики
Впервые у доски в качестве учителя Ольга Викторовна оказалась во время школьного дня самоуправления. Уже за неделю до этого события старшеклассники продумывали свои уроки, подбирали материалы, репетировали. А затем была педагогическая практика на 4-м курсе Липецкого государственного педагогического университета. И конечно, как забыть первый урок в качестве дипломированного специалиста! Между прочим, это занятие позволило ей почувствовать главное – она может быть учителем. Дети ее слушают, отвечают, запоминают материал.
Ольга Викторовна хорошо помнит, когда в ней проявилось чувство, которое условно можно назвать чувством педагогики. Будучи студенткой ЛГПУ, к ней в руки попала книга Анатолия Гина «Приемы педагогической техники». Прочла ее, и словно произошел какой-то щелчок в сознании: ведь можно разными методическими способами представить задание! И Ольга Викторовна начала думать над тем, как трансформировать разные задачи, чтобы способ их решения тоже был разным. Когда заданий накопилось много, педагог поняла: нужна систематизация. Так и появилась у нее целая копилка собственных, авторских, оригинальных учебных заданий, которые можно давать детям не только в рамках урока, но и внеурочной деятельности. Все эти задачи – исследовательские и изобретательские, собственно, придумывались и придумываются для того, чтобы дети занимались исследовательской деятельностью. Например, почему бы в рамках Дня науки ребятам не поразмышлять над тем, как кормить домашних животных, если мы уезжаем из дома, нет ли кого-то, кого можно попросить об услуге? У школьников есть возможность предложить самые разные, часто нестандартные способы решения, что они с удовольствием и делают, начиная от создания мобильных приложений и заканчивая конструированием механизмов, которые в нужное время будут подавать корм. Или, скажем, почему не озадачить ребят проблемой обледенения тротуаров, когда реагенты применять нецелесообразно, а чистить лед физически невозможно? И фантазии детей нет предела: в ход идут и специальные покрытия, и ступени с подогревом, и солнечные батареи.
Как считает Ольга Викторовна, такая деятельность развивает интеллектуально, позволяет получить навыки работы в команде. Дети учатся распределять роли: кто-то генерирует идеи, кто-то их анализирует, кто-то оформляет, кто-то организовывает процесс проверки гипотез, кто-то презентует идею и т. д. Благодаря участию в исследовательской и проектной деятельности ребята знают свои сильные и слабые стороны, в курсе, что требует коррекции, а где они смогут проявить себя так, что удостоятся аплодисментов. Кроме того, как рассказывает Ольга Викторовна, многие бывшие выпускники звонят и пишут ей, признаваясь, что все навыки, полученные в школе, им пригодились в дальнейшей жизни. Например, при обучении в вузе, поскольку студенту самому нужно продумать и организовать свою деятельность так, чтобы получить нужный результат. Ребята знают, как построить программу исследования, какую роль могут на себя взять. Некоторые бывшие выпускники, к слову, продолжают работать над идеями, которые были высказаны еще в школе.
На уроках и в рамках внеурочных занятий Ольга Дронова серьезное внимание уделяет такой науке, как экология, и радуется тому, что сегодня ей отводится больше учебного времени.
– Я признательна нашей гимназии за то, что здесь прекрасно понимают важность этой науки, в профильных классах введены отдельные часы экологии, – добавляет Ольга Викторовна. – Почему это важно? Если на биологии и химии мы в основном говорим о предметной составляющей, то экология – это наука мировоззренческая, которая рассматривает процесс взаимоотношений разных живых организмов друг с другом и, в частности, взаимоотношений человека с окружающей средой. Экология дает возможность не только повлиять на сознание в плане решения глобальных экологических проблем, но и приглашает задуматься, как этих проблем избежать. Мы проводим много занятий, мероприятий по данной тематике, разбираем случаи, разговариваем о различных энергоэффективных технологиях, о способах и решениях экопроблем и т. д. Если бы это был курс в обычной школе, где экологии нет как отдельного предмета, то погрузиться в тему глубоко было бы невозможно.
– Но мы ведь все дальше от природы, сможем ли мы быть ее защитниками? – поинтересовалась я.
– Вы правы, и мы об этом тоже говорим с детьми. Человек стремится оградить себя от природы, быть от нее независимым. Но, если мы вспомним третий закон Ньютона, он гласит, что сила любого действия равна силе противодействия, поэтому важно понимать, что любое противодействие приведет к изменениям, которые отразятся на жизни человека, и они не всегда хорошо прогнозируемы. Чем раньше мы об этом будем задумываться, тем эффективнее будет наш вклад в решение экологических проблем, – ответила учительница.
Восторг открытий
Биология, которую Ольга Викторовна выбрала своей профессиональной областью, – наука, безусловно, многоплановая, но из всего природного изобилия героине нашего очерка все-таки ближе ботаника. Может, потому что, будучи студенткой, она со своим замечательным научным руководителем – профессором сельскохозяйственных наук Еленой Николаевной Жидковой – выполняла исследовательскую работу по изучению степени полигамности сортов рапса ярового. В клетках этого растения есть капли эфирных масел, которые чувствуют насекомые и налетают, съедая подопытный рапс. Поэтому студентке приходилось несколько раз рапс пересеивать, отгонять мошек вручную. Но этот долгий и кропотливый труд ей запомнился и… очень понравился. Как признается Ольга Викторовна, она вообще любит все то, что связано с разными видами исследований, и, когда она занимается исследовательской работой с детьми, это вызывает у нее неподдельный восторг. Даже если работа несложна в научном плане, но для ребенка становится открытием, для Ольги Викторовны это важнее предметной составляющей.
А еще ей нравится самой делать открытия в детях. Внеурочные занятия всегда проходят неформально, поэтому часто ребенок на них раскрывается, рассказывает, чем увлекается, показывает свои произведения, записи, видео. Ольга Викторовна считает, что такая степень доверия возникает тогда, когда дети видят, что небезразличны педагогу и что он делает все возможное для того, чтобы развивать их и способствовать их личностному росту.
Ей, к слову, не страшно быть нагруженной детскими откровениями. Выслушать, понять, дать совет, сохранить секрет – это неотъемлемая часть профессии педагога. Если начинать думать, а зачем, почему, на что мне это, то лучше не работать в школе, убеждена Ольга Викторовна. Дети могут делиться разным: взаимоотношениями со сверстниками, с родителями, учителями. Могут и пожаловаться на коллегу, и здесь главное, по мнению Ольги Викторовны, оставаться этичным и деликатным. Например, попросить ребенка задуматься над вопросом, за что поставлена двойка. Когда тот начинает размышлять, то получается, что шансов было много, но он ни одного не использовал, чтобы плохую отметку не заработать. Происходит перестройка сознания, и ребенок уже ищет ответ на вопрос, как ситуацию изменить.
Без паники
Сама учительница тоже, кстати сказать, всегда находится в поиске. Например, различных творческих увлечений. Особенно таких, которые связаны с мелкой моторикой. Между прочим, это прекрасный способ снять напряжение дня, стресс. Если Ольга Викторовна чувствует себя натянутой струной, то садится и начинает что-то делать руками. К примеру, увлекалась валянием шерсти, делала игрушки, рисовала узоры нитками на бумаге, расписывала посуду. Даже сестре на свадьбу подарила комплект посуды с орнаментами собственного сочинения. Вложила туда сердце, поэтому подарок получится душевным и очень красивым.
Любопытно, что Ольге Викторовне присуще и еще одно увлечение, контрастирующее с вышеупомянутым. Она занимается спортивным туризмом, то есть преодолевает естественные препятствия с помощью специального оборудования. Совершает подъемы, переправы через реки, пропасти. А пришла в спортивный туризм она, потому что… боялась высоты. Причем до такой степени, что у нее кружилась голова, когда она стояла на табурете. Но в ЛГПУ шел набор новых участников в команду, и она решилась. Первое упражнение – подъем на 15 метров – повергло ее в дрожь, но героиня нашего очерка превозмогла свой страх. И осталась в команде, тогда как половина из вновь пришедших покинули ее.
Ольга Викторовна с годами пришла к выводу, что вообще важно не паниковать и стараться сделать так, чтобы волнение не подавило возможность размышлять. Никто не может обойтись без стресса, просто нужно научиться справляться с ним, понимая, что в состоянии волнения можешь что-то сделать, о чем пожалеешь, или, наоборот, не сделать нужного. Холодный рассудок в трудной ситуации может предложить 10 способов решения, но для этого нужна тренировка. И конечно, люди – команда, которая всегда рядом. В спортивном туризме важен командный дух, ведь всему коллективу нужно преодолевать трудности вместе, и никак иначе.
Школа, класс – это тоже команда, и, как убеждена Ольга Викторовна, каждый, идущий в авангарде, а эта роль отводится учителю, обязательно должен знать возможности участников своего объединения. Нагружать их посильно и вести в том темпе, который выдержат все. Чтобы, преодолев страх и волнение, достигнуть конечной точки маршрута. Взойти на высоту и увидеть, какой простор, какие прекрасные дали открываются взору.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Липецкая область
Комментарии