Ситуация, в которой в 2011 году оказалась Калиновская школа села Калиново Красногвардейского района Белгородской области, знакома многим. Здание 1974 года постройки, когда-то крепкое и современное, ни разу капитально не ремонтировалось и к 2010 году изрядно обветшало. О том, что ремонт необходим как воздух, власти твердо сказали еще в 2006 году, но работы все время отодвигались – средств не хватало. В 2010-м в школе сменился директор: завуч Валентина БЕЛОУСОВА, проработавшая в школе больше 20 лет, получила новое назначение, а заодно и обещание тогдашнего руководства областного Департамента образования, что школу обязательно отремонтируют. Откладывать было нельзя, к 1 сентября здание приняли «в последний раз» и с огромным списком замечаний!
На всё – 10 месяцевСамое обидное было даже не в том, что денег на ремонт не находилось, а в том, что этим ремонтом решался вопрос существования школы, да и самого села, в котором проживают около 860 человек. Уже пошли разговоры о том, что школу закроют как неперспективную – это легче и дешевле, чем ремонтировать. А детей будут возить по соседним селам, потому что из 80 учеников, которые учатся в Калиновской школе (и тогда, и сейчас число учеников стабильно держится на этом уровне), подвозят 35 человек. Школьная «газель» делает по три рейса, но до самого последнего момента и родителей, и детей это устраивало – коллектив хороший, учителя тоже, лишь бы здание отремонтировали! Только время шло, а подрядчик все не находился.Рассказывает Валентина Петровна Белоусова: – Только за один год нас пять раз выставляли на торги! Было столько нервов! В июне 2011-го нам сказали, что наконец нашлись желающие ремонтировать школу, что нас «берут», и мы начали переносить мебель и оборудование в здание нашего сельского Дома культуры. Его как раз недавно привели в порядок, и больше школе просто некуда было переезжать, а все очень хотели сохранить коллектив. Директор Дома культуры Людмила Александровна Радькова даже сказала, чтобы мы забирали ее кабинет для занятий, потому что помещений было немного, сам Дом культуры небольшой. В итоге мы за лето переехали, а 1 сентября начали там занятия, но к этому времени все подрядчики от нас отказались! Только представьте себе: мы уже ведем уроки в ДК, а вопрос с ремонтом все еще не решен. И только в конце сентября нашлась московская строительная фирма – ООО «Глория», пообещавшая выполнить все работы качественно и в срок. Сейчас я понимаю, как нам тогда повезло. Строители оказались настоящими мастерами и просто замечательными людьми, которые добросовестно делали свое дело. Для нас очень важно было как можно быстрее закончить ремонт. И строителям понадобилось всего 10 месяцев, чтобы капитально и качественно отремонтировать и реконструировать здание школы и сделать новую пристройку для пищеблока.Компьютеры нужнееЗа время ремонта ни один ученик не оставил свою школу и ни один учитель не перешел на другое место работы. Хотя было трудно: здание пришлось приспособить к экстремальным условиям, учебный процесс в две смены вместо привычной одной, тем не менее школа продолжала свое существование, хотя сменила статус – стала малокомплектной. Поспособствовал экономический отдел управления образования администрации района. Новый статус позволил немного увеличить финансирование, настроение у людей улучшилось, появилась надежда, что школу не забыли и не бросили.Но летом, после окончания этого трудного учебного года, выяснилось, что строители могут не успеть. Средства, заложенные на ремонт, были очень скромными. Поэтому строителям было сложно найти дополнительно рабочих, а сроки поджимали. И тогда сотрудники школы и педагоги решили им помочь. На календаре каникулы и отпуска, а они работали – кто по полдня, а кто и день целиком: убирали строительный мусор, очищали школу, красили батареи, а когда привезли на участок землю, разравнивали ее и обустраивали пришкольную территорию. Обычно во время ремонта почти во всех школах учителя выполняют такую работу бесплатно, а тут строители заплатили своим добровольным помощникам за работу. А позже, на открытии здания, еще и преподнесли школе подарки – 20 пар лыж, музыкальный центр, микрофоны, мячи, ноутбук и телевизор!Учителя решили от них не отставать и часть своих неожиданных строительных заработков передали на нужды школы, на новоселье. Учительских денег хватило даже на дополнительные парты для кабинетов начальных классов.Рассказала Валентина Петровна и о том, как на сэкономленные средства тогда же купили для школы несколько компьютеров. По смете 2006 года их для школы полагалось всего три, только для 80 учеников это капля в море. Одновременно по той же смете для нового пищеблока предусматривалась посудомоечная машина за 250 тысяч рублей. На собрании коллектива повара сказали так: «На 80 детей мы и сами посуду помоем! Компьютеры нужнее».Идеальные непоседыСразу после ремонта и переезда у Калиновской школы начались многочисленные победы. В 2012-м программа школы «Одаренные дети» была признана победителем областного конкурса «Инновации в образовательном учреждении», а программа «Здоровье» стала лауреатом конкурса «Методическая копилка руководителя образовательного учреждения». Калиновцы заключили договор о сотрудничестве с Домом детского творчества и детско-юношеской спортивной школой, организовали хор духовного песнопения. А потом начались и персональные победы, и призовые места во всероссийских конкурсах «Задачки в стихах», «О Курской дуге», «Мой родной край», в региональных конкурсах «Защити свои права», «Земля и доблести, и славы», «Моя Родина, моя Победа» и т. д.Можно перечислять и дальше, но я спрашиваю Валентину Петровну, что в данной сложной ситуации помогло выжить школе и сохранить педагогический коллектив. Она отвечает: – У нас очень сплоченный коллектив, долго работающий вместе. Я бы даже сказала, что коллектив – это наша семья, поэтому все беды, невзгоды и радости мы переживаем вместе. И стараемся помогать друг другу. Ремонт мы ждали долго – с 2006 года. И каждый год ожидание усиливалось. И усиливалась наша готовность, мы знали, что на время ремонта необходимо будет пребывать в каких-то новых условиях, скорее всего в дискомфорте. И каждый уже был внутренне готов к этому.Негласное молчание, невозмущение – это тоже много значит. Я очень переживала и за учебный процесс, и за то, что вдруг мы «разгромим» наш сельский, новенький, отремонтированный клуб – дети есть дети, всякое случается. Но ребята наши замечательные! Все наши непоседы, шалуны вели себя почти идеально! Как они нас понимали, как берегли этот Дом культуры!У родителей, детей которых мы подвозим на учебу, были вопросы. Мы же начали учиться в две смены, а им в первую смену – рано, во вторую – поздно, и раз уж дети все равно ездят, значит, можно их забрать и возить в другие школы? Вот только сами дети не согласились. Пусть ребят немного, но им не скучно, они тоже как семья.И снова – победители!Следующим шагом для небольшого, но дружного школьного коллектива стало благоустройство пришкольной территории. В 2013 году они постарались сделать вокруг школы оазис! Здесь появился рокарий – садик с растениями разного вида, между которыми камнем выложены дорожки. Обустроили и сад камней. На Дарвиновской площадке на уроках биологии ребята смогли наблюдать развитие растений: квадрат с разными типами почвы – песок, чернозем, глина, камни – наглядно показывал, как быстро прорастают и развиваются в разных условиях разные семена. Есть еще географическая площадка с высоким, десятиметровым, флюгером, определяющим направление ветра, и с осадкомером. Его, кстати, сохранили еще со старой школы. В новой школе очень к месту пришлось вычищенное, восстановленное оборудование по биологии, химии и физике.Когда облагораживали пришкольную территорию, привлекли родителей – работы было много, в одиночку не справиться. Со спонсорами договорились, а педагоги сами разработали проект. Трудились весну и лето, а потом подали заявку на участие в конкурсе по благоустройству территорий – сначала в районном, где победили, а потом и в областном. И снова стали победителями!Спрашиваю Валентину Петровну, что помогало ей в трудные моменты не опускать руки и не сдаваться.- Наверное, то, что я сама люблю работать и быть постоянно в тонусе, – говорит директор Калиновской школы. – Я поняла, что так легче, хотя и трудно. И еще я очень люблю наших детей, мы понимаем друг друга! Это дает большие силы. А когда мы были в Доме культуры, когда учились там, мне помогало не опускать руки чувство ответственности: надо же было и за ДК отвечать, и за школу, и за детей перед односельчанами… А еще был момент, когда нас никто не брал, не хотел ремонтировать, а мы уже перебрались в ДК и пути назад не было. И казалось, я бы сама пошла ремонтировать, одна! Настолько было больно и за школу, и за детей… И как хорошо, что все получилось самым наилучшим для нас образом!Белгородская область
Комментарии