Задачи:
– познакомить детей с эпитетом, его ролью в художественной речи;
– научить подбирать эпитеты, соответствующие создаваемому образу;
– определять роль эпитетов в художественном тексте;
– развивать выразительность речи школьников.
Ход урока
Разминка.
1. Игра “Рифмы” (характеристика рифм).
2. Игра “Верные рифмы”:
Полосат и толстопуз
На бахче растет…(арбуз).
Раз зимою на опушке
куковала мне…(-)
Странная стая взмыла над крышей:
На юг полетели летучие… (-)
Тверд, как камень, ход конем,
Сладкий, как варенье, –
Вот писательский прием
С именем…(сравнение).
Плодики творчества (проверка домашнего задания).
1. Загадки-сравнения.
2. Краткое красочное описание чего-либо с использованием сравнения. (Обратите внимание детей на то, в чем проявляется авторское отношение к описываемому предмету).
Какие еще слова помогают нам точнее, ярче описать предмет? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения являются?
Новые знакомые (объяснение нового материала).
Представьте: перед вами коробка цветных карандашей. Я прошу вас взять в руки карандаш. Сразу вы это сделаете или сначала задумаетесь? О чем? Что вам нужно знать, чтобы точно выбрать карандаш? Точному выбору предмета помогает определение.
Но и определения бывают разные.
Все вы знаете, какую важную роль в нашей жизни играет солнце, с каким нетерпением, с какой радостью мы ждем летних солнечных дней. Цвет солнца – солнечный (картинка).
Все вы видели пламя. Известно, к чему может привести неосторожное обращение с огнем. Цвет огня – огненный (картинка).
Допустим, вы сочиняете сказку про двух волшебников – доброго и злого. Для какого из них вы подберете одежду солнечного цвета? А для какого – одежду огненного цвета? Почему?
А теперь сравните картинки: краской какого цвета нарисованы солнце и огонь?
У нас получилось три определения одного предмета:
оранжевый
цвет солнечный,
огненный.
Чем отличается первое определение от двух других? Первое определение – нейтральное. А второе и третье?
Значит, среди определений есть такие, которые позволяют не только выделить какой-нибудь предмет или явление, но и показать его характер, отметить авторское отношение к нему, помогает читателю воспринимать (представить) этот предмет с каким-то настроением.
Такие определения называют эпитетами.
Эпитет – это красочное определение, подчеркивающее характер предмета или впечатления о предмете.
Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком.
Попытка не пытка. Не бойтесь ошибиться (закрепление пройденного).
Представьте, что вы – детские писатели, задумавшие написать сказку про дуб. (Вот он, этот дуб, на картинке).
Но содержание ваших сказок будет разным, различным будет и ваше отношение к дубу.
Для описания дуба выберите и запишите в тетрадь только те эпитеты, которые соответствуют вашему замыслу (предупредить!). А содержания (сюжеты) сказок таковы.
I вариант.
На опушке леса рос дуб. В траве под ним свила гнездо трясогузка, отложила яйца, высидела птенцов и полетела за кормом. Внезапно началась гроза. Ливень и сильный ветер не позволили матери вернуться к гнезду. Но дуб своим стволом прикрывал птенцов от ветра, а его листья и ветви не пропускали струи дождя. Когда гроза закончилась, трясогузка вернулась к детям и увидела, что они живы и здоровы.
II вариант.
На опушке леса рос дуб. Под ним из принесенного ветром семени начала расти березка. Она еще не сменила коричневую кору на белую бересту, зато уже дала первые веточки. Но дуб своими ветвями и стволом загораживал березке солнечный свет, а его листья не пропускали к корням деревца ни капли дождя. Березка зачахла и погибла.
Материал для выбора.
Дуб: высокий, могучий, толстый, одинокий, гордый.
Ветви: узловатые, прочные, разлапистые, раскинутые, жадные, заботливые.
Листья: зеленые, зубчатые, грубые, плотные, широкие.
Ствол: необъятный, надежный, пузатый, крепкий, морщинистый, шершавый, корявый.
Корни: старые, сильные, ненасытные.
Назовите выбранные вами определения. Почему некоторые определения выбраны только для одного варианта сказки, а другие – для всех вариантов или не выбраны совсем?
Резервное задание (возможно при наличии времени или дается на дом): дополните ряды эпитетов сравнениями, соответствующими вашему сюжету, вашему замыслу.
Подсчитаем наши возможности (итог урока).
Мы узнали, что эпитет – это…
Чем эпитеты отличаются от нейтральных определений?
Какое выразительное средство языка, кроме эпитета, мы знаем?
Для чего нужны выразительные средства в художественном тексте?
Сами с усами (домашнее задание).
1. Описание дуба с эпитетами и сравнениями (связный текст) – письменно.
2. Для желающих. Самостоятельное описание других героев сказки (птенчиков или березки).
3. Стихотворные строчки с эпитетами и сравнениями.
Сергей АБАКУМОВ,
учитель русского языка
и литературы средней
школы N 65
Челябинск
Комментарии