search
main
0

В очередь на беседу. Репортаж с устных испытаний

Те ребята, которые приехали на эту олимпиаду не первый раз, ждали устных испытаний с особым нетерпением, потому что им больше всего хотелось пообщаться с добрыми, приветливыми экзаменаторами, с которыми они познакомились год, два, а то и три года назад.

Доброжелательность, умение расположить к себе любого олимпийца, вызвать их на благожелательную и интересную для той или другой стороны беседу – это замечательное качество свойственно всем принимающим эти экзамены. И это не только мои многолетние наблюдения. Это и многочисленные отзывы как самих ребят, так и их учителей. И они обычно выстраиваются в очередь, чтобы скорее попасть на беседу.

В средней группе уже по традиции экзаменаторами были: кандидат педагогических наук, автор многих учебников – Евгения Королькова и кандидат исторических наук, тоже автор учебных книг – Ольга Кишенкова.

Лена ШАРОВА из Вологды должна была определить: чем гражданские права отличаются от политических? По ее мнению, гражданские права, или личные, потому что отражают личную жизнь человека, помогают ему выжить в стране, в обществе. Это свобода передвижения, свобода вероисповедания, право на неприкосновенность частной жизни и т.д. Политические права позволяют быть полноценным гражданином в государстве. Это право выбирать, быть избранным, право участия в митингах, референдумах, право на различные объединения.

А дальше начинается диалог. Порой его провоцируют сами олимпийцы, а в этом случае первым начал экзаменатор.

Евгения КОРОЛЬКОВА: Хорошо. А свобода слова какое право? Лена относит это право и к политическим, и к гражданским, то есть личным, по ее определению.

Евгения КОРОЛЬКОВА: Нужна ли нам свобода слова для личного общения?

Лена: Это больше политическое право, чем личное.

Затем в беседе было учтено значение понятия «презумпция невиновности». В середине ответа на второй вопрос билета: как кандидат в депутаты завоевывает доверие избирателей? Диалог начинает Ольга КИШЕНКОВА:

– Как вы оцениваете переход к пропорциональной системе выборов? Мы теперь не будем конкретно знать, за какого кандидата голосовать…

Лена: Я буду знакомиться с программой партии, с ее прошлыми действиями в прошлых составах Госдумы или местного законодательного собрания.

Ольга: А если это совершенно новая партия, ее представителей никогда не было среди депутатов прошлых созывов?

Лена: Нужно найти ее программу. Познакомиться с руководителями региональных отделений. Побывать в штабе, зайти на сайт этой партии.

Аня СЕППЯНЕН из Республики Карелия не первый раз приехала на олимпиаду. Побывать снова в поселке Московский для нее настоящий праздник. Отвечая на первый вопрос билета, девочка уверенно характеризует две формы правления – монархическую и республиканскую. А затем переходит ко второму, где ведет речь о свободе передвижения в СССР и как это было записано в Конституции 1977 года. Она говорит о несоответствии записи в Основном Законе страны и реальной ситуации с передвижением по стране и особенно в другие страны. Евгения Королькова дополняет ее ответ конкретными фактами: в то время даже в туристическую зарубежную поездку далеко не каждый мог попасть, даже в социалистические страны, а такие, как Франция, вообще были недоступны. Почему?

Аня: Не пускали потому, чтобы советские люди не видели, что в других странах живется лучше, а в капиталистических люди пользуются еще и свободами, и правами. Увидев все это, многие захотели бы там остаться.

В старшей группе было три экзаменатора: кандидаты наук Наталия Воскресенская, Андрей Иоффе и Аркадий Гутников. Все трое – авторы многочисленных учебников и для детей, и для учителей, высококлассные тренеры на всероссийских семинарах.

Мне довелось присутствовать при ответе Андрея Пудеяна из города Новошахтинск Ростовской области, занявшего первое место среди учащихся 10-11-х классов.

Он очень подробно рассказал о сходстве и отличии понятий «патриотизм» и «гражданственность». Патриотизм, в его определении, – это любовь человека к своей стране, признание культурных ее ценностей, ее традиций. Гражданственность, считает Андрей, означает признание человеком своих обязанностей моральных, культурных, общественных и стремление их всегда исполнять. Андрей уверен, что патриотизм ни в коем случае нельзя путать с национализмом, он не должен спускаться сверху, а должен исходить от самого человека. Гражданственность – это прежде всего долг, это выражение своей позиции. И в подтверждение своих выводов Андрей привел одно запомнившееся ему высказывание: «Я никогда не пойду защищать флаг, если не буду знать, кто его держит». Но он уверен, что патриот должен быть настоящим гражданином.

Андрей ИОФФЕ: Сегодня заметно стремление возродить военно-патриотическое воспитание. Для воспитания патриотизма нужно использовать только наши военные успехи?

Ответ: В нашей истории немало других примеров для подражания, например, личность Петра Столыпина.

Аркадий: В последнее время какие символы, события могут вызывать у нас гордость?

Ответ: Считаю, что это возрождение храма Христа Спасителя и наш отказ от коммунистической идеологии.

Ребята всех трех возрастных групп выходили с устных испытаний в хорошем настроении, довольные общением с авторами учебников, по которым многие готовились к этой олимпиаде.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте