search
main
0

В Общественной палате состоялся круглый стол, посвященный проблемам преподавания в школе русского языка и литературы

​Любовь ДУХАНИНА, член ОП РФ, президент образовательного холдинга «Наследник»: Все решают учитель, учебник, урок

Состояние живого русского языка – это, безусловно, состояние общественного сознания, например, если провести анализ того, какие слова постепенно выходят из живого употребления и какими они замещаются, наверное, можно много сказать о состоянии нации. Скажем,  такое слово, как «честь»,  в современном языке практически не употребляют, хотя  оно было определяющим для одного из исторических периодов расцвета нашей страны. Какие слова сегодня образуют сознание нашего молодого поколения, наших граждан? Это интересная тема для обсуждения. Как человек вообще сталкивается с родным языком? Фактически становление речи ребенка происходит в том социуме, в котором он находится, именно в этих учреждениях начинается систематическая работа по формированию навыков письма, чтения и письменной речи, и появляются первые трудности. Письмо и чтение – сложные когнитивные навыки, которые формируются длительно. Это показали исследования РАО и Московского департамента образования, которые проводили год назад, по анализу результативности обучения детей начальной школы в условиях новых федеральных образовательных стандартов. Результаты этих исследований:  в целом по стране 17%, а по Москве 15% детей не усваивают программу на базовом уровне, количество детей, имеющих проблемы со звукобуквенным анализом, чуть больше 60%, фактически к концу начальной школы формируется первичная неграмотность, устойчивые проблемы в чтении и письменной речи в старших классах, в условиях, когда увеличиваются и объем содержания, и сложность материала, превращаются в функциональную неграмотность, подтверждение этому – результаты ЕГЭ.Мы часто говорим о том, что образование в стране определяют три буквы «т» – требование к программам, требование к условиям, требования к результатам. А мне кажется, качество образования и вообще судьбу образования определяют три буквы «у» – учитель, учебник, урок. Ирина ЦЫБУЛЬКО, председатель Федеральной предметной комиссии по русскому языку: Нужно подумать о социальной среде, окружающей ребенкаНикакой катастрофы в этом году на ЕГЭ по русскому языку не произошло, мы получили полностью сопоставимый результат. Во-первых, у нас количество 100-балльников не изменилось, оно такое же, как и в прошлые годы, во-вторых, увеличилось количество высокобалльников, несмотря на то что экзамен проходил достаточно жестко с точки зрения информационной безопасности. Многие дети получили свои баллы за то, что приступили к выполнению третьей части экзаменационной работы, то есть начали писать сочинение, это большая заслуга наших учителей. Наши дети, особенно в 10-11-х классах, уже перестали учиться. Они выполняют разного уровня тестовые задания, диагностические работы, которые, как правило, по своему уровню соотносятся с ЕГЭ. В документе по оценке знаний по русскому языку (Москва-1986)  написано,  сколько можно проводить контрольных работ, что  ни в коем случае нельзя проводить  их после праздников, перед выходными, нельзя проводить две контрольные в один день. Кто это помнит?  Есть и новая  книга, которая вышла в «Просвещении» по новым стандартам и  называется «Планируем результаты по русскому языку», для основной школы. Тот опыт, тот багаж, который был в нашем отечественном образовании, нужно сохранить. Надо признать, что в настоящий момент мы работаем с детьми-билингвами. «Олбанский язык», который в сети Интернет не просто создан, а создан по особым законам, – это  не глупое сочетание,  не слабая позиция фонемы. Другое дело, что  он не применим в каких-то стилистических ситуациях, но тем не менее  все дети, даже олимпиадники,  работают с ним в Интернете и пишут великолепные тексты. Поэтому в этой ситуации нужны новые методики, нужны новые подходы, потому что дети работают в ситуации двойственности.Если мы вспомним наши концерты к Дню Советской армии,  наши старые концерты еще советского периода в Кремлевском дворце съездов, то, как правило, они начинались художественным словом, это было чтение. У нас на сцене сейчас работает, пожалуй, только Александр Филиппенко, в редком концерте ты встретишь тот образовательный уровень, ту среду, которая нужна, для того чтобы формировался ребенок. Поэтому  как в этом случае требовать от учителя того, что он не может сделать  физически, да и не все может и должен делать учитель. Статус учителя, который был в советское время, был обусловлен, детерминирован, абсолютно понятен и нужен обществу. Я думаю, что в настоящий момент общество должно нести ответственность за статус учителя,  за ту социальную среду, которая окружает нашего ребенка.Я абсолютно уверена в том, что наши дети справятся  с теми требованиями, которые есть в новом стандарте, если стандарт нормально, с опорой на отечественный опыт претворять в жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте