Про главное
Часто можно услышать мнение, что надо просто вернуть советскую школу, поскольку там все было прекрасно и правильно.
Ученики были послушны, любили учиться, родители уважали учителей, требования к образованию соответствовали имеющимся ресурсам. Образ равно открытой для всех дружелюбной школы транслировался через фильмы, книги, школьные учебники.
Но то, что работало 50 лет назад, не будет работать сейчас, в других условиях и с другими людьми. Можете ли вы представить советского школьника, выкладывающего фотографии в аккаунт в Инстаграме? Нам приходится решать новые задачи новыми средствами.
В образовании сегодня нет простых ответов. Но я могу с уверенностью сказать, что глубинные ожидания общества от школы не изменились. Дети ждут, что школа будет справедливой, доброй, умной, понятной и безопасной. Что она не будет закреплять социальное расслоение в обществе или увеличивать его. Что учиться будет интересно разным детям, с разными возможностями и способностями. Главное, по мнению учащихся, чего сегодня не хватает для того, чтобы система образования оказывала более положительное влияние на подростков, – доброе и уважительное отношение к ученикам (69%), интересные школьные программы (68%), внимание к каждому ученику (55%), доверительные отношения между учащимися и педагогами (51%). По мнению 42% школьников, учителя должны пользоваться авторитетом, и в качестве собственных авторитетов каждый десятый подросток назвал кого-то из учителей.
Когда мы опрашивали школьников, восемь из десяти ребят отметили, что у них есть талант или способности. Но половина из них не чувствуют, что кто-то помогает их развивать. Треть опрошенных (34%) видят своим приоритетом самореализацию и развитие. Важнее для них только хорошие семейные отношения (50%). На одном уровне материальное благополучие и комфорт (34%). При этом шесть из десяти подростков уверены, что будущее в большей степени зависит от них самих, чем от государства, родителей и внешних обстоятельств.
Все это не значит, что школа должна превратиться в «шведский стол» услуг, откуда ученик и его родители смогут выбрать только то, что им интересно. Учение – это интеллектуальный труд, к которому ребенок должен приобщаться. Речь о формировании сообщества, в котором дети и взрослые объединены энергией познания, творчества и самосовершенствования. На это направлены новые федеральные стандарты.
Про содержание образования
По новым ФГОС для начальной и средней школы ребята начнут учиться в следующем году. В этих стандартах уже максимально конкретно прописаны требования к школьной программе, указывающие, что именно школьник должен изучить в рамках предмета, знать и уметь по итогам прохождения курса. Большое внимание уделяется метапредметным результатам обучения.
Есть и новые акценты. Стандарт ставит задачу формирования системных знаний о месте России в мире и ее исторической роли, территориальной целостности, вкладе в мировое научное наследие и представлений о стране, устремленной в будущее. Изучив историю, ребенок должен научиться устанавливать последовательность изучаемых исторических событий и их связь с важнейшими событиями последних двух веков. На обществознании школьники научатся основам финансовой грамотности, составлять простые документы, например доверенность, личный финансовый план или резюме.
Школьников, которые будут изучать информатику на продвинутом уровне, научат создавать программы на Python, C++, JAVA, С#. На базовом уровне детей будут учить защищаться от вредоносного программного обеспечения, обеспечивать личную безопасность и безопасность персональных данных в Интернете.
Но основной вопрос реализации стандартов – это готовность учителей.
Про учителей
Подавляющее большинство учителей (93%) сегодня отмечают, что хотят изучать новые методики и технологии, потому что им есть куда расти. Но только 15% учителей согласно опросу фонда «Национальные ресурсы образования» не чувствуют симптомов эмоционального выгорания. Чуть меньше половины – 46% – испытывают мотивационное истощение. Это значит, что физические силы есть, но мотивации решать рабочие задачи нет. Физическое истощение, постоянный упадок сил отмечают 43% педагогов.
Треть говорят о растущем чувстве негативизма, цинизма по отношению к профессиональным обязанностям. При этом самым выматывающим фактором учителя неизменно называют отчетность. Справки о поступивших в вузы, отчеты о реализации ФГОС, фотоотчеты о мероприятиях, ведение соцсетей и сайта… Объем этой работы совершенно не устраивает 43% учителей, 38% – скорее не устраивает. Для сравнения: объем предметных требований не устраивает всего 2% учителей, возможности строить рабочую программу по своему замыслу – 4%.
Когда мы задавали учителям вопрос, чего в данный момент им больше всего недостает в их работе, большинство (30%) ответили «действенного инструмента защиты моих прав от родителей, администрации». Этот ответ обошел «возможности отдохнуть и восстановить силы» (22,7%) и «атмосферы уважения, сотрудничества и поддержки в школе» (15%). Восемь из десяти учителей нуждаются в дополнительной помощи для защиты своих прав. Этот запрос невозможно игнорировать, особенно накануне Года учителя.
Про воспитание
Есть замечательная цитата историка и социолога Николая Ивановича Кареева: «Нет ничего фальшивее, как та педагогическая система, которая, стремясь сделать из воспитанника человека в будущем, не признает в нем человека и в настоящем». Потому что она ставит «вопрос не о том, что школа должна сделать для человека, а о том, что она должна из него сделать для достижения вне его лежащих целей».
Иногда от учителя можно услышать брошенное в сердцах: «Что мы можем, если его дома не воспитали?» Я больше 20 лет была директором школы. Мы можем многое. У нас за плечами педагогическое образование и опыт. Мы помогали повзрослеть и возмужать сотням, если не тысячам детей. Мы достаточно опытны и мудры, чтобы понимать: они не плохие, даже если перечат и делают назло. Им больно. Это нужно уметь замечать и уметь с этим работать. Мы умеем приободрить, найти, за что похвалить.
И мы видим колоссальный запрос на нормализацию психологического климата в школе и за ее пределами. Каждый десятый учитель отмечает, что главный дефицит сегодня – отсутствие возможности помочь ученикам развить уверенность в себе, умение решать проблемы, общаться, преодолевать трудности, добиваться цели. Для некоторых подростков школа – единственное место, где они могут почувствовать человеческое отношение, заботу, внимание, научиться состраданию и уважению к своему и чужому личному пространству. Да, это начинается в семье. Но, если по какой-то причине ребенок этого лишен, это его беда, а не его вина.
Воспитание – это не назидание. Не «я сказал, и он сделал». Это кропотливый труд. Мы ждем, что ученик будет вежлив. А были ли мы вежливы с ним? Были ли внимательны? Многие учительские фразы, которые помним мы, которые знакомы нашим детям и внукам, стали основой для мемов. «А голову ты дома не забыл?» Психологи скажут, что частое употребление подобных обесценивающих ремарок плохо сказывается на настроении ребенка, его отношении к себе и окружающим. От этого можно отмахнуться – надо же, какие все стали нежные. А можно попытаться изменить стиль общения.
Центральным моментом в поддержке, помощи детям всегда выступает обычное человеческое общение. Мы с каждым годом видим, что доля ребят, которым не хватает общения со взрослыми для обсуждения своих проблем, растет – с 13% в 2017 году до 28% в 2019-м. А родители школьников во время опроса ОНФ и фонда «Национальные ресурсы образования» в первой половине 2019 года отметили нехватку в учебных заведениях специалистов, способных помочь ребенку преодолеть кризисную ситуацию. 44% указали, что таким человеком может быть классный руководитель, 19% – один из учителей, 14% – психолог. А 23%, к сожалению, отметили, что ребенок не верит никому из взрослых.
В проекте ОНФ «Равные возможности – детям» мы реализуем программу психологической поддержки для подростков и их родителей «Я могу». Основные темы – самооценка, принятие себя, готовность действовать, отношения с родителями и сверстниками, поиск ресурсов для решения проблем. Школы и колледжи подключают к нашим вебинарам целые классы, некоторые разбирают и обсуждают в записи.
Промежуточный итог нашей работы с 7,5 тысячи людей – колоссальная нехватка опыта принятия и у детей, и у взрослых. А любой психолог скажет: без принятия себя, ситуации, последствий продуктивное действие невозможно.
Про дистанционное образование
С вынужденным переходом всей страны на дистанционное обучение внимание к цифровым образовательным ресурсам резко выросло. Еще пару лет назад тема электронной школы интересовала в основном экспертов и бизнес. Сегодня это один из самых обсуждаемых вопросов. Во время пандемии раздавались очень смелые прогнозы: сейчас родители поймут, насколько хорошо ребенку дома, как много он успевает и как вся семья стала свободна для совместного досуга. В реальности это почувствовали около 20% подростков и всего 5% родителей. Прогнозы резкого роста интереса к онлайн-образованию не оправдались.
Создатели онлайн-школ продолжают убеждать нас, что ребенок на семейном обучении может изучать только «нужные» предметы, а те, что нужны только для аттестации, знать «по минимуму». Очень вредно внушать детям, что какие-то предметы им не пригодятся. Менделеев, гениальный химик, был почетным членом Академии художеств. Школьные знания играют роль навигатора. Если в твоей жизни не было встречи с каким-либо понятием, фактом, явлением, автором, то для тебя всего этого не существует. Вопрос о содержании образования – это вопрос возможности дальнейшего познания мира. Сегодня IT проникают во все профессии. Как осваивать новые инструменты, если в школе прошел мимо математики, которая «ум в порядок приводит»?
Школа дает не просто набор информации и оттачивает умение решать задачи. Здесь дети учатся контактировать с миром, с его представителями различного статуса и разных социальных ролей. Эти роли не такие, как в семье. Школьники нащупывают ориентиры поведения, привыкают к дисциплине, формируют полезные привычки, преодолевают трудности и выходят из конфликтов.
Цифровизация нужна. Но лишь там и тогда, где с ней лучше, чем без нее. Никто сегодня не спорит, что удобнее подать заявление на Госуслугах, чем делать это по старинке. Но решать важные личные вопросы мы стремимся с глазу на глаз. И вряд ли это когда-нибудь изменится.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, член Центрального штаба ОНФ, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»
Комментарии