Поговорить с Юрием Тараном удалось только ближе к вечеру и не в его кабинете, а в столовой 20-й школы Липецка. Рабочий день начальника Управления образования Липецкой области расписан поминутно. А побывать в гостях у своего друга, теперь директора, Алексея Пшеничного Юрий Николаевич обещал еще год назад, когда школа была новостройкой. – Я бы его к себе в управление забрал, найти талантливого руководителя – настоящая проблема, – рассказывает по дороге в школу Таран. – Да только кто будет создавать хорошие школы? А тут у него возможность с нуля придумать все. Мы дали ему новую форму, а его задача – наполнить содержанием. Это неправильно, когда в новую форму закладывают устаревшее содержание.
Юрий ТАРАН: – Нужно отдать поклон «Учительской газете» – вы издание нравственное, а зачастую проблемы образования многими другими изданиями подаются именно с позиции безнравственной. Воспитывать на негативе нельзя.
Солянка должна получиться вкусной
– Юрий Николаевич, представьте, что вы на уроке и учитель просит вас продолжить фразу: «Липецкая область – это…»
– Регион, у которого есть интересные находки в прошлом, например липецкий урок, который в 60-х годах прошлого века внедряли во всей советской педагогике, и это регион, который на основе уникального опыта входит в XXI век. Мы гордимся нашим липецким опытом. Наша региональная система образования едина в своем разнообразии – направлений, идей, подходов и даже способов решать проблемы. У нас разные взгляды на национальный проект «Образование». Наше педагогическое сообщество до сих пор спорит, какие школы в итоге победили – инновационные или лучшие. В наших школах доминируют разные стили управления. Во главе одних – руководители-диктаторы, другими управляет демократическое сообщество. Есть гимназии, лицеи, где можно увидеть стопроцентное хрестоматийное совпадение. А есть гимназии и лицеи, которые невозможно подогнать ни под одну известную рамку. У нас начинался институт освобожденных классных руководителей, и мы до сих пор сохранили ставку старших вожатых – это основа нашей воспитательной системы. Липецкая область одной из первых приняла идею ЕГЭ. С другой стороны, мы очень осторожно относимся к модернизации системы образования. Стратегия абсолютно правильная, но для себя мы выбрали спокойный тактический путь. Сломя голову во все инновации мы не бросаемся.
– Сторонний наблюдатель посмотрит на вашу область и скажет: «Ну и солянку вы тут сварили!» Что вы ему ответите?
– Это для стороннего наблюдателя все намешано, но очень гармонично для педагога или родителя, которые соприкасаются с этими учебными заведениями. Главное – результат. Если солянка вкусная, значит, мы достигли того, чего хотели, – гармонии индустриальных центров и сельских районов, гармонии больших школ и маленьких сельских. Самое главное, к чему мы сегодня стремимся, чтобы было образование, которое имеет приставку «качественное».
– Но в любом случае возникает некий разрыв между системой образования города и села, а вы говорите о гармонии…
– Да, это есть на уровне обывателей. Но когда педагоги приезжают и обмениваются впечатлениями, эти идеи отступают на второй план. Потому что качественный урок остается уроком, и не важно, где его провели. У нас долгие годы лидером по олимпиадам был лицей в большом селе Долгоруково, в котором руководство так смогло организовать работу, что сюда приезжают учиться многие педагоги из городских школ.
– Что больше всего мешает работе начальника управления образования?
– Инертность определенной части педагогического сообщества. Речь идет не только о педагогах, но и о родителях. Эту проблему высветил национальный проект «Образование». Общество готово предъявлять претензии системе образования, но не готово вместе с нами разделить ответственность за судьбу своих детей. На мой взгляд, это самое главное, что заставляет меня сегодня переживать.
– Планируете с этой проблемой бороться?
– История знает два пути перемен – либо революция, либо эволюция. Я считаю, что национальный проект «Образование» закладывает определенные революционные формы. Мы привлекаем общественность к оценке труда педагогов, когда заявляем педагогическому сообществу, что при всей одинаковости работы есть те, кто работает лучше, и те, кто работает хуже. Многие педагоги позитивно относятся к национальному проекту вообще, но не могут принять того, что школа, которая находится на соседней улице, получила миллион. При этом получила не потому, что это решили какие-то начальники, а потому, что она доказала, что работает лучше. С этим пока сегодня многие смириться не могут. Вся модернизация системы образования направлена не на единение экономических механизмов, а на единение психологии. Ввести нормативное финансирование легче, чем изменить психологию учителя и родителя. В этом я вижу главную проблему. Но время будет постепенно менять эту ситуацию. Время и СМИ.
К сожалению, мы сегодня не понимаем до конца важность СМИ. Я стараюсь дружить со всеми и никому не отказывать в интервью. Но нужно отдать поклон «Учительской газете» – вы издание нравственное, а зачастую проблемы образования многими другими изданиями подаются именно с позиции безнравственной. Воспитывать на негативе нельзя.
– Выиграет ли система образования от всех инноваций, которые сегодня происходят?
– Она выиграет только в том случае, если инновации будут дозированными. Мы уже подошли к определенному порогу, когда общество перенасыщено педагогическими инновациями. Безусловно, необходимо реформирование, но надо давать и передышку. Педагогическое сообщество очередную инновацию, даже самую полезную, может просто не разглядеть в том потоке, который обрушился сегодня на нее, либо просто захлебнется.
Немодная тема
– Юрий Николаевич, почему Липецкая область так активно занимается дошкольным образованием? Ведь до тех пор, пока президент не пообещал вознаграждение за каждого второго ребенка, это была не очень модная тема…
– Мы всегда шли от запроса населения. Стали востребованы дошкольные образовательные учреждения, а значит, и образовательные услуги, которые предоставляют не только в детском садике. Сегодня большинство школ и районных центров имеют серьезную предшкольную подготовку, тем самым формируя будущий контингент и знакомя с традициями, которые будут в образовательном учреждении. Все это происходит по заявкам самих родителей. У нас сегодня считается, что власть сумеет большинство населения обеспечить дошкольными образовательными услугами. Поэтому негосударственные услуги так неконкурентоспособны. Если бы население не верило в возможность власти, оно бы пошло к частным няням и гувернерам. А у нас даже службы такие не очень востребованы.
– На ваш взгляд, дошкольное образование должно быть в детском саду или в школе?
– Оно сегодня должно существовать в самых разных формах, что мы и пытаемся доказать. В самом этом словосочетании заложена подготовка ребенка к школе. В самых разных формах. Ведь есть такое понятие «недетсадовский ребенок», это не значит, что ребенок не должен получать дошкольное образование. Для таких детей существуют группы кратковременного пребывания, подготовительные курсы к школе, группы раннего развития учреждений дополнительного образования. Всеми видами предшкольного образования у нас сегодня охвачены 97% детей. Мы открываем новые детские сады.
– Сколько мест ни создавай, а работать некому. Как решаете кадровый голод?
– Кадровый голод у нас в основном образовался в Липецке. В других муниципальных районах та зарплата, которую получают воспитатели, сопоставима с уровнем жизни людей, хотя, конечно же, она недостаточна. Я считаю, что эту проблему необходимо решать в комплексе. Предоставлять широкий набор услуг, льгот, которыми можно привлечь человека, – зарплата, льготы на жилье, возможность пребывания со своим ребенком в дошкольном образовательном учреждении. Над остальными льготами нужно думать вместе с профсоюзами.
– Сегодня на курсы повышения квалификации на воспитателя ДОУ пошли учителя-предметники, которым не хватает места в средней школе. Проблема в том, что мало кто из них в действительности может работать с дошкольниками.
– Если учитель-предметник – это вторично, а первично – педагог, который не боялся летней педагогической практики в вузе и внеурочной работы со школьниками, то у него получится и в дошкольном образовательном учреждении. Хотя далеко не для всех возможен этот путь. Я помню, что для меня сложнее всего было преподавать историю в пятом классе, потому что нужно было общаться с ними на их уровне. Для меня принципиально важно, чтобы в образовательные учреждения пришли люди не от безысходности, а именно по стремлению. Я сторонник того, что если нет хороших воспитателей или учителей в учреждении, такие учреждения надо закрывать.
Не только ученики бывают двоечниками, троечниками и отличниками, так и педагоги. Двоечник совершил нарушение педагогической этики, и такого человека в школе быть не должно. Но сегодня в образовании достаточно много «троечников». И это тоже недопустимо. Вы знаете, почему около 15 процентов липецких учителей выступают против ЕГЭ? Мы предложили учителям, которые аттестуются на высшую категорию, сдать ЕГЭ по своему предмету. И более 10 процентов не справились с заданием. Любой учитель должен набирать от 98 до 100 баллов, поскольку у него высшее образование. Этот экзамен вызывает недоумение, многие считают, что это давление на учителя, а на мой взгляд, это предмет педагогической гордости, когда учитель демонстрирует, что он знает тот предмет, который преподает в том объеме, который сегодня необходим для государственной аттестации.
– Может быть, стоит обратить внимание на подготовку кадров в педагогических колледжах?..
– Больная тема. На мой взгляд, у педколледжей в их привычном понимании будущего нет. Сегодня важно найти вариант плавного вхождения учащихся или студентов педагогических колледжей в университеты. В этом вопросе, на мой взгляд, революции быть не должно, здесь место только эволюции.
Комментарии