search
main
0

В образовании каждый год должен быть годом равных возможностей…

Ольга БОРУЦКАЯ, директор школы №518: – Одна из главных позиций реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» – «Школа для всех и каждого» – школа инклюзивная.

Комментарий «УГ»Моя дочь учится в классе инклюзивного образования. Безусловно, детям, имеющим серьезные проблемы со здоровьем, обучение в коллективе приносит существенную пользу и способствует их социализации в кругу сверстников и в обществе в целом. Но и «обычным» детям обучение в «инклюзивном пространстве» необычайно важно. Моя дочь, будучи домашним ребенком, выросшим преимущественно во взрослом окружении, только в школе столкнулась с детьми, имеющими серьезные проблемы со здоровьем. Мне кажется, что совместное обучение положительно влияет на ее развитие и социализацию, поскольку это своего рода прививка против господствующих в нашем обществе представлений о том, что люди с ограниченными возможностями «не такие, как все», что «они достойны жалости, к ним нельзя предъявлять те же требования что и к обычным людям». Конечно, в первом классе пришлось отвечать на вопросы о том, почему тот или иной одноклассник не может делать то, что могут другие. Но постепенно стало понятно, что дети забывают о физических недостатках своих сверстников и общаются с ними на равных. Моя дочь сказала как-то: «Бабушка говорит, что человек не может уметь все. Я чего-то одного не умею, кто-то другого. Я могу бегать, а Оля нет. Она научится, зато она поет романсы, а я нет. Я тоже научусь. Она же научилась писать, а ей намного труднее, чем мне». Именно уверенность детей в том, что они равны, и стала, на мой взгляд, одной из задач воспитания и в той мере, в какой школа помогает решению этой задачи, ей можно быть благодарным. Обучение в «инклюзивном пространстве» кажется мне очень важным, поскольку на примере своего сверстника и товарища с физическими проблемами ребенок видит, что житейские беды не исключают полноценной человеческой жизни. Воспитание в одном коллективе детей с разными физическими данными блокирует развитие комплекса превосходства над физически слабым, враждебности к нему и попыток самоутверждаться за его счет. Очевидно, что в данном случае должен присутствовать контроль преподавателей над ситуацией. В этом отношении ситуация в школе №518 дает наглядный пример толерантности. Человек в инвалидной коляске не изгой, а одноклассник, которому нужно помочь спуститься или подняться по лестнице, но который может помочь чем-то другим. Недавно на крыльце школы наблюдала следующую картину. Закончились уроки в старших классах, на крыльце появляется девушка в инвалидной коляске, а за ней несколько юношей. Совершенно естественно они подхватывают коляску, продолжая беседовать о чем-то своем, сносят ее с крыльца (заметим, что есть пандус и девушка не нуждается в их помощи), ставят коляску перед кем-то из родителей и с криками «Пока!» бегут по своим делам. Естественность их действий свидетельствовала о том, что они делают это часто и без всяких просьб со стороны. Совершенно естественно, что обучение в «инклюзивном пространстве» формирует чувство товарищества и солидарности по отношению к человеку, который в каком-то определенном физическом отношении слабее. Он воспринимается без отгораживания, без натужного сочувствия к «несчастному больному».Именно такая позиция – одно из существенных преимуществ 518-й школы и конкретно 2-го «А» класса, в котором учится моя дочь.Варвара ДОБРОВОЛЬСКАЯ, мама

Четыре года назад мы включились в эксперимент по внедрению технологии инклюзивного образования в Центральном округе. Пытаясь определить место нашей школы в общей системе образования округа, педагогический коллектив разработал программу развития «Образование без барьеров», которая выстраивалась при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, выявления потенциальных факторов роста, факторов развития, которые имелись в образовательном учреждении.

В основу программы положен принцип «От «ученик должен» к «ученик может», принцип признания педагогами индивидуальных особенностей учащихся и готовность школы создавать необходимые условия для удовлетворения образовательных потребностей всех без исключения детей.

Я не могу сказать, что все учителя школы были готовы к таким преобразованиям. Необходимо было время, чтобы понять и принять принципы инклюзии. Сейчас по программе инклюзивного образования работает каждый второй учитель школы.

При наборе в первый класс мы всегда знакомили родителей со спецификой нашей школы, реализующей включение детей с особенностями развития в обычные классы. Были родители, которые отказывались от нашей программы. Все эти четыре года мы шли параллельно с нашими детьми и пытались устранять те препятствия, которые мешали ребятам продвигаться дальше.

Архитектурные барьеры – отсутствие пандусов, лифта, специального оборудования в здании школы – могут быть значимым фактором при выборе образовательного учреждения для детей с двигательными нарушениями. У нас в школе оказалось возможным устранить эти барьеры. После реконструкции здание было оборудовано пандусами при входе в школу. Управление образования ЦАО приобрело для школы лестничный транспортер, сейчас у нас установлено стационарное подъемное устройство для людей, передвигающихся с помощью инвалидной коляски, оборудованы туалеты для детей с ДЦП, приобретены специальные парты, кабинеты специалистов социально-психологической службы оснащены необходимыми пособиями для работы, созданы зоны релаксации, обустроен спортивный мини-зал, оборудована творческая мастерская.

Победа школы в 2008 году в приоритетном национальном проекте «Образование» дала возможность создать переносной компьютерный класс для учащихся начальной школы. Наши учителя прошли стажировки и обучение. Но главное – мы завоевали доверие наших родителей. Из команды наблюдателей они перешли в команду наших единомышленников.

На первое сентября этого года в инклюзивное пространство нашей школы включено 5 параллелей классов (1-5), в которых обучаются 17 детей с ограниченными возможностями здоровья. Это дети с расстройствами аутистического спектра, синдромом дефицита внимания, неравномерностью психического развития, нарушениями зрения, неврологическими заболеваниями, в том числе эпилепсией, двигательными нарушениями, не позволяющими детям самостоятельно передвигаться.

Чтобы не показалось, что наша школа из общеобразовательной превратилась в коррекционную, как иногда думают родители и некоторые из коллег, хочу отметить, что в нашем учреждении активно внедряются новые образовательные и информационно-коммуникативные технологии. Со второго класса ведется предмет «Информатика и ИТ». В средней школе осуществляется предпрофильная подготовка по математике, физике, химии, русскому языку, информатике и ИТ. Традиционно в 7-м классе за счет часов дополнительного образования во второй половине дня ведется авторский пропедевтический курс начальных основ химии.

Старшее звено школы работает как многопрофильное, успешно осуществляется экспериментальная и научно-исследовательская работа учащихся школы совместно с МГУДТ, ГРСУ, МИРЭА, МГППУ.

Школа стала площадкой для апробации программ окружного мониторинга, базовой площадкой по подготовке экспертов ЕГЭ по русскому языку. Наши учителя – городские эксперты по проверке ЕГЭ. В прошлом учебном году все выпускники школы успешно сдали государственную итоговую аттестацию и поступили в вузы, а Вячеслав Цой набрал 100 баллов на ЕГЭ по русскому языку.

Развита система дополнительного образования учащихся. С 1993 года в школе работает детская самодеятельная организация «Остров сокровищ», ставшая активным помощником педагогического коллектива в управлении и организации досуга школьников. Положительный опыт работы по созданию разновозрастного детского объединения «Остров сокровищ» подсказал идею транслировать его в дошкольное отделение при школе и открыть разновозрастную группу.

Говорить о наших достижениях можно и дальше. Но хочу отметить, что ребята в нашей школе общаются, дружат, помогают друг другу, влюбляются, взрослеют, несмотря на то что все они разные. Но все они вместе.

Мне кажется, что в системе образования каждый год должен стать годом равных возможностей. В процессе создания инклюзивного пространства в стенах школы ничего невозможного нет. Главное, чтобы этого захотели учителя. С развитием интегративных процессов в школе, с появлением в ней «особых» детей вообще меняется отношение взрослых к проблеме людей с ограниченными возможностями здоровья. А это важный шаг к изменениям в обществе в целом, где они равные среди равных не на бумаге и в лозунгах, а в реальном мире.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте