Организация свободного времени – один из элементов культурного наследия, который также передается из поколения в поколение в практике образования. От предпочтений учащихся в выборе своих увлечений напрямую зависит формирование их личностных, гражданских и нравственных качеств.
Важно понимать, что среда в образовании – это не столько укомплектованный программами и методическими рекомендациями пакет образовательных технологий, сколько своеобразный микросоциум – живая общность учащихся и педагогов, реализующих в совместной деятельности содержание и традиции избранной сферы культуры, скорее сообщество единомышленников, чем коллектив педагогов-наемников, по необходимости следующих должностным инструкциям. Определяющим фактором здесь становится личная заинтересованность педагогов в этической и эстетической ценности своего предмета, а также творческий характер их претворения в образовательной деятельности. Особое значение это имеет для художественно-эстетических сфер дополнительного образования, где эмоциональное соучастие играет существенную, даже определяющую роль.Другая характерная особенность образовательной среды – естественное приобщение учащихся к традициям культуры в ходе их совместной с педагогами творческой и практической деятельности. В учреждениях дополнительного образования формируется особый стиль отношений, который гораздо больше, чем школьный класс, напоминает устройство взрослого профессионального коллектива. Не случайно детские объединения, в которых последовательно реализовывали принципы формирования образовательной среды, в свое время получали название творческих студий. Студийные принципы работы – совместный досуг, летние лагеря, праздники, гастроли или выезды на пленэр – незаменимые формы работы учреждений дополнительного образования художественно-эстетического профиля. Всякая творческая деятельность в художественной сфере ищет признания и активно-ответной реакции среди окружающих, очень важно, чтобы воспитанник творческого коллектива ощущал востребованность своих усилий, осознавал язык искусства как язык, способный налаживать и облагораживать отношения со сверстниками и ближними.Образовательная среда поощряет любое активное, творческое претворение учащимися перенятого опыта, приобретенных знаний, умений и навыков. Не случайно в учреждениях дополнительного образования вокруг основной образовательной направленности формируется множество вспомогательных, разрабатываются новые программы, предоставляющие учащимся возможность пробовать себя в разных видах художественной, исследовательской и просветительской деятельности. Музыкально-хоровая школа «Радость» – учреждение дополнительного образования детей музыкально-эстетического профиля – более тридцати лет занимается развитием социокультурной среды, приобщающей школьников к традициям музыкальной и художественной культуры. Все эти годы развитие школы шло по пути становления системы музыкально-эстетического воспитания в соответствии с принципом наибольшего единства в наибольшем разнообразии – в рамках основного профиля в «Радости» апробировались и внедрялись все возможные, доступные учащимся формы музыкально-творческой деятельности. При этом освоенные воспитанниками, они транслировались вовне. В музыкальном исполнительстве органично присутствует культурно-просветительская составляющая, на протяжении всей своей истории школа стремилась активно использовать свои филармонические ресурсы. Наша школа – одно из тех столичных учреждений дополнительного образования, которое ставило и ставит перед собой задачу максимального использования образовательной среды в качестве культурообразующего фактора округа и всего города.Как же расширялась и структурировалась эта образовательная среда?Во-первых, школа изначально формировалась как детская хоровая студия с характерным партнерским стилем взаимоотношений педагогов и воспитанников, вместе проходивших летние лагеря, гастрольные поездки и конкурсы. Первые же достижения хоровые коллективы «Радости» стремились использовать в просветительских целях – студия была организатором клуба любителей музыки, Народного университета культуры, сейчас, через много лет, эта деятельность получила воплощение в абонементных циклах детской филармонии музыкально-хоровой школы «Радость», включающих десятки тематических концертов в год для учащихся общеобразовательных учреждений округа. Характерная черта этих концертов – совместная концертная деятельность педагогов и воспитанников «Радости». Их концертные выступления служат не просто поддержкой юных музыкантов, но примером и образцом профессиональной и просветительской деятельности. Следует отметить, что при должном педагогическом сопровождении образовательная среда отчасти способна воспроизводить себя, подтверждают это многочисленные случаи возвращения воспитанников «Радости» в родной коллектив в качестве педагогов.Ранняя педагогическая профориентация, возможности которой в начале 1990-х годов стала экспериментально исследовать школа, привели ее к созданию специальных музыкально-педагогических классов для старшеклассников (музыкально-педагогического лицея) в сотрудничестве с музыкальным факультетом МПГУ. Классы стали тем звеном, которое помогло наладить преемственность поколений учащихся и педагогов и, кроме того, расширило пространство формируемой образовательной среды. Естественно, по мере появления новых материальных и кадровых возможностей, а также по мере роста образовательных интересов и запросов воспитанников усложнялась структура самой школы. Вслед за вокально-хоровым последовательно открывались новые отделения – народно-оркестровое, эстетического воспитания, фольклорное, хореографическое, их учащихся сейчас более 4500. Расширялся перечень доступных индивидуальных занятий – на сегодняшний день это классы обучения игре на 20 музыкальных инструментах, индивидуального вокала, импровизации и композиции.После удачно проведенного эксперимента, показавшего эффективность работы классов общего музыкально-эстетического развития в общеобразовательных учреждениях, «Радость» заключила договоры о сотрудничестве со школами Северного округа, проводя в них концерты и лекции-беседы, посвященные классической музыкальной и художественной культуре. В настоящее время эта работа охватывает около 2000 учащихся из 13 общеобразовательных учреждений округа.Следующим немаловажным фактором развития художественно-эстетической образовательной среды стало обращение школы к музейной педагогике. Сейчас в самой школе действуют три образовательных музея – музей истории музыкально-хоровой школы «Радость», музыкально-литературно-художественный исторический музей Великой Отечественной войны «А музы не молчат!», музей русского народного творчества, традиций и быта. Следует отметить, что музейная педагогика – необычайно эффективная образовательная практика, способствующая погружению учащихся в мир аутентичных исторических свидетельств. Музей, посвященный этически и эстетически значимым событиям истории или культуры, сам по себе представляет активно воздействующую на учащихся образовательную среду.Нельзя не упомянуть и о таких важных для созданного школой культурно-образовательного пространства событиях, как встречи с московскими композиторами. Многие из них становились друзьями школы, посвящали ее коллективам свои новые сочинения. Это Тамара Попатенко, Владимир Шаинский, Юрий Чичков, Ефим Адлер, Георгий Струве, Евгений Крылатов, Юрий Тугаринов, Валерий Калистратов, Анатолий Киселев.С 1993 года музыкально-хоровая школа «Радость» стала ведущим учреждением дополнительного образования детей вокально-хорового профиля Департамента образования; с этого времени началась ее обширная деятельность по организации городских певческих праздников, фестивалей и конкурсов, еще более расширивших образовательное пространство учреждения и выведшее просветительскую деятельность его творческих коллективов на новый уровень. Это Международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва», прослушивания вокально-хорового жанра фестивалей «Юные таланты Московии» и «Северные созвездия», Московский фестиваль-конкурс на лучшее исполнение духовной музыки «Рождественская песнь», Московский открытый молодежный конкурс академического сольного пения «Посвящается Шаляпину», два конкурса, организатором которых школа выступила в 2010-2011 учебном году, – Московский городской конкурс детско-юношеского музыкального творчества «Музыкальная Московия», посвященный 150-летию Московского музыкального общества (проводился МХШ «Радость» совместно с Московским музыкальным обществом), и Московский городской конкурс юных музыкантов «Волшебная лира» (совместно с Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М.И.Глинки). В общей сложности от 25 до 30 тысяч воспитанников из более 100 образовательных учреждений столицы ежегодно принимают участие в творческих акциях школы. Эти массовые встречи формируют тот широкий круг образовательного пространства, который становится позитивной социальной средой и для воспитанников «Радости». В 2010 году музыкально-хоровая школа «Радость» стала ресурсным центром системы окружного и столичного образования.Татьяна ЖДАНОВА, директор музыкально-хоровой школы «Радость»
Комментарии