На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2005 год. Что он сулит образованию? Планирует ли правительство увеличить расходы на высшую школу? Какими будут приоритеты финансирования отрасли в новом году? Об этом участникам сочинского семинара рассказал заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Александр КАЗЕНОВ.
проект бюджета на 2005 год скорректирован с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению дошкольного, общего, а также начального и среднего профессионального образования. Объем расходов по передаваемым обязательствам Федерального агентства составил 21,8 млрд. рублей, а количество передаваемых образовательных учреждений – 2,7 тысяч (в том числе 146 техникумов и 2588 ПТУ).
– Агентство уже несколько месяцев исполняет те полномочия, которые ему определены как федеральному органу исполнительной власти. Его штат укомплектован, структура полностью сформирована, все направления деятельности обозначены. Одним словом, агентство встало на нормальные рабочие рельсы и приняло на себя весь груз забот и обязанностей по всем уровням образования.
Информация к сведению
Федеральное агентство по образованию выступает государственным заказчиком 12 целевых программ. В их числе:
– Федеральная программа развития образования;
– Развитие единой образовательной информационной среды;
– ФЦП «Жилище», подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей»;
– «Молодежь России»;
– «Русский язык»;
– «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
– «Дети России» (подпрограммы: «Дети-инвалиды», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Одаренные дети»; «Дети-сироты»; «Здоровый ребенок»);
– «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту»;
– «Поддержка Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в СНГ»;
– «Интеграция науки и высшего образования России»;
– «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники»;
– «Электронная Россия».
С 1 января 2005 года значительное количество учреждений НПО и СПО будут переведены на региональный уровень. И сейчас мы вплотную приступаем к разработке порядка передачи училищ и техникумов, учитывая, что финансовые и материальные ресурсы должны перейти к субъектам РФ. Это первая часть процесса реформирования или оптимизации системы образования. Вторая часть – передача агентству нескольких сотен образовательных учреждений из других отраслей. Здесь тоже не все просто и однозначно. Не все руководители по разным причинам хотят расставаться с подведомственными учебными заведениями. Но передача, видимо, все же состоится, исключение составят лишь образовательные учреждения силовых министерств.
На первой коллегии агентства были подведены некоторые итоги финансирования отрасли в текущем году. В целом за восемь месяцев отмечено существенное повышение объемов финансирования по сравнению с 2003 годом – это касается и капитального ремонта, и оснащения оборудованием, и прочих расходов. Надеемся, что положительная динамика сохранится и в будущем. Для этого у нас есть серьезные основания.
Согласно проекту бюджета, по разделу «Образование», включая федеральные целевые программы, в 2005 году агентство получит 73,9 млрд. рублей. Рост по сравнению с 2004 годом – 120%.
Объем финансирования федеральных целевых программ и непрограммные инвестиции в основные фонды составляют в проекте бюджета 8,3 млрд. рублей, в том числе:
– государственная поддержка в сфере образования – 4,2 млрд. рублей;
– расходы по государственным контрактам на выполнение НИОКР – 0,3 млрд. рублей;
– строительство объектов для нужд отрасли – 3,8 млрд. рублей.
В ближайшие годы мы планируем в основном сохранить сложившиеся формы организации и финансирования научных исследований в высшей школе. В проекте бюджета на 2005 год на эти цели заложено более 2,8 млрд. рублей.
Общий объем финансирования Федерального агентства по образованию в проекте бюджета на 2005 год установлен в сумме 82,3 млрд. рублей, в том числе:
По разделу «Образование»
на обеспечение деятельности
подведомственных учреждений – 69,8 млрд. рублей;
По разделу «Наука»
подведомственных учреждений – 2,8 млрд. рублей;
Федеральные целевые программы и непрограммные инвестиции в основные фонды – 8,3 млрд. рублей;
По разделу «Международное
сотрудничество»
подведомственных учреждений – 2,1 млрд. рублей;
(обеспечение реализации соглашений с международными финансовыми организациями, с правительствами иностранных государств и организациями, международные культурные, научные и информационные связи)
По разделу «Культура»
подведомственных учреждений – 8,0 млн. рублей:
При этом в разделе «Образование» предусмотрены ассигнования на:
• увеличение заработной платы работников на 20% с 1 января 2005 года;
• выплату денежного довольствия военнослужащих;
• питание;
• обеспечение стипендиями учащихся и студентов, аспирантов и докторантов учреждений профессионального образования;
• увеличение с 5% до 25% средств стипендиального фонда, направляемых на оказание материальной помощи нуждающимся студентам;
• материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• выплату денежной компенсации педагогам для приобретения книгоиздательской продукции и периодических изданий;
• выплату ежегодного пособия аспирантам и докторантам на приобретение научной литературы (в размере двух месячных стипендий);
• организацию культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в вузах, на санаторно-курортное лечение и отдых студентов;
• комплектование библиотечных фондов (1,4 млрд. рублей);
• оплату коммунальных услуг (6,7 млрд. рублей);
• содержание санаториев-профилакториев для студентов и учащихся учреждений профессионального образования, ранее финансировавшихся за счет средств социального страхования (примерно 400 миллионов рублей);
• приобретение оборудования (3,2 млрд. рублей);
• капитальный ремонт зданий и сооружений (4,1 млрд. рублей);
• приобретение спортивного инвентаря для учреждений общего образования (400 млн. рублей).
При формировании проекта бюджета агентство руководствовалось основными направлениями и ориентирами, обозначенными в бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию, действующими законодательными и нормативными правовыми актами, методическими материалами Минфина.
По разделу «Образование» проект бюджета на 2005 год скорректирован с учетом передачи расходных полномочий по обеспечению дошкольного, общего, а также начального и среднего профессионального образования. Объем расходов по передаваемым обязательствам Федерального агентства составил 21,8 млрд. рублей, а количество передаваемых образовательных учреждений – 2,7 тысяч (в том числе 146 техникумов и 2588 ПТУ).
Основные приоритеты при разработке проектировок бюджетного финансирования учреждений образования на 2005 год:
1. Увеличение расходов на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.
Как известно, преподаватели обязательно должны раз в пять лет проходить повышение квалификации и раз в десять лет получать творческий отпуск для завершения научно-исследовательских работ и подготовки современных учебников.
Все также знают, что сегодня эти правила не соблюдаются.
Увеличение расходов на эти цели позволит выполнить нормативные требования, обеспечить совершенствование содержания и методологии преподавания, а это один из основных факторов повышения качества образования.
Кроме того, рост уровня квалификации преподавателей позволит выполнить требования Болонской декларации в части привлечения в российские вузы студентов европейских стран. Это будет способствовать повышению академической мобильности наших преподавателей.
2. Пополнение библиотечных фондов.
Выделение дополнительных средств позволит образовательным учреждениям приобретать учебники и пособия, содержащие современные достижения научно-технического прогресса.
Увеличение расходов на пополнение и обновление библиотечных фондов поможет повысить качество образования, обеспечить подготовку и переподготовку специалистов в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики.
3. Капитальный и текущий ремонт.
Рост расходов на капитальный ремонт учебных корпусов, общежитий, спортивно-оздоровительных лагерей, санаториев-профилакториев позволит выполнить требования «Санитарных правил и норм», а также повысить уровень пожарной безопасности образовательных учреждений.
Своевременный ремонт общежитий позволит создать необходимые условия для комфортного проживания и самостоятельной подготовки студентов. Кроме того, это повысит привлекательность российских вузов для иностранных граждан, что увеличит приток внебюджетных средств в систему образования.
Ремонт и обновление санаторно-профилакторной базы и спортивно-оздоровительных лагерей создаст необходимые условия для оздоровления обучающихся.
4. Приобретение оборудования.
Увеличение расходов на приобретение оборудования позволит повысить пожарную безопасность образовательных учреждений, ускорить модернизацию учебно-производственной и лабораторной базы, что повысит качество образования.
Учитывая, что современное лабораторное оборудование используется, как правило, одновременно в учебном процессе и для научных целей, его обновление также расширит сферу научных исследований по заказам промышленности, что привлечет в систему образования дополнительные средства.
Федеральное агентство провело переговоры с Минфином по тем проектировкам, которые первоначально были включены в проект бюджета. В результате удалось добавить:
500 млн. рублей на пополнение библиотечных фондов,
150 млн. рублей на проведение предметных олимпиад учащейся молодежи,
800 млн. рублей на приобретение оборудования,
1200 млн. рублей на капитальный ремонт,
125 млн. рублей на повышение квалификации преподавательского состава вузов.
Комментарии