Правительство Москвы на очередном заседании обсудило прогноз социально-экономического развития и проект бюджета города с 2013 по последующие – 2014-2015 годы.
Сергей СОБЯНИН, мэр Москвы:- По итогам 2012 года мы ожидаем рост валового регионального продукта на 3-3,4%. Средняя заработная плата в Москве в 2012 году увеличится до 50 тыс. рублей, что означает рост в реальном выражении более 5%. Общий объем государственных и частных инвестиций в экономику города составит около 1 трлн рублей – рост на 10% по сравнению с предыдущим годом. Важно отметить не только рост инвестиций, но и изменение их качества. Считаю, что нам удалось изменить негативную тенденцию, когда инвестиции в недвижимость осуществлялись без учета возможностей городской инфраструктуры. Анализ ситуации показывает, что тенденции к увеличению инвестиций и реальных доходов москвичей сохранятся и в дальнейшем. В 2013-2015 годах рост валового регионального продукта Москвы составит около 4% в соответствии с прогнозом. Это, конечно, создает относительно благоприятный фон для реализации приоритетных программ Москвы. Тем не менее принятые изменения в федеральном налоговом законодательстве приведут к дальнейшему сокращению платежей налога на прибыль у крупных компаний, которые переходят на консолидированную отчетность. По-прежнему сохраняются и серьезные риски снижения доходов из-за нестабильности в глобальной экономике и колебания цен на энергоресурсы, поэтому проект бюджета на 2013 год достаточно напряженный. Для его безусловного исполнения потребуется проводить взвешенную финансовую политику. Доходы бюджета планируются в объеме 1 трлн 495 млрд, расходы запланированы в объеме 1 трлн 695 млрд рублей. Дефицит бюджета остается на уровне текущего года – около 200 млрд рублей. Его покрытие будет осуществляться за счет мобилизации дополнительных доходов и при необходимости за счет заимствований. Кроме того, в ходе исполнения бюджета органы исполнительной власти Москвы должны обратить внимание на необходимость экономии выделяемых ресурсов, в первую очередь при размещении государственного заказа. В то же время подчеркну, что по приоритетным направлениям мы не только не сокращаем, но в некоторых случаях существенно увеличиваем бюджетные ассигнования. В частности, расходы на адресную инвестиционную программу в 2013 году вырастут до 460 млрд рублей. Две трети ресурсов адресной инвестпрограммы направляется на развитие транспортной системы города – на строительство метрополитена, строительство и реконструкцию дорог, закупку новых автобусов, троллейбусов, трамваев и другие расходы в сфере транспорта. На строительство социальных объектов и муниципального жилья в адресной программе предусмотрено 108 млрд рублей. Будет построено 25 новых детских садов, 9 школ, 5 пристроек к школам, 4 поликлиники, 678 тыс. кв. м муниципального жилья. Большинство этих и других объектов, включенных в инвестиционную программу, уже законтрактовано, утверждены проекты, строители ведут активные работы. Другим важнейшим приоритетом бюджета 2013 года станет безусловное выполнение всех социальных обязательств, включая городские доплаты к пенсиям, детские пособия, льготы на проезд в общественном транспорте и на оплату жилищно-коммунальных услуг. Объемы бюджетных ресурсов, выделяемые на эти цели, не уменьшаются по сравнению с текущим годом. Выплаты всех пособий и льгот сохранятся в полном объеме. В сфере образования проект бюджета на 2013 год предусматривает продолжение реализации программ ремонта и благоустройства учебных учреждений, закупку новой компьютерной техники и другого оборудования. В связи с благоприятной демографической динамикой, ростом числа детей потребуется больше мест в детских садах и школах, поэтому вырастет и финансирование тех школ и детских садов, которые примут дополнительных учеников и воспитанников. Еще одна особенность бюджета следующего года: впервые в нем сделан шаг к реальной децентрализации бюджетных полномочий. В бюджете сформирован фонд социально-экономического развития районов в размере 5 млрд рублей – средства, которые будут расходоваться по решениям районных советов депутатов. Также депутаты местного самоуправления, напомню, будут согласовывать и сметы на благоустройство дворов, парков, капитальный ремонт жилья по соответствующим городским программам. Максим РЕШЕТНИКОВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития:- Прогноз развития города составлен на основе анализа макроэкономической ситуации, который был проведен Минэкономразвития России, причем за основу был взят умеренно оптимистический сценарий развития. Ключевые сценарные показатели, которые отражают экономическую конъюнктуру, – это традиционно уровень нефтяных цен и уровень цен на газ. Уже в этом году мы были свидетелями резких колебаний динамики цен на нефть: если в январе такая цена составляла в среднем 109 долларов за баррель, то в июне она составила 90 долларов за баррель, и, как мы видим, серьезного роста цен не предвидится. Темпы роста ВРП у нас будут относительно невысокими, порядка 3,4 – на процентный пункт ниже, чем в среднем по России. Важнейшая причина этого факта то, что Москва сегодня уже превратилась в постиндустриальный мегаполис, а это в том числе значит, что развитие индустриального города будет происходить по законам, характерным для мировых городов. Чтобы понять, что нас ждет далее, необходимо сравнить структуры экономики крупнейших городов мира. С одной стороны, мы и дальше будем иметь дело с восстановлением пропорций, нарушенных кризисом, и это обусловит некоторый рост доли ВРП Москвы, таких отраслей, как обрабатывающее производство и строительство. Соответственно промышленность и дальше будет демонстрировать пусть и невысокий, но стабильный рост, темпы которого составят от 4 до 4,5%. В этой связи необходимо подчеркнуть важность дальнейшей работы по стимулированию развития промышленности в городе, модернизации производств, реинновации промзон и росту производительности труда. С учетом уже запущенных программ развития общественного транспорта, строительства метро, развития пригородного сообщения ожидается рост доли транспорта и связи в общей структуре ВРП, которая должна увеличиться до 9,6% к 2015 году. При этом за рамками прогнозируемого периода эта доля возрастет еще ощутимее и выйдет на уровень, который как раз характерен для мировых городов, в размере 11-12%. Немалыми резервами мы располагаем в финансовой сфере, а также в секторе услуг – гостиничном и ресторанном бизнесе, операциях с недвижимым имуществом и иных услуг. Важно отметить также, что будет рост в таких традиционно ориентированных на бюджет отраслях, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Как мы видим по удельной доле этих отраслей, мы сильно отстаем от других городов, но уже сейчас по цифрам мы видим увеличение веса такого сектора, как образование: его доля в структуре ВРП в текущем году должна возрасти на 0,3% по сравнению с 2010 годом и достичь уровня 2,8% в 2012 году. В основном это увеличение произойдет благодаря увеличению бюджетного финансирования в секторе. Вместе с тем дальнейшие сдвиги в этой сфере мы связываем с серьезным привлечением как в сферу образования, так и в сферу здравоохранения частного капитала. В целом по любому сценарию развития макроэкономической ситуации мы увидим пусть и не очень, может быть, высокие, но достаточно стабильные темпы роста экономики в 4-4,5%, что, впрочем, на фоне других мировых городов выглядит достаточно ощутимо. Эти цифры были приняты нами в расчет при оценке занятости и доходов бюджета. В прогнозе социально-экономического развития города мы уделили особое внимание социальному блоку. В ближайшее время в городе и дальше будет расти доля детей. Так, к 2015 году число учащихся средней школы вырастет на 50 тыс. человек, а число детей в возрасте от 3 до 7 лет – на 60-70 тыс. человек по сравнению с уровнем 2011 года. Закрепится тенденция снижения смертности и роста продолжительности жизни, соответственно произойдет увеличение с 24 до 26% доли населения в возрасте старше трудоспособного, эта численность будет ежегодно увеличиваться на 60-70 тыс. человек. Одним из заслуженных достижений Москвы стала эффективная система социальной поддержки, которая объективно формирует привлекательный для жителей других регионов столичный стандарт социальных услуг, это значит, что мы и дальше будем сталкиваться с дополнительным миграционным приростом населения, не связанным с трудовой миграцией, включающим в себя в значительной степени рост доли неработающих лиц пенсионного возраста. Все эти категории населения крупнейшие получатели бюджетных услуг и мер социальной поддержки, значит, в условиях роста численности этих категорий нагрузка на бюджет будет увеличиваться и далее.Что касается доходов населения и заработной платы в целом, то в прогнозируемый период мы будем наблюдать достаточно стабильную структуру денежных доходов населения. Прогнозируемый рост среднемесячной заработной платы в 2015 году по отношению к 2012 году: средняя заработная плата увеличится на 40% и достигнет 69 тыс. рублей, размер среднемесячной заработной платы будет стабильно превышать среднероссийский уровень в 1,8 раза. Важно отдельно остановиться на заработной плате работников бюджетной сферы. Здесь в 2012 году по первому полугодию при среднемесячной заработной плате по городу почти в 46 тыс. рублей оплата труда учителей школ уже составила более 52 тыс. рублей, врачей – более 60 тыс. рублей. Эти тенденции будут продолжены. При безусловном выполнении Правительством Москвы всех социальных обязательств отмечаемые демографические, миграционные тенденции приведут к росту объемов бюджетного финансирования, которое мы будем направлять на социальные выплаты нуждающимся категориям населения и на оказание бюджетных услуг. Это также сужает наши финансовые возможности и возможности для маневра. В этой связи актуально решение задач по повышению эффективности расходования этих средств, что, конечно, потребует введения дифференцированных мер социальной поддержки, а также механизмов адресной социальной помощи. Вера ЧИСТОВА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов:- Проект закона о бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов сформирован в соответствии с прогнозом социально-экономического развития, основными направлениями бюджетной и налоговой политики, которые стали неотъемлемой частью представленного пакета и соответственно реализуемыми с 2012 года 16 городскими программами. В соответствии с этим бюджет ориентирован на обеспечение стабильности и бюджетной устойчивости с использованием программно-целевого метода планирования и консервативной политики в сфере управления государственным долгом: безусловное выполнение всех принятых социальных обязательств, создание условий для оказания качественных государственных услуг, развитие межбюджетных отношений с внутригородскими муниципальными образованиями в Москве и обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса. Отмечу, что на 2014-2015 годы предусмотрены условно нераспределенные расходы. Эти расходы в последующем бюджетном цикле будут направлены на соответствующее увеличение государственных программ города по тем приоритетным направлениям, по которым мы признаем необходимым увеличить финансирование. Соответственно дефицит бюджета составит 200,4 млрд рублей в 2013 году, 172,9 млрд рублей – в 2014 году и 195 млрд рублей – в 2015 году. Это составляет 13,4%, 10,9% и 11,7% собственных доходов при предельном уровне, предусмотренном Бюджетным кодексом, – 15%. С учетом соответствующей методологии, предоставляющей право субъектам Российской Федерации, и с учетом привлечения средств от продаж акций и остатка средств на счетах на покрытие дефицита этот дефицит будет составлять менее 8%. Таким образом, в трехлетнем периоде отмечается динамика доходов и расходов, основанная на сбалансированности финансовых возможностей и объективных потребностей. Основа доходной части бюджета – это, безусловно, налоговые доходы. В части доходов от продажи имущества они предусмотрены на уровне 15 млрд рублей ежегодно, в последующих конкретных календарных периодах эти показатели могут быть скорректированы в зависимости от экономической целесообразности реализации городского имущества. Кроме того, обращаю внимание на повышение такого дохода, как штрафные санкции, которое, безусловно, и результат мер, принимаемых Правительством Москвы по повышению уровня администрирования по этому направлению: доходы от штрафных санкций к 2015 году удвоятся по сравнению с настоящим периодом. Основные приоритеты бюджета – социальная политика и транспортные расходы. Соответственно государственные программы в области социальной политики увеличиваются с 53% в 2013 году до 56% в 2015 году, и это еще без условно нераспределенных расходов.Финансирование 16 утвержденных государственных программ, предусмотренное в бюджете на 2012-2015 годы, обеспечивает все заданные параметры и поставленные цели. При этом первый год реализации программного принципа в Москве в 2012 году показал высокую эффективность программного принципа формирования, исполнения и контроля за выполнением целей и задач соответствующих программ, заданных в них показателей. Такие механизмы, как программное бюджетирование и укрепление финансовой и бюджетной дисциплины, нашли в полной мере реализацию в заданных параметрах. Непрограммная часть составляет чуть больше 8% общего объема расходов, причем 50% этих непрограммных расходов составляют пока, впредь до утверждения госпрограммы охраны окружающей среды, соответствующие расходы. Таким образом, мы к следующему бюджетному циклу выйдем к практически минимальному размеру непрограммных расходов, которые будут состоять в основном из резервного фонда и отдельных направлений субвенций и субсидий, то есть межбюджетных трансфертов. Сейчас эти расходы (резервный фонд) составляют 1,2% от общего объема расходов, что тоже значительно ниже предельного размера, установленного Бюджетным кодексом. Кроме того, по межбюджетным трансфертам после того, как мы отладим окончательные взаимоотношения с новыми территориями, более 2 млрд рублей будет предусмотрено в соответствующих государственных программах. Таким образом, перспектива программного бюджета приводит к тому, что все целевые индикаторы, показатели будут иметь соответствующие выражения в государственных программах. Средства от продажи акций, заемные средства и переходящие остатки – источники покрытия дефицита. Таким образом, заимствование, которое предусмотрено на покрытие дефицита в основном в 2014-2015 годах, обеспечивает стратегический интерес, но в то же время не нарушает сбалансированность и безопасность устойчивости бюджета города Москвы. Соответственно несколько вырастут и расходы на обслуживание долга.Андрей ШАРОНОВ, заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики:- В основу бюджета на 2013 год заложены цели, сформулированные в бюджетном послании Президента Российской Федерации и в указах президента от 7 мая 2012 года, которые, собственно, и задали приоритет бюджетной политики. В рамках реализации этой системы из 11 указов президента в Москве сохраняются все основные направления модернизации социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, программы по развитию инфраструктуры и региональному развитию. Проект закона четко определяет объемы бюджетного финансирования и увязывает их эффективность с достижением конкретных, указанных в законе количественных показателей и целей государственной, социальной, экономической политики. Решение этих задач осуществляется в условиях преемственности бюджетной политики. Мы руководствовались с учетом довольно непростой мировой конъюнктуры принципом максимальной консервативности и осмотрительности с точки зрения принятия новых длящихся обязательств. Для обеспечения стабильности и бюджетной устойчивости доходная часть бюджета сформирована на основании умеренно оптимистического прогноза социально-экономического развития города. Прогнозируя налоговые доходы, мы ориентировались на ожидаемые поступления налогов и результаты хозяйственной деятельности крупных налогоплательщиков в 2012 году. Такие промежуточные данные у нас уже есть. Основные параметры проекта бюджета выглядят по доходам следующим образом: в 2013 году мы намереваемся получить 1 трлн 495 млрд рублей – это рост к ожидаемым доходам 2012 года на 8%; в 2014 году мы предполагаем рост расходов на 5,8% и в 2015 году – на 5,4% к 2014 году. Как и в предыдущие годы, основную долю доходов составляют налоговые доходы, в 2013 году эта цифра составит 92%. Среди них наиболее крупные три налога: налог на прибыль организаций (более 41%), налог на доходы физических лиц (около 43%) и налог на имущество организаций (около 7%). Это основные три источника доходной части бюджета Москвы. Неналоговые доходы в общем объеме составят около 8%. Из них наиболее крупные – это доход от арендной платы на земельные участки (около трети всех неналоговых доходов бюджета города), доходы от сдачи, аренды имущества (примерно одна пятая – около 20%), доходы от продажи имущества (8,8%) и средства, получаемые за счет штрафов, санкций и возмещения ущерба (8,6%). Кроме того, в проекте бюджета учтены поступления доходов по присоединенным к Москве территориям, в 2013 году они составят около 12 млрд рублей с небольшим ростом по следующим годам.Несколько слов по расходной части бюджета. Напомню, что в 2013 году, как и в 2012, мы предполагаем расходовать примерно 90% проекта бюджета (расходной части бюджета) по государственным программам Москвы, остальные – по непрограммным обязательствам. Мы предполагаем сохранить все меры социальной поддержки населения, которые осуществлялись в 2012 году, в том числе дополнительно предусматриваются средства на распространение установленных в городе стандартов на присоединенные территории, на граждан, которые проживают на присоединенных территориях. Особое внимание мы будем обращать на повышение адресности мер социальной поддержки и ухода от уравнительного принципа назначения мер финансовой и социальной помощи: около 58% всей расходной части бюджета будет направлено на программы социальной направленности. Среди основных параметров, балансирующих бюджет, прежде всего размер дефицита: в этом году мы прогнозируем в сумме 225 млрд рублей, и это 16% от наших доходов. Цифра очень щадящая, очень консервативная. Мы в этом году сократили долг и опять же рассматриваем это как одну из мер по повышению устойчивости нашего бюджета с учетом того, что экономическая ситуация в мире непростая, и того, что в 2013 году мы планируем заимствование примерно в размере 115 млрд рублей. Несмотря на напряженность бюджета, мы планируем рост нашей расходной части, в 2013 году она составит 1 трлн 695 млрд рублей с ростом к нынешнему году на 5,3%. В следующем году мы надеемся увеличить рост расходов на 3,5% по сравнению с предыдущим годом и в 2015 году – на 6,1%.Правительство Москвы одобрило проект закона о бюджете для представления в Московскую городскую Думу. Пакет документов, который сопровождает законопроект, включает уточненные паспорта государственных программ, которые тоже были одобрены. После этого законопроект в установленном порядке был внесен для рассмотрения в Московскую городскую Думу.
Комментарии