Наталия СЕЛИВАНОВА, руководитель Центра теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО: – В последние годы резко возросло внимание к проблемам воспитания как со стороны государства и органов управления образованием, так и со стороны педагогической науки. Можно было бы радоваться этому, но наряду с возрождением интереса к воспитанию и пониманию его значения в современных условиях проявились некоторые отрицательные тенденции. Это перенос в сегодняшний день старых форм и содержания воспитания без учета происшедших в нашем обществе изменений, это возвращение к жесткому программированию в воспитании, это попытки введения стандартов оценивания воспитательной деятельности в связи с переходом на новую систему финансирования образовательных учреждений и новую систему оплаты труда учителей. В результате сегодня возникает много острых проблем, серьезно волнующих педагогическую общественность. В их круг входят сложности современного поликультурного и патриотического, светского и религиозного, экологического и нравственного воспитания.
Конечно, в условиях глобализации значительно расширяются возможности поликультурного воспитания. Доступность других культур создает условия, позволяет человеку лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи других культур, но способствуют и его обособлению от других культур, ставит его в ситуацию соотнесения с ними, а это уже приводит к возникновению благоприятных условий для воспитания патриотических чувств.
Проблема патриотического воспитания в современной России стала одной из самых острых и сложных, ведь порой трудно быть патриотом на фоне нередко искусственно культивируемого чувства национальной или культурной неполноценности. Кроме того, все мы сталкиваемся с проблемами подмены патриотического воспитания военно-патриотическим. Как метко заметил С.Косарецкий, сегодня практикуется преимущественно «монументально-ритуальный» патриотизм, требующий любви к «отеческим гробам», рассматривающий память как основной «орган» патриотизма, в общем – это движение вперед с взглядом, обращенным в «легендарное прошлое». При этом было бы абсурдно отказывать патриотическому воспитанию в возможностях диалога с историей и культурой. Но сегодня важнее использовать «деятельный» патриотизм – конструктивные проектные формы работы.
Долгое время советское общество существовало как общество атеистическое, в котором религиозность, исполнение религиозных обрядов не только не приветствовали, но и всячески преследовали. Происшедшая с некоторыми соотечественниками метаморфоза в отношении религии говорит скорее не об внезапно появившейся вере, а, к сожалению, о том, что человек нередко становится верующим не по зову души и сердца, а из конъюнктурных соображений. В России, согласно закону, церковь отделена от государства, но школа не может не замечать церкви, тем более что церковь активно ищет способы сотрудничества. Но пока еще не найдены приемлемые как для школы, так и для церкви способы их взаимодействия. Поэтому мы наблюдаем две крайности: либо школа полностью отгораживается от церкви, либо церковь активно проникает в жизнь школы, утверждая свой приоритет прежде всего в вопросах нравственного воспитания.
Для современного экологического воспитания важно глобальное мышление и понимание того, что негативный процесс экологии любой точки планеты не изолирован, а оказывает влияние на всю планету. Впервые такое понимание появилось у широкой мировой общественности в дни чернобыльской катастрофы. Потребительское общество, нынче бурно развивающееся в России и ориентирующееся на западные образцы потребления, значительно ужесточает и усложняет задачи экологического воспитания. Ужесточает, потому что экологические требования к жизнедеятельности человека в условиях общества потребления должны быть более строгими, а усложняет, потому что это общество стимулирует потребности в получении всех возможных удовольствий «здесь и сейчас» и, что самое прискорбное, несмотря ни на что. Тем более что реклама создает особенно у подростков и молодежи иллюзию доступности всего того, что она предлагает. Негативным фактором для экологического воспитания становится и то, что предыдущее поколение проживало в условиях постоянного дефицита необходимых для существования человека предметов, продуктов и так далее, поэтому оно не может передать последующему поколению позитивного опыта, культурных образцов жизни в условиях потребительского общества. Экологическое воспитание в отечественных школах в основном связано с решением экологических проблем малой родины, и хорошо, если это делают в практическом плане. Конечно, решение этих проблем важно и необходимо, но следует сделать и следующий шаг к решению глобальных экологических проблем, начиная с осознания их значимости и поисков путей их решения, прежде всего на уровне проектной деятельности.
Постоянно острой проблемой стало нынче и нравственное воспитание школьников, молодых людей на фоне интенсивного развития средств массовой информации. Именно с помощью СМИ человек не только получает сведения о мире, о других странах и народах, об их культуре, но и становится виртуальным участником основных событий, происходящих в той или иной стране. К сожалению, не все СМИ и не всегда представляют человеку лучшие образцы мировой культуры. Значительно чаще мы имеем дело с массовой культурой и ее худшими образцами, особенно этим грешит отечественное телевидение. Именно поэтому воспитывать нравственного человека на таком фоне довольно сложно. Наш соотечественник только в последние 15 лет учится жить в ситуации постоянного выбора, в том числе и нравственного. Поэтому существенной частью нравственного воспитания современных детей должно стать формирование способности сделать выбор.
Новые информационные технологии тоже становятся серьезным воспитательным ресурсом. Но если в образовании уже получены серьезные результаты по реализации возможностей информационных технологий, то в сфере воспитания такие результаты выглядят куда более скромно. Воспитание в условиях использования новых информационных технологий происходит в измененной информационной и, как следствие, в измененной коммуникативной среде. Различные информационные сайты позволяют учащимся и педагогам не только получать новую информацию, но и участвовать в обсуждении различных проблем, волнующих молодежь в разных странах мира, что имеет принципиальное значение для поликультурного воспитания. Очевиден для воспитания российских подростков и молодых людей позитивный эффект открывшихся возможностей организации совместных проектов с учащимися других стран по решению проблем различного уровня. Сегодня только ленивый не ругает компьютерные игры, в которых провоцируются агрессия, безответственность, бесчеловечность подростков, но игры, имеющие положительное значение для их развития, рассматриваются куда реже и куда в меньшей степени. К сожалению, интернет позволяет современному подростку получить возможность доступа к информации, несущей серьезный антинравственный заряд: в сети есть порносайты, сайты экстремистских, террористических и националистических организаций. Общение в различных чатах нередко происходит на низком культурном уровне и заменяет живое человеческое общение, оно подчас выполняет функции ценностного воспитания, способствует формированию различных молодежных субкультур отрицательной направленности. Сегодня, к сожалению, можно констатировать, что принципиально значимый прорыв в теории и практике воспитания не произошел. Те изменения, которые обсуждает педагогическое сообщество, в основном связаны либо с модификацией известных отечественных педагогических идей в новых общественных условиях, либо с взращиванием на российской почве уже зарекомендовавших себя в мире как позитивных зарубежных идей. Однако справедливости ради следует отметить, что в последнее время все же появляются интересные идеи и новые неординарные взгляды на привычные проблемы воспитания, что само по себе немало и значимо. Отчасти сложившаяся ситуация связана с тем, что нет серьезного понимания определяющей роли воспитания детей и молодежи как на государственном, так и на общественном уровне. Хотя об этом часто говорят с высоких трибун, хотя время от времени принимаются определенные решения, призванные изменить ситуацию, осознания роли воспитания в полной мере не происходит. Однако до тех пор, пока воспитание не станет подлинным приоритетом, обеспеченным серьезной материальной, кадровой поддержкой, а главное, пока оно не получит стабильного и позитивного отношения со стороны государства и общества, основательных сдвигов ни в теории, ни в практике воспитания не произойдет.
Конечно, возникает множество вопросов: а нужны ли на самом деле изменения в теории и практике воспитания; если они нужны, то какие и на основе чего должны происходить; насколько профессиональное сообщество ответственно за те негативные явления в детской и молодежной среде, с которыми мы сталкиваемся; в какой мере эти негативные явления связаны с тем, что массовая практика воспитания не использует даже те наработки в теории воспитания, эффективность которых доказана? И самый, может быть, главный вопрос, подталкивающий к серьезным размышлениям: может быть, все стоит оставить так, как есть, тем более что массовая практика воспитания не однородна? Безусловно, все эти вопросы можно отнести к разряду вечных, но уход от ответа на них сегодня, как мне кажется, может иметь гораздо более серьезные последствия, чем раньше.
В теории воспитания в последние годы развитие личности ребенка стало определяющим для построения любой концепции воспитания. К сожалению, нередко основные положения многих концепций фактически не были реализованы в педагогической практике. В лучшем случае они повлияли на изменение педагогического сознания учителей, что само по себе уже немало. Если же все-таки говорить о неком прорыве в массовой педагогической практике, то можно отметить овладение педагогами идеей ценности человека пока еще чаще на уровне знания, а не на уровне воплощения этой идеи в своей практике. Наиболее ощутимые изменения, которые происходили в массовой практике воспитания, прежде всего были связаны с широким распространением методики коллективных творческих дел. Они совершались на основе всего того, что было наработано педагогикой задолго до перестройки нашего государства, то есть в совершенно иной социальной ситуации. Сегодня в практике воспитания можно отметить резкую дифференциацию школ по разным параметрам, в том числе и по решению проблем воспитания детей. Условно можно выделить две группы ОУ: образовательные учреждения, в которых удается эффективно решать воспитательные проблемы, и образовательные учреждения, относящиеся к массовой практике. Для первой группы характерны такие тенденции, как развитие «самости» ребенка различного возраста, поиск форм адаптации школьников к современной жизни общества в процессе их обучения решению проблем, возникающих в социуме, создание и развитие гуманистических воспитательных систем, создание воспитательного пространства при активной и нередко главенствующей роли в этом процессе педагогических коллективов ОУ различных типов, мировая и национальная культура как содержание воспитания, интеграция общего и дополнительного образования, использование новых информационных технологий в решении воспитательных проблем, формирование здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся; создание общностей детей, детей и взрослых различного масштаба и характера; создание детских, юношеских родительских и других общественных организаций, объединений; изменение профессионального мышления педагога и содержания его деятельности.
Обнаруженные тенденции для массовой практики воспитания в школе не всегда можно оценить однозначно – только позитивно или только негативно. Для массовой практики характерно использование коллективной творческой деятельности, стремление к формотворчеству, преобладание количественных оценок в определении эффективности воспитания, что нередко инициируют органы управления образованием, выбор содержания, форм, методов и средств воспитания, неадекватных новым условиям взросления подрастающего человека; противоречие между заявленной целью воспитания – личностное развитие ребенка – и методами, средствами ее реализации; отсутствие соотнесения между целью, задачами и результатами воспитания; слабая педагогическая рефлексия протекания процесса воспитания; проникновение психотерапевтических, религиозных практик, возрастание роли детских и молодежных общественных движений, организаций, объединений, приверженность различным системам ценностей в среде школьников и в среде педагогов.
Что может сегодня служить основой изменений в теории и практике воспитания подрастающего поколения? Первое и довольно очевидное, что воспитание в силу своей социальной сущности должно исходить из особенностей общественного развития, но при этом не идти у них на поводу. (Что такое социальный заказ в современной России с ее пока еще нестабильным развитием, размытыми ценностями?!) Достаточно ли хорошо мы знаем эти особенности, не находимся ли мы, педагоги, в плену неких мифов? Второе, не менее важное для возможности изменений в воспитании, – его методология. Именно она должна стать основой потенциальных изменений. Современное развитие отечественной философии, социологии, психологии, доступность ранее неизвестных нам работ зарубежных авторов, безусловно, заставляют педагогов пересмотреть свои методологические позиции. Процесс этот чрезвычайно болезненный в силу разных причин. Кто-то не хочет отказываться от уже имеющегося багажа. Кто-то, находясь в поиске этих позиций, не может представить их в некой системе, поэтому они предстают в мозаичном виде, а иногда выглядят как набор случайных тезисов, выхваченных из различных областей философии и психологии.
Естественно, что изменения в теории воспитания не могут произойти и без изменений в подготовке педагогических кадров к решению проблем воспитания. Изменения в практике воспитания потребуют и новой подготовки студентов к воспитательной деятельности. Повышение квалификации и переподготовка уже работающих педагогов сегодня может происходить на основе определенных принципов: направленность не столько на оснащение педагогов новыми знаниями и технологиями, сколько на «выращивание» их личностно-профессиональной позиции как воспитателей, на формирование отношения к себе как к участнику диалога с коллегами, носителю знания и незнания в профессиональной сфере, взаимодействие с различными профессиональными сообществами, которое включает педагога в различные виды социальной практики; включение педагогов в реальную инновационную практику образовательных учреждений; ориентированность на формирование индивидуальной траектории профессионального совершенствования.
Современные школьники более раскованы, свободны и независимы; социальные различия в их развитии проявляются более ярко: увеличивается число детей с различными проблемами, культурное самоопределение проходит сложнее, конфликтнее; значительно расширяются возможности интерактивного общения. Воспитание таких школьников требует и новых подходов.
С каждым днем возрастает ответственность ученых и педагогов, стремящихся решать проблемы воспитания подрастающего поколения. От того, насколько эффективны будут эти решения, зависит настоящее и будущее нашего общества.
Комментарии