Она с детства мечтала стать учителем, окончила МИФИ на «отлично» и вернулась в школу. Преподаватель математики в школе №2025, классный руководитель и активист Алена ЕФИМОВА рассказывает свою историю: про театр, волонтерство, важность доверия и круглосуточный чат с учениками и родителями.
В какой-то момент в жизни каждого человека появляется ощущение, что ты хочешь быть тем-то. Мне такое понимание пришло уже классе в 5-м, когда я поняла, что хочу стать учителем, это именно то, чем я хочу заниматься в будущем. Но мои родители считали иначе: «Да ты просто больше ничего другого не видела». Ну раз старшие так сказали, значит, они правы и их надо слушаться. Так я оказалась на факультете теоретической и экспериментальной физики в МИФИ. Но где-то уже на третьем курсе я поняла, что заниматься в будущем этим точно не буду. И начала думать о том, что мне все-таки интересно.На протяжении всего обучения в институте я выступала в студенческой театральной студии ДТП, где мне было действительно здорово. Мы даже сессию старались сдавать максимально быстро, для того чтобы оставалось время на репетиции и на концерты. Это особая атмосфера. Затем в какой-то момент я пришла в свою школу, это было в середине третьего курса, и спросила, возьмут ли меня учителем в школу без педагогического образования. Душа-то рвется.Сначала, конечно, мне ответили отказом. Но по счастливой случайности в этот момент, а это было прямо перед Новым годом, их учитель информатики ушла в декрет, и они срочно искали замену. И мне просто повезло. Так я и попала в свой первый педагогический коллектив.На самом деле вся проблема в том, что в современной школе практически не развита профориентация. Дети в большинстве своем просто не представляют, кем бы они хотели быть, исключительно потому, что они не видят всего спектра возможностей. Поэтому мне и сказали так мои родители: «Это просто единственное, что ты реально видела, как работает». Но это не совсем так.Мне очень повезло с учителями в школе. Моя классная руководительница, тоже учитель математики, выпустила только из нашего класса четыре будущих преподавателя. Это дорогого стоит.Я всегда была «передовиком производства», участвовала в городском конкурсе «Ученик года», принимала активное участие в городских и школьных мероприятиях. Во время моей учебы в нашем городе (Подольск) появилось такое движение, как «Подольская лига старшеклассников», и я была в ее основе, а моя одноклассница даже сейчас возглавила эту лигу.Поэтому, оказавшись на учебе в МИФИ, я решила доказать, в первую очередь себе, что справлюсь на «отлично» и с этим. Хотя учиться было крайне сложно.Так как на момент начала работы учителем я еще продолжала быть студенткой в университете, то сложность заключалась в том, чтобы все это как-то совмещать. Но в школе мне пошли на встречу, сделали под меня расписание, хотя, конечно, какие-то пары я в итоге прогуливала.Самое главное – я поняла, что вот эта атмосфера в школе ни с чем не сравнима. Как и в студенческом театре – это тоже творчество. Каждый раз ты как будто выходишь на сцену, а перед тобой сидят ребята, человек 30 – это твои зрители. И каждый раз это спектакль с огромной взаимной отдачей.Я поняла, что это именно тот путь, которому я хочу следовать, и начала искать педагогические курсы параллельно моему основному обучению. Чтобы там удержаться, необходимо было получить профильное образование.О педагогическом образованииЯ нашла программу двухгодичной переподготовки Московского государственного областного университета. Что меня больше всего порадовало, так это формат обучения – в основном дистанционный. Я продолжала выступать в театре, получать основное образование и отличалась активностью на втором образовании. Мы работали друг с другом, проводили встречи, имитировали настоящие занятия в классе, писали отчеты по своим урокам в школе. Все, кто учился на программе, пошли работать потом в школу. И, что самое важное, мы все были мотивированы на работу учителем.Я считаю, что без специальной подготовки идти работать учителем в школу можно, но будет крайне трудно. Это ведь такая профессия – она требует не только знания твоего предмета, но и понимания психологии детей, специальных педагогических методик, которые без обучения в профильном вузе получить сложно.Для себя я выработала один из главных принципов работы – личностный поход к ребенку, основанный на доверии. Я считаю, что без установления доверительных отношений с детьми добиться каких-либо результатов крайне сложно. Не важно, в каком классе учится ребенок, он уже отдельная сформированная личность, которая хочет, чтобы к нему относились с уважением.Знаете, нет ничего счастливее тех моментов, когда утром в школе на тебя с радостными криками налетает целая орава детей, жаждущих поделиться новостями, рассказать свои секреты и тайны. Это очень ценно.Для своих учеников я скорее как сестра, так как разница у нас с ними в возрасте небольшая – 10 лет всего. Поэтому им мне, конечно, намного проще довериться, чем, например, учителю с трудовым стажем больше моего возраста. Но в любом случае, еще раз повторюсь, доверие и уважение – это те основы, без которых современному педагогу с детьми просто не справиться.Важной частью моей практики является волонтерское движение. Это моя собственная инициатива, которую я предложила своим ученикам еще в 6-м классе и которую они с радостью поддержали. У нас сейчас установились достаточно тесные отношения с коррекционной школой №571, в которой учатся дети с особенностями развития. Мы приезжали к ним уже не раз, но каждая поездка – это очень волнительное и важное событие как для меня, так и для моих ребят.Современные подростки на самом деле достаточно избалованны: гаджеты, модная одежда, сумки учениц, которые стоят в несколько раз дороже моей. Часто они просто не знают, что в Москве люди могут жить по-другому, могут не иметь таких дорогих телефонов или не ездить каждый год отдыхать за границу и на море. Волонтерское движение в этом смысле прекрасная возможность не только помочь тем, кто в этом нуждается, но и показать ученикам, насколько многогранен и сложен наш мир.Конечно, сначала родители меня совсем не восприняли всерьез. Молодая девочка, которая выглядит, как старшеклассница, будет не только классным руководителем у детей-подростков, но еще и преподавать им математику. Но я быстро изменила их мнение. Уже на первом собрании я дала понять, что настроена серьезно. А когда сказала, что у меня два высших образования и педагогический стаж, то волнение родителей пропало совсем.Сейчас у нас с ними выстроены очень близкие отношения. Я создала чат в What’sApp, куда приглашаю родителей по мере их освоения мессенджеров, там мы обсуждаем все вопросы, касающиеся поездок, планируемых мероприятий, возникающих конфликтных ситуаций.Для своих учеников и их родителей я доступна 24 часа в сутки, что, конечно, немного усложняет личную жизнь, но, по моему мнению, очень правильно и нужно.В прошлом году меня выдвинули и отправили на Всероссийскую выездную школу педагогов. Там я познакомилась с учителями со всей России и поняла, что опыт, который развивается в нашей школе, повсеместен. Опыт того, что школа становится для ребенка вторым домом, ведь он проводит здесь не только время основных занятий, но также обедает, а затем идет и занимается в различных кружках и секциях дополнительного образования: театр, художественная школа, спортивные направления.У нас в школе №2025 очень интересно построен этот алгоритм: дети совместно с родителями сами выступают инициаторами открытия того или иного кружка, выбирают педагога, который будет у них этот предмет вести. И чуть ли не через неделю открывается та секция, которую они хотят. И это потрясающая система. Ведь все проблемы молодежи – преступность, алкоголь и т. д. – они от безделья. В нашей школе бездельничать некогда. Ребенок может быть занят чуть ли не круглосуточно.Важно и то, что школа старается привлекать также и взрослых. Танцевальные, спортивные, художественные секции. Можно, например, прийти на занятие шейпингом и тут же задать вопрос про успеваемость своего ребенка. Для образовательного пространства это очень здорово.В моей педагогике все опять же основывается на личном факторе и на личной заинтересованности. Во ФГОС очень много сказано о том, что мы должны развивать в детях гуманизм, доброту, патриотизм, много личностных качеств. И когда я первый раз знакомилась с этим форматом, то думала, как же это реализовать в математике. Казалось бы, такой сухой предмет. Но потом оказалось, что любой материал даже в сложной науке ребенок не воспримет, пока не пропустит через себя. Пока ты не представишь, где это в реальной жизни поможет, пока ты не проговоришь, ребенок это не зафиксирует.Например, теорема Пифагора. «О чем это вообще и зачем это нужно в жизни?» – думают дети. Но ты им приводишь пример: «Когда вы хотите построить дом и вам нужно проверить, насколько будут прямые углы у вашей будущей постройки на момент закладки фундамента, что вы будете делать? Правильно, вспомните египетский треугольник, а заодно и теорему Пифагора». И дети сразу откликаются на такое объяснение, им легче теперь понять, для чего учительница заставляет учить их эти странные формулы.Я стараюсь все материалы преподносить через какие-то маленькие фишки, которые ребята воспримут. Плюс стараюсь идти в ногу со временем, пользуюсь огромным массивом доступных в Интернете видеоуроков, постоянно скупаю методички – слабость любого учителя, консультируюсь с коллегами, очень люблю книги с интересными логическими задачами. Главное – все время помнить, зачем это нужно тебе и зачем это нужно детям.
Комментарии