search
main
0

В ногу с наукой

…Когда птицы будут петь на самых нижних ветках кустарника

10 завучей директор не выдержит

Эксперименты: эффект положительный

Особая гордость 3-го лицея Воронежа – научное общество учащихся (НОУ), деятельность которого является одним из направлений большой опытно-экспериментальной работы педагогов. В феврале прошла уже третья по счету ежегодная научно-практическая конференция НОУ. Называлась она “Время и пространство” и была посвящена 200-летию со дня рождения Александра Пушкина.

– Раньше в конференциях участвовали в основном старшеклассники, – говорит Владимир Чесноков – педагог дополнительного образования, президент и главный идейный вдохновитель НОУ. – В этом году с докладами выступали даже пятиклассники. Всего 86 учеников представили свои работы, 34 из них, лучшие, участвовали потом в ежегодной конференции университета…

Владимир Семенович – личность необычайно колоритная – доцент, кандидат геолого-минералогических наук, более 30 лет проработавший в Воронежском госуниверситете, пишет стихи. На вопрос, что заставило прийти в школу, ответил смущенно:

– Удовольствие от общения с детьми. Четвертый год здесь работаю, сначала пришел почасовиком. И не раскаиваюсь, потому что видеть, как маленькие несмышленые шестиклашки к одиннадцатому классу становятся самостоятельными, мыслящими личностями – это действительно прекрасно.

Еще один эксперимент в лицее – “Экологизация школьных курсов научно-естественных дисциплин”.

– В официальной программе проблемы все глобальные, – продолжает Владимир Чесноков. – Но ребенок не очистит от загрязнений океан, а как фильтровать водопроводную воду у себя на кухне, знать должен. На конференции дети знаете какие доклады готовят? “Оценка экологической и онкоэкологической ситуации в Воронеже и области”, “Мифы и легенды лекарственных растений”… Ходим с детишками на экскурсии, очень тесно связаны с областной станцией юннатов. Детям очень важно проявить себя, уметь рассказать, выступить. Интеллектуальная игра так же необходима, как и танцы! Наши ученики не только в школе и университете читают доклады, но и на городских, областных, региональных экологических конференциях.

– Такая активная научно-исследовательская работа как-то оценивается, например, на вступительных экзаменах в вуз?

– Конечно! Получение грамоты – это не лишний балл на экзамене.

У учителей свои секреты

В ХХI веке требования к учителям не уменьшатся и дети проще не станут. Чтобы завоевать их доверие, мало просто учить, надо заслужить уважение. Настоящее. Потому у учителя должна быть своя изюминка. Например, зам. директора по воспитательной работе Виталий Маслаков – отличный гитарист, и его песни очень нравятся детям. Еще один завуч по учебно-воспитательной работе, он же учитель немецкого, Сергей Белозеров, может развеселить и отличника, получившего первую двойку, и своего коллегу (ничего не получившего, даже зарплату). Рисовать карикатуры Сергея никто не учил – сам придумывает.

Спрашиваю у директора лицея Леонида Канина, сколько же у него всего заместителей.

– На 1650 детей и 112 педагогов – пять завучей. Когда их восемь или десять – у директора просто сердце не выдержит.

Три зама отвечают за учебно-воспитательную работу лицея, один – за воспитательную и еще один (точнее, одна – Наталья Николаевна Япрынцева) – зам. директора по научно-методической работе. Она же – председатель школьного методсовета (ШМС). Сюда входят руководители школьных методобъединений, педагоги дополнительного образования, психолог и самые опытные учителя – всего 18 человек. Цель их работы – непрерывное развитие массового и исследовательского творчества учителей в школе. Среди задач – привлечение педагогов к опытно-экспериментальной работе, введение в их деятельность новейших технологий образования. ШМС рецензирует все научно-методические материалы, наработанные лицейскими педагогами. Среди учителей – семь соросовских лауреатов, причем физик Римма Моисеевна Пинская и химик Ирина Сергеевна Трофимова стали ими уже во второй раз. Наталья Александровна Тишукова – зам. директора по начальным классам – лауреат премии имени Крупской. В лицее работают девять отличников просвещения, а учителю химии Нелли Александровне Зенчук присвоено звание “Заслуженный учитель Российской Федерации”.

Говорит директор Леонид Канин:

– Живем благодаря внутренним резервам и за счет личностей педагогов. Люди прекрасные! Но долго мы так не протянем. Педагогический энтузиазм уже переходит в педагогическое истощение!..

Мастера на все руки

Из проекта четырехступенчатой многофункциональной школы нового типа (школы ХХI века): “В процессе обучения в 11-х и 12-х классах школы и межшкольных УПК учащиеся получают начальное профессиональное образование по избранным специальностям, пользующимся повышенным спросом в данном районе. На этой ступени в составе общеобразовательных школ изучаются новые дисциплины, ориентированные на познание предстоящей жизни, или прежние предметы под углом зрения практического применения полученных знаний в повседневном быту и для овладения избранной профессией. Почти половина всех учебных занятий отводится на профессиональную подготовку…”

Но обязательно ли ждать ХХI века? Уже сегодня выпускники лицея одновременно с аттестатами получают свидетельства, подтверждающие владение той или иной специальностью: оператор ЭВМ (в лицее два компьютерных класса и собственный Интернет-клуб), бухгалтер, специалист банка, химик-лаборант, физик-лаборант, секретарь-референт и другие. По данным за октябрь прошлого года, из 193 выпускников девятых классов 150 продолжают учебу в десятых, 43 человека поступили в техникумы и профучилища. Среди бывших 11-классников 100 человек учатся (некоторые одновременно работают), и только шестеро не определились. Шестеро из 299, считая девятые классы. Много или мало, решите сами.

У лицея давние и крепкие связи с физическим факультетом Воронежского университета. В прошлом году сюда поступили сразу 10 человек из 11-го “Б”. “Вэшники” предпочли филфак. Традиционно в лицее силен физико-математический профиль, а чтобы не было отставания, например в иностранном языке, существует эксперимент “Биолингвистическое развитие учащихся лицейских классов”. Английский тут изучают с первого класса, а в старших добавляется немецкий. Руководит экспериментом Елена Владимировна Мулина. У нее на каждого ребенка – по последнему номеру немецкого журнала, видеотека в классе, альбомы. Материалы заказали по каталогу в Гете-институте. Прислали их бесплатно. Иногда гуманитарная помощь приходит, много дает Интернет – надо только поискать.

Часть последняя – лирическая

Методист лицея Людмила Александровна Речкина на одном из уроков в 5-м “А” попросила написать небольшое сочинение на тему “Что бы вы могли сказать людям за три минуты”. Много теплых слов о любви, дружбе и мире нашли ребята, было предложение пенсии старикам вовремя платить и даже… уменьшить дорожный налог. А Яна Лычагина написала о доверии, без которого невозможны мир и счастье на земле: “Когда птицы будут петь на самых нижних ветках кустарника”…

В мои школьные годы такое доверие между детьми и учителями было. Мы чувствовали себя птенцами, которым очень уютно было сидеть на самых нижних ветках кустарника: знали, никто не обидит понапрасну. И даже самые отчаянные конфликты со временем превращались в уроки жизни. Помню, как поймала меня на списывании учительница физики. Сказать, что она расстроилась – значит ничего не сказать. Она почти плакала: “Таня, ну как ты могла?!” Вот тогда-то я поняла, сколько мы значим для наших учителей, сколько души отдают они нам, как верят в нас…

Изменилась жизнь, и школа моя изменилась – это и есть лицей # 3, о котором веду я свой рассказ. Заслуга его директора Леонида Канина в том, что он сумел сохранить ранее взятые высоты и стал добиваться новых, привлек молодых талантливых учителей и удержал опытных. Нина Семеновна Доценко (моя учительница физики, та самая) работает здесь до сих пор, она соросовский лауреат. А птицы… Они по-прежнему поют.

Татьяна МАСЛИКОВА

Контакты:

Воронеж, 394063, ул. Переверткина, 25, МОК # 4 (школа 86). Телефон (0732) 22-57-46

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте