search
main
0

В нем будет мудрость талантливо-дерзкая… Одно дело думать, что ты можешь, и совсем другое дело смочь

Родившись и выросши в семье с большой педагогической историей, у меня никогда не возникал вопрос, кем я стану в будущем. Еще в пять лет я решила, что непременно стану учителем. Для многих педагогических династий строки Роберта Рождественского «…учителем надо будет родиться и только после этого стать…» – это не просто слова. В момент, когда тебе надо открыть дверь на свой первый в жизни урок, невольно задумываешься: а какой он – настоящий качественный современный учитель, которым ты хочешь быть? И опять всплывают строки Рождественского: «…В нем будет мудрость талантливо-дерзкая, он будет солнце нести на крыле…», которые сопровождают меня всю мою педагогическую жизнь.

Когда становишься руководителем образовательной организации, возникает вопрос: а какая она – качественная и современная школа? Это не только отремонтированные кабинеты, современные компьютеры, интерактивное оборудование, роботы и лаборатории. Все это важная часть современной школы, но в первую очередь это педагоги, которые создают атмосферу и мир школы, учат на своем личном примере ответственности, доброте, порядочности, помогают каждому раскрыть его таланты. Объединение в большие комплексы дает много плюсов юным москвичам, но и ставит много задач для административной команды. Как создать из разных педагогических сообществ единый качественный коллектив? И что такое качественный педагогический коллектив? Ответ очевиден: который дает качественные результаты. Качественные результаты – это только высокие баллы обучающихся на ЕГЭ или ОГЭ, подготовленные победители олимпиад и конкурсов? Или качество – это семьи, в которых дети с удовольствием утром идут в школу, улыбаются, здоровы, задорны, каждый может в школе найти дело по душе? Наверное, и то и другое. Тогда как создать коллектив соратников и единомышленников, который обеспечил бы ребятам счастливое детство и юность, и чтобы в то же время освоение образовательных стандартов соответствовало государственным нормам? Поэтому работу начали как с каждым педагогом отдельно, так и со всем коллективом вместе, и с различными творческими группами, состоящими из педагогов разных корпусов, входящих в наш комплекс, и зачастую разных предметов.Очевидно, что дать высокий уровень академических знаний может только педагог, который сам этим уровнем владеет. Притом как легко мы оцениваем других, настолько же сложно решиться на внешнюю оценку себя другими. Поэтому сначала мы всем коллективом написали внутренний экзамен по всем правилам, что-то типа тренировочных работ для выпускников. После этого учителям гораздо проще было решиться на независимую оценку. На сегодняшний день 80 процентов учителей-предметников сдали экзамен на знание своего предмета. Сдали и все? Нет, после этого началась кропотливая работа. Одно дело думать, что ты можешь, и совсем другое дело смочь. Каждый педагог получил анализ ситуации по проблемным темам, а соответственно на этот ученый год расставлены точки роста и заданы векторы профессионального развития. Кто-то будет наращивать профессионализм через курсы повышения квалификации, кто-то через внутреннюю работу методического объединения, а кто-то займется самообразованием. Есть и те педагоги, которые по результатам экзамена приняли решение о смене профессии.Работа со всем коллективом начиналась в позапрошлом году со встреч «Давайте познакомимся!», после принятия решения об объединении в комплекс, и возникла потребность узнать друг друга. На встречах коллектив рассказывал о себе, о своих педагогических успехах, делился находками и проектами. Данная работа нашла свой отклик в окружном проекте по событийному образованию и переходу на новые стандарты всех ступеней. Участие в этом проекте как нельзя кстати позволило решать и наши частные задачи, объединить педагогов из разных корпусов и разных предметов для поиска новых форматов учебных занятий. Поиск происходил в разных направлениях, объединяли детей разного возраста и разные предметы, даже на первый взгляд совсем несовместимые, такие как литература и химия. Следующим вопросом стал «Эффективно ли работает команда над поставленными задачами?». И сразу следующий вопрос: над задачами, поставленными кем? И в этом вопросе заключается, на мой взгляд, сущность работы по объединению и развитию коллектива. Когда задачи, приоритеты, направления работы поставлены администрацией, можно оценить только эффективность этой самой администрации. Задачи педагогическому коллективу должен ставить сам коллектив. И не формально, когда все подняли руки на педагогическом совете, чтобы побыстрее сбежать домой. А задачи и ориентиры, количественные и качественные, должны родиться в общем обсуждении. Для этого мы пригласили специалистов по проектному менеджменту и провели стратегическую сессию, работа в которой длилась более двух месяцев, и было проведено около пяти-шести встреч. В результате родились стратегия и программа развития школы. На последнем педагогическом совете прошло обсуждение количественных показателей нашего труда на этот учебный год, а на заседаниях методических объединений – что нужно делать для их достижения.Еще один плюс больших комплексов – это большие методические объединения. Раньше, когда в методическом объединении было три-четыре учителя математики, три-четыре учителя русского языка и литературы, пара историков, физиков, химиков, биологов, географов по одному, каждый должен был знать и уметь все: готовить к экзаменам, к олимпиадам, уметь делать проекты, работать с отстающими, но разорваться порой невозможно, а зачастую приходят к профессиональному выгоранию. В этом году мы работу выстраиваем таким образом, чтобы все направления работы были закрыты тем учителем, у которого это пока лучше получается. А также решили, что на всех заседаниях каждый должен доложить, как это раньше называли, «политинформацию» по выбранной им тематике, направлению или о новинках тематической предметной литературы. Еще один механизм, который позволил провести содержательный и количественный анализ каждого педагога, позволил сравнить себя с другими – это таблица баллов, пропорционально которым будут начисляться стимулирующие выплаты, по критериям, разработанным педагогическим коллективом, с учетом рекомендаций Департамента образования, созданная в сервисах, позволяющих заполнять ее каждому педагогу в режиме онлайн, а также видеть результаты всех и оценить свой вклад, а также возможности и перспективы на будущее. С одной стороны, исчезли вопросы, почему и за что у соседа по кабинету столько баллов, с другой стороны, все чаще мы слышим вопросы педагогов друг другу: «А как ты это сделал?»Еще одна из важных для меня характеристик качественного педагогического коллектива – выпускники: кем они стали, приходят ли в школу со словами благодарности к своим педагогам, но более важная черта – приводят ли своих детей в школу, в которой учились сами, и возвращаются ли работать в нее учителями. В начале двухтысячных, когда рядом с нашим городом стали развиваться другие районы Москвы, родители забирали своих детей в поисках более качественного образования. Сейчас картина меняется. После окончания педагогических учебных заведений наши выпускники стали возвращаться учителями.Очень часто пишут про тяжелый учительский труд и усталые глаза, а мне хотелось бы создать сплоченный, умелый, улыбающийся и задорный коллектив педагогов, который можно было бы охарактеризовать словами Роберта Рождественского:В нем будет мудрость талантливо-дерзкая, Он будет солнце нести на крыле, Учитель – профессия дальнего действия, Главная на этой Земле!Наталья ПОЗДНЯКОВА, директор школы №2117

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте