Тип: Урок-обобщение знаний о важнейших классах неорганических соединений.
Цель: Обобщить знания о важнейших классах неорганических соединений.
Задачи:
– повторить классификацию неорганических соединений, состав, характерные химические свойства;
– продолжать формирование умений работать в группе;
– продолжать формирование экспериментальных умений и навыков;
– развивать творческие способности школьников;
– развивать интерес к предмету.
Оборудование: на столах учеников реактивы, необходимые для проведения опытов.
Подготовка к уроку.
1. Класс разбивается на 4 группы-государства.
2. Каждый “житель” государства – представитель определенного класса неорганических веществ.
3. Творческая группа для урока должна нарисовать карту своего государства, герб, флаг и подготовить их защиту (используя химические знания и химическую символику).
4. Подготовить занимательный опыт, иллюстрирующий “характер” жителей.
Ход урока
Организационный момент. Определение темы и целей урока.
Знакомство с государствами.
Учитель: Сегодня день открытия международной ассамблеи химических государств. Здесь собрались представители 4 государств, чтобы поближе познакомиться друг с другом, найти родственные черты, наметить способы сотрудничества. И мы просим представителей каждого государства представить его. (Группы учеников демонстрируют свой флаг, герб, карту государства, рассказывают о государственном устройстве, административных районах и т.д.). Одно из государств называлось “Оксиды”. Его карта состояла из районов: кислотного, основного и амфотерного. Герб представлял собой своеобразный щит, который “венчал” знак кислорода О.
Управление государствами.
Учитель: В каждом государстве есть свой орган управления, своя верховная власть.
Расскажите о своих руководителях. Какие химические элементы (если они есть) стоят во главе государства? (“Жители” рассказывают о характере кислорода-окислителя-поработителя; о водороде – короле кислот, самом добром правителе, чья кровь течет в жилах каждого жителя этой страны. Демонстрируется опыт “Изменение окраски лакмуса в кислой среде”. Звучит рассказ о царствующей семье “ОН”. “Соли” рассказывают о демократии в их стране).
Все обо всех.
Учитель: Каждое государство славно не числом, а славою своих жителей. Какие выдающиеся представители прославили его в химическом мире?
(Ученики рассказывают о представителях данного класса с точки зрения их значения и практического применения).
Чудеса в государствах.
Учитель: Каждое государство имеет свои достопримечательности и изо всех сил пытается привлечь к себе туристов – жителей других стран. Расскажите и покажите главные чудеса вашей страны.
(Демонстрация опытов).
“Кислоты” показывают демонстрационный опыт: превращение воды в малиновый сироп, в молоко и газированную воду при помощи серной кислоты.
Вопрос: Что за вещество было в стакане? Напишите уравнение реакций.
“Оксиды” демонстрируют следующий опыт “Извержение вулкана”, приводящий к образованию оксидов (NH4)2Сr2O7 N2 + Cr2O3 + H2O.
“Соли” демонстрируют “Хвост жар-птицы”: окрашивание пламени различными солями.
Вопрос: Соли каких минералов использовались в этом опыте?
Пресс-конференция.
Учитель: На нашей международной ассамблее присутствуют представители прессы. Они хотели бы задать вам несколько вопросов.
1) Представителем какого государства можно считать воду?
2) Кальций и сера отправились в путешествие по химической стране: какие превращения-приключения их ждут? Смогут ли они встретиться? Напишите уравнения реакций превращений кальция и серы в различных государствах.
3) Из предложенных формул составьте родословную нитрата меди (чем длиннее, тем лучше).
CuSO4, Cu, NO2, Cl2, H2O, O2, S, KOH, FeSO4.
Подведение итогов урока.
Оказывается, “жители” всех “государств” – родственники. Без взаимодействий, без взаимопревращений жизнь в химическом мире была бы бедна, скучна и неинтересна.
Ольга СОКОЛОВА,
учитель химии средней школы N 1
Мантуров,
Костромская область
Комментарии