search
main
0

В настоящем времени. Как детские театральные коллективы подружились с детскими писателями

Театр живет только в настоящем времени. Спектакль нельзя раскрыть на любимой странице, как книгу, нельзя вернуться к нему в музейный зал, как к любимой картине. Что же касается театра, где играют дети, он и вовсе мимолетен, мгновенен. Вот придут актеры после летних каникул, а это уже совсем другие люди. И спектакль с ними возобновить в прежнем формате уже немыслимо. Время их жизни стало другим, и уже другое важно в этом новом времени.

Театр живет только в настоящем времени. И его живая природа состоит в том, чтобы откликаться на вибрации современности.Встреча театра со своим автором, со своим текстом – величайшее счастье. А если это театр детский, особенно. Потому что, посмотрев спектакль, ребенок читает книгу. А тот, кто вовремя встретился со своей главной книжкой, никогда уже с чтением не расстанется. Есть замечательные издательства, которые дают возможность состояться встрече современных детей и современной детской литературы. Но ведь важно, чтобы возможность была использована, а в потоке разнородной информации дети, их родители и педагоги детских театральных коллективов не всегда могут различить ту, которая им именно сегодня остро необходима. Лежит на прилавке множество пестрых обложек, а что под ними – пойди разберись! Совсем другое дело, когда видишь писателя перед собой, когда слышишь, как он читает свои рассказы и стихи, как шутит, как разговаривает. Вот тут ты имеешь возможность понять: это как раз то, чего я так долго искал, или нет, это вот совсем не мое.Лаборатория интерактивных театральных проектов Московского института открытого образования ведет несколько постоянно действующих проектов, адресованных детским театральным коллективам. Самые масштабные среди них – ежегодный фестиваль-семинар детской театральной педагогики «Пролог – Весна» и московский городской клуб «Дети – театр – образование». И вот в 2010-2011 учебном году сотрудники лаборатории решили сосредоточить усилия на том, чтобы познакомить детские театральные коллективы с детскими писателями.Для начала 15 декабря 2010 года устроили в кафе посиделки для педагогов и авторов. Готовились очень серьезно: разослали педагогам списки книг тех писателей, с которыми предполагалось увидеться, и ссылки на интернет-публикации. Педагоги собрались не только московские, но и из Подмосковья, а об итогах встречи узнали все, кто поддерживает с лабораторией постоянные связи и привык смотреть новости на сайте клуба http://dimioo.3dn.ru и на сайте фестиваля http://www.prolog-vesna.ru/index.htm.Из писателей пришли Марина Аромштам, Марина Бородицкая, Марк Шварц, Ксения Драгунская, Инна Гомазкова, Юрий Нечипоренко, Дина Бурачевская, Петр Яковлев, Елена Григорьева, Михаил Грозовский, Наталья Пушкарева. Были и представители издательств. Писатели читали свои произведения, педагоги читали отрывки из тех произведений, которые им особенно понравились. К великой радости организаторов, учителя и режиссеры пришли на встречу с полюбившимися книжками в обнимку. Потом за столиками шептались о планах сотворчества и содружества, и некоторые связи по-настоящему прочно завязались.22 января и 2 апреля уже 2011 года в рамках клубной программы «Маленький спектакль» коллективы показывали миниатюры по стихам и рассказам современных авторов, детские писатели читали юным актерам и зрителям свои произведения, а издательства подарили свои книжки и журналы победителям конкурса на лучшего зрителя.Свидетельством того, что встречи с авторами не прошли даром, стали весенние конкурсы чтецов и конкурсы проектов, где уже вовсю использовались тексты из подаренных книжек. А еще весной участники детских театральных коллективов получили возможность посмотреть замечательный спектакль театральной студии «Арлекин» Центра детского творчества города Лесного Свердловской области по произведениям Артура Гиваргизова, Олега Кургузова и Сергея Седова «До воскресенья!». И снова у детей из далекого Лесного, из Москвы и Подмосковья была возможность пообщаться с авторами.И вот наконец большой ежегодный фестиваль «Пролог – Весна»! Он проходил с 29 апреля по 4 мая 2011 года. Главной площадкой фестиваля стал центр детского творчества «На Вадковском». Директор центра Юлия Марковна Лившиц много лет активно сотрудничает с детским театральным движением Москвы, организуя методическую и кадровую поддержку, открывая двери центра содержательным театральным программам. В этом году Всероссийский фестиваль заполонил весь уютный домик. Шутка ли – принять 22 коллектива из Ижевска, Москвы, Губахи, Королева, Краснознаменска, Юбилейного и Москвы! В одной только мюзикл-студии «Звуки музыки» 30 участников! Представьте, что творится в коридорах и рекреациях центра, когда там собираются все участники в возрасте от 5 лет и почти до самого почтенного возраста (взрослых-то в спектаклях чаще всего играют мамы и дедушки). Но на одной площадке фестиваль все-таки не уместился. Самые юные участники играли в детском саду №2343, а два мероприятия пришлось вынести на площадку ЦО №1484.Среди событий фестиваля – творческие встречи с детскими писателями Мариной Аромштам, Артуром Гиваргизовым, Ксенией Драгунской, Екатериной Ткачевой. Некоторые встречи – большие, открытые для всех участников и гостей. А некоторые – камерные, для одного-двух коллективов, посвященные общим творческим планам, постановкам и чтецким программам, осуществляемым по произведениям любимого писателя. И еще мастер-классы и беседы писателей для взрослых, для педагогов и родителей.Десять из показанных на фестивале спектаклей (то есть почти половина) были поставлены по произведениям современных детских писателей. В основу сценических композиций легли произведения тех, кто уже почти стал классиком: Евгения Клюева, Андрея Усачева, Григория Остера, тех, чьи имена с каждым годом завоевывают все больше и больше наших симпатий, – Артура Гиваргизова, Ксении Драгунской, Сергея Махотина, и совсем юных, начинающих авторов – Натальи Тиховской и Ксении Степанычевой. По пьесам молодого драматурга Екатерины Ткачевой на фестивале были поставлены два спектакля. А Гран-при получили работы по произведениям замечательной петербургской писательницы Екатерины Мурашовой и недавно ушедшего от нас сказочника Сергея Козлова.Спектакль театра-студии «Птица» по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции», поставленный Светланой Шанской, заставил зал подняться и долго молча аплодировать. Весь фестиваль большие и маленькие стояли плакали и хлопали. А юные актеры 12-14 лет смущенно улыбались и не знали, как себя вести. Герой повести и спектакля Юра болен ДЦП и попадает в класс «Е» незадолго до конца своей короткой и в то же время огромной жизни. С его приходом существование класса озаряется небывалым светом, дети попадают на сказочную земляничную поляну, где они становятся принцами и принцессами, а не убогими инвалидами. И в реальной жизни они обнаруживают в себе способность к беззаветной преданности, благородству, глубокому милосердию.Основной режиссерский ход спектакля – воплощение переживаний героев в наивных детских рисунках, которые создаются тут же, на сцене. Дети рисуют портреты друг друга, праздничный стол, замок заколдованной принцессы. И эти рисунки, легкие и сиюминутные, делают спектакль особенно воздушным, почти невесомым. Артур Гиваргизов после спектакля написал на почту фестиваля: «Светло говорить о тяжелом – я очень ценю такое умение».Спектакль «Ежик в тумане» по сказкам Сергея Козлова театра-студии «Код» из Перми в постановке Марины Оленевой чудесным образом вместил в себя стихи Давида Самойлова и отрывки из пьес Шекспира. Студент-первокурсник и постоянный сотрудник фестивальной редакции Илья Стариков так начал свою статью об этом спектакле: «10 историй в самое сердце… Над залом взошла Луна… Она улыбалась. Постепенно зал заполнился туманом… «Как там Ежик? Как они сыграют эту сказку?» – подумал я. Подумал и шагнул в туман… Я кубарем полетел с обрыва и плюхнулся в сказочную влагу реки, сказка-река с шумом ворвалась в мои легкие, я затаил дыхание, прислушиваясь к диалогам. А история неслась дальше, продиралась к самому сердцу и, оказавшись в нем, вылетела в ту же секунду из глаз скупыми искренними слезами…»А десятиклассница Марина Кургина написала так: «После просмотра спектакля студии «Код» я погрузилась в раздумья. О чем? Даже как-то сразу и не определишь. Может быть, об этом думал Мыслитель Родена? Не знаю. Эти мысли где-то внутри, они сплетаются в комок непрерывного молчания, оставаясь где-то глубоко, где-то очень глубоко внутри. Там мысли о вечной дружбе, крепкой настолько, что, «если нет тебя, то нет и меня…». А еще, еще там есть одиночество. Такое одинокое одиночество. И если присмотреться, то кажется, что весь этот комок – одно сплошное одиночество, что нет ничего, кроме Одиночества. «…Не плачь, все мы одни…» Да, одни… А еще там немного Толстого: «…Никогда еще Ежик не видел такого синего неба!..» (как никогда не видел его таким и князь Андрей в Аустерлице). И оно как будто правда там, наверху. И нет ни крыши сцены, ни трех этажей над нами. А только небо, безграничное, огромное небо. Глядя на которое, каждый приходит к пониманию какой-то своей истины».После таких встреч и таких спектаклей было совершенно неудивительно, что, получив в качестве подарков и призов от издательств книжки, юные актеры не могли от них оторваться. Мама одной из них Елена Голубь, вот уже второй год героически соглашающаяся играть вместе с дочерью в спектаклях, закончила свой отзыв о фестивале такими строками: «На четвертое утро, очередной раз преодолевая в общественном транспорте довольно немалое расстояние, отделяющее нас от фестиваля, с нескрываемым чувством гордости замечаем… наши дети, все как один, уткнувшись любопытными носами в белоснежные страницы новых книжек, с аппетитом вчитываются в каждую строчку. Вот это результат!!! СПАСИБО!»Остается только присоединиться: это результат.​Александра НИКИТИНА, доцент кафедры эстетического образования Московского института открытого образования, кандидат искусствоведения

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте