Что ни говорите, в образовании нового века и нового тысячелетия нечто особенное. Еще несколько лет назад мы думали и говорили о сегодняшнем дне, как о будущем. Оно пришло, стало настоящим. И в нем снова прорастает неведомый день завтрашний, и школа, и учитель стоят у его истоков. Это не пафосные слова, это – сущность нашей профессии: ежедневно, ежечасно работать на будущее. На будущее человека, народа, страны. Ни одна профессия не требует от человека столь постоянного самообновления, совершенствования, разнообразия, как наша. Сегодня другие навыки необходимы человеку, чтобы он мог успешно справляться с делом. Дети растут с иными игрушками и играми. Они приходят в школу с другими жизненными установками, с другими навыками и другими надеждами. Изменилась не только сумма знаний, необходимых современному человеку, еще большие перемены произошли в способах изучения нового. Знаний – море, но способы получения их кардинально улучшились. “Век информатизационных технологий”, “Экономика знаний”, “Глобализация”, “Вездесущий компьютер”… Одного только перечня этих названий достаточно, чтобы сделать вывод: пришло время говорить о коренных изменениях политики в области образования.
Общая направленность процесса обновления содержания общего образования определяется следующими целями: приведение содержания образования в соответствие с изменившимися условиями общественной жизни и экономики; новая интерпретация понятий современной функциональной грамотности и общей образованности; резкое уменьшение негативных влияний общего образования на здоровье школьников; разгрузка инвариантного компонента содержания образования; модернизация образовательных технологий как неотъемлемого и крайне значимого компонента содержания образования; создание механизма постоянного обновления содержания образования; практически ориентированный характер всех разработок по обновлению школы.
Для обеспечения прав ребенка на образование совершенствуется нормативно-правовая база. Обсуждается проект программы развития образования области на 2001-2005 годы. Главная цель ее – развитие системы образования в интересах воспитания гармонично развитой, социально активной, творческой личности, где образование рассматривается как фактор экономического и социального прогресса общества на основе провозглашенного Российской Федерацией приоритета образования. Предполагаем внедрить новые педагогические технологии, учитывающие национально-культурные, социально-экономические, культурные, демографические и другие особенности региона.
Повышение качества образования связано с проблемой перехода к новой педагогической системе – личностно-ориентированному образованию. Она может быть рассмотрена с различных точек зрения. Одной из ее характеристик является тип взаимоотношений между основными участниками образовательного процесса – учителями и учащимися. Это означает, что ученики здесь должны выступать не только как субъекты, которые выполняют предписания педагогов, но и как субъекты, которые способны определять цели своей учебы.
Изменения в отношениях учителей и детей возможны при определенной организации всей системы обучения. Здесь необходимо взаимодействие школы с социальными партнерами, в роли которых выступают и семья, и учебные заведения профессионального образования, и учреждения культуры и здравоохранения, все социальные структуры, заинтересованные в развитии школы. Вместе с модернизацией сохраняются лучшие традиции, но вместе с тем идут серьезные изменения. Отсюда понятна обеспокоенность родителей: не станет ли образование платным. Появившиеся в последнее время федеральные документы вносят определенную стабильность в этот вопрос. Они четко предусматривают, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен основной образовательной деятельности в рамках государственных образовательных стандартов.
Роль учителя по-прежнему велика. От него зависит и количество учащихся, получивших документ об образовании особого образца, и отчисление из школы за неуспеваемость по разным причинам.
Сегодня школе нужен учитель, владеющий новыми педагогическими технологиями. Постоянное повышение педагогического мастерства, профессиональных навыков – требование времени. Широкий спектр услуг для педагога предлагается институтом усовершенствования учителей. Более четырех тысяч преподавателей пополнят свои профессиональные знания в этом учебном году. Задача всех органов власти – помочь учителю не допустить дальнейшего снижения престижа педагогического труда, что, безусловно, сказывается на профессиональном потенциале педагогов. Администрация области прилагает всевозможные усилия по стабилизации ситуации в системе образования. У нас нет задолженности по заработной плате, своевременно выделяются средства на книгоиздательскую продукцию, проводится централизованная подписка на периодические издания. Но заработная плата учителя и его положение в обществе неадекватны психическим и физическим его затратам. Отсюда не уменьшается тревога учительства за завтрашний день.
За последнее время в области появились новые школы, продолжается компьютеризация учебного процесса. Ежегодно наши библиотеки пополняются методической литературой и художественной литературой наших орловских писателей. Только за два последних года наши школьники получили “Атлас Орловской области”, учебник и хрестоматию “Писатели орловского края ХХ века”, “Экономическую и социальную географию Орловской области” и другие региональные учебники. Сейчас авторский коллектив работает над учебным пособием “История орловского края”.
В области сохраняется бережное отношение к интеллектуальному потенциалу, учащимся и студентам с высокой мотивацией обучения. Более 200 человек получают стипендию главы администрации области. Поддержаны материально студенты, обучающиеся в МГУ и Санкт-Петербургском российском университете. В вузах г. Орла можно получить образование по 161 специальности и по 82 – в средних специальных учебных заведениях. Ежегодно проводится конкурс молодых ученых, лауреаты которого удостаиваются премии главы администрации в размере 5 тыс. руб. Победитель областного конкурса “Учитель года” награждается дипломом и 10 тыс. руб. В этом году им стала Елена Варова, учитель экономики и истории школы N 7 г. Мценска. Своевременно и в полном объеме финансируются все областные предметные олимпиады школьников, очно-заочная школа “Интеллект”, в которой обучаются 300 ребят из городских и сельских школ. Следует отметить, что материальные затраты и труд, вложенные в благое дело, приносят осязаемые результаты. Орловские ребята занимают призовые места на всероссийских олимпиадах по русскому языку, биологии, информатике. Особую гордость вызывает победа воспитанников школы на международных состязаниях. Григорий Тихомиров в 1998 году занял 2-е место в Менделеевской олимпиаде, ныне он студент МГУ, а в этом году бронзовой медали по биологии удостоен в Брюсселе Ярослав Ашихмин, теперь студент лечебного факультета Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова и стипендиат областной администрации. Более 20 бывших учеников школы “Интеллект” учатся в МГУ, 18 – в МФТУ, 6 – в университете Санкт-Петербурга, где занимаются научными разработками.
Более 20 тыс. детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями, из многодетных, неполных семей, семей беженцев и вынужденных переселенцев, из экологически неблагополучных районов отдохнули и поправили здоровье в летний период. Были организованы поездки в Данию, Норвегию, Чехию, Словакию, Швецию по линии “Благовеста”. Школьными оздоровительными лагерями дневного пребывания и на базе внешкольных учреждений было охвачено более 38 тыс. детей. Более 13 тыс. подростков отдохнули в загородных лагерях области. Это лето по праву можно назвать трудовым. 210 ученических производственных бригад действовали в области. Ученики отдохнули и обеспечили свои школы сельскохозяйственными продуктами. Мы стремимся развивать лагеря труда и отдыха с дневным пребыванием. Это экономически выгодно и социально оправданно. На 35-45 процентов удешевляется стоимость питания там, где школы имеют свои земельные участки, обрабатываемые учащимися. Колпнянский, Покровский, Должанский, Новосильский, Ливенский, города Орел, Мценск, Ливны и другие районы имеют положительный опыт совмещения труда и отдыха учащихся в летнее время.
Работали целевые смены для одаренных детей с продолжением образовательной деятельности, профильные лагеря на базе учреждений дополнительного образования детей. Подростки участвовали в экологических экспедициях, школьных лесничествах, работали на школьных пасеках. Почти тысяча школьников занималась такими добрыми делами, как охрана природы, сохранение родников и малых рек Орловщины. В туристическом лагере “Орловское Полесье” подростки не только отдохнули, но и приобрели новые знания по истории родного края.
Учебный 2001-2002 год войдет в историю как год обновления содержания образования. Его модернизация должна основываться на глубокой научной проработке соответствующих направлений и широкомасштабной проверке конкретных предложений. С 1 сентября начинается широкомасштабный эксперимент по обновлению содержания и структуры образования. Орловская область представлена в нем пятью образовательными учреждениями: школа N 25 г. Орла, муниципальный лицей им. Булгакова г. Ливен, школа N 8 г. Мценска, Отрадинская школа Мценского района, Лавровская школа Орловского района. В ходе эксперимента будет апробировано содержание образования двенадцатилетки. Названные школы становятся федеральными экспериментальными площадками.
У педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу проведения единого государственного экзамена. Он был проведен в прошлом году в ряде регионов России. Итоги обрабатываются и обсуждаются. Острота дискуссий вокруг единого государственного экзамена объясняется очень просто: предлагаемое нововведение затронет практически все общество. Ведь речь идет не только об оценке учебных достижений выпускников, но и их самоопределении. Введение такого экзамена позволит привлечь в вузы талантливую молодежь из отдаленных сел, обеспечит эквивалентность государственных документов о получении среднего (полного) общего образования, превратит конкурс в вузы в конкурс знаний. Орловская область изучает вопрос об участии в эксперименте. В настоящее время идет обсуждение с педагогами контрольно-измерительных материалов.
Русский язык по-прежнему остается основным средством межнационального общения и имеет статус государственного языка РФ. Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа “Русский язык” на 2000-2005 гг. На базе Орловского университета будет открыт институт общего среднего образования Российской академии образования для разработки новых педагогических технологий в рамках регионального компонента! Продолжим издание региональных учебников по русскому языку и русской словесности. Будет открыт центр диагностики уровня развития языковой способности учащихся. Организована система радио- и телепередач “Родная речь”, “Культура речи”. В орловских вузах вводится курс “Культура речи” и т.д.
Демократизация общества требует повысить готовность гражданина к социально-политическому выбору, требует формирования современного мышления у людей, способных не только жить в гражданском обществе, но и создавать такое общество. Этой цели будет служить областной центр гражданского образования школьников. Его задачи: содействовать процессу развития гражданского образования, созиданию человека-гражданина, интегрированного в системы мировой и национальных культур, воспитание терпимости к разнообразию мировоззренческих подходов, разработка и внедрение целостной системы региональной подготовки преподавателей гражданских дисциплин, создание единого информационного пространства и базы данных гражданского образования в регионе.
Одна из наших важнейших задач – воспитание гражданина, свободной личности, готовой жить активно, участвовать во всех сферах нашей жизни. Этим требованиям отвечает программа развития воспитания на 1999-2001 годы. Такого рода программы на Всероссийском конкурсе воспитательных систем в июле 2001-го представляли три образовательных учреждения, которые стали его дипломантами. Это центр развития ребенка – детский сад N 39 “Светлячок” г. Орла. Он получил диплом 1-й степени в номинации “Дошкольные образовательные учреждения”. Средняя школа N 3 г. Болхова в номинации “Общеобразовательная школа” стала дипломантом 3-й степени. Дипломантом 1-й степени в номинации “Общеобразовательные учреждения, расположенные в сельской местности” стала Михайловская школа Орловского района.
Есть у нас комплексные региональные воспитательные программы. Например, “Орловщина – начало всех начал”. Опыт ее реализации показал, что происходит эффективное взаимодействие различных социальных институтов воспитания на различных уровнях: областном, районном, а также школьном и детского сада.
Повышение воспитательного потенциала образовательного процесса обусловлено, с одной стороны, интенсивностью позитивных тенденций, происходящих в обновляющейся России, с другой – усилением националистических, сектантских, криминальных влияний на подростка. Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ превратилось в серьезную социальную, педагогическую и медицинскую проблему. У преобладающего большинства молодежи отсутствует превентивная психологическая защита, ценностный барьер, препятствующий приобщению к психоактивным веществам. Мы принимаем определенные меры по предупреждению наркомании. Вводятся курсы по профилактике алкоголизма и наркомании. Планируется реализация проекта “Полезные привычки – работаем для будущего”. Он адресован детям, родителям, учителям, обществу в целом.
Переход к рыночной экономике обусловил повышенный интерес к экономическим наукам, возросшую потребность в изучении основ предпринимательства, налоговой системы, законодательства о защите прав потребителей. Экономическое образование в 2001-2002 году будет развиваться по нескольким направлениям: основы экономической теории, современная экономика; основы домашней экономики; прикладная экономика.
Мы вполне осознаем, что наступила новая эпоха. Она будет диктовать свои условия жизни, проповедовать иные ценности, предъявлять новые требования к человеку. Это эпоха перемен, инноваций, быстрого решения различных вопросов, эпоха нового интеллекта. По всему видно, что наступает время иных жизненных ценностей. Что будет главным, определяющим в жизни человека, сказать трудно, но истинные ценности будут вечны всегда.
Осознавая, что православная церковь за свой тысячелетний срок существования накопила богатейший потенциал в воспитании духовно-нравственной личности, мы сотрудничаем с нею, оставаясь светскими учреждениями образования. В курсе “Граждановедение” в новом учебном году предложен региональный спецкурс “Основы православной культуры”.
Областное управление ведет работу по поддержке и развитию сети вечерних (сменных) школ, учебно-консультационных пунктов. В настоящее время в них обучаются около двух тысяч человек. Поскольку резко сократилось число учащейся работающей молодежи, возрастает роль учебно-консультационных пунктов. Сложность контингента обучающихся в них требует особого подхода.
Несомненно, что в системе образования области есть и проблемы. Многие обусловлены объективными обстоятельствами, но несомненно одно – школа была, есть и будет центром, ядром воспитания личности.
Александра КОПЫЛОВА,
начальник областного управления общего и профессионального образования
Орел
Комментарии