search
main
0

“В народном воспитании преподавание истории есть дело государственное!”

Когда-то давным-давно, в далеком 1813 году молодой чиновник Сергей Уваров начал этими словами свою записку, обращенную к Александру I. Тогда, на заре XIX столетия, когда русская общественная жизнь еще во многом опиралась на древние сословные традиции и религиозную мистику, трудно было поверить, что уже очень скоро ее основой станет идеология, основанная на том или ином толковании истории страны. Будущий министр народного просвещения Российской империи Уваров не только создал первую такую государственную идеологию, но и одним из первых угадал ключевую социально-политическую роль исторической науки в ее обосновании.
Со времен Николая I и до наших дней школьный учебник российской истории остается одним из главных орудий государственной образовательной политики. В этом смысле материалы правительственного заседания 30 сентября, представленные на этой странице, не содержат ничего существенно нового. Правительственный заказ единой концепции исторического образования не столько открывает очередной четвертый период эволюции российского учебного книгоиздания (три предыдущих довольно точно охарактеризовал министр образования Филиппов), сколько сам по себе знаменует возвращение государства к старой доброй политике идеологического контроля школы.
Правда, на таком фоне некоторые высказывания министра образования (к примеру, о “переподготовке” старых учителей, изучавших историю “по идеологизированным курсам”) вызывают удивление. Сейчас-то какие курсы будут? “Деидеологизированные”, что ли? Но в той же речи министр впервые высказывает ряд довольно здравых, чисто педагогических идей. Соответствие формы и содержания учебников возрастным особенностям учащихся. Подготовка расширенного учебно-методического комплекса. Выделение истории отдельным предметом внутри обществоведческого компонента БУП. Издание историко-популярной литературы и даже периодики(!) для детей. Всего этого школа ожидает уже давно.
Зато часть речи министра культуры Михаила Швыдкого, посвященная проблемам “целостности” не только гуманитарного блока образования, но и всей массовой культуры (печать, радио, кино, телевидение), не может не внушать беспокойства. Одно дело, если правительство просто решило вернуть свое законное право формирования образовательных стандартов, и совсем другое, если исполнительная власть начнет “координировать” и “сопрягать” историко-культурную жизнь общества. Не переборщить бы.
Артем Ермаков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте