Друг, товарищ – эти понятия уходят из современной жизни. Все чаще их заменяют словами «деловой партнер», «компаньон». Однако это не просто замена одних слов другими, это подмена понятий, вымывание из жизни растущего человека целого нравственного пласта, обеднение эмоциональной жизни. Это явление наносит непоправимый вред не только личности, но и обществу в целом.Воспитание чувства товарищества – одна из важнейших задач школы. Лицейские годы Александра Сергеевича Пушкина, его отношения со школьными товарищами, пронесенные через всю жизнь, – прекрасный материал для этого, а совместная работа в театре помогает ребятам, так сказать, на практике овладевать этими нравственными ценностями.
6-й класс. подбор видеоряда на тему (слайды), выполнение графической работы «Здание Лицея. Общий вид». Сцена Сцена № 14. Александр Пушкин. А кто же будет жить рядом? № 1 Иван Пущин. Вот здорово! Сцена : :
Возрастная группа:
Предварительная подготовка:
План:
1. Предварительная беседа. Определение темы и круга рассматриваемых вопросов.
2. Спектакль с одновременным показом слайдов.
3. Обсуждение и осмысление увиденного.
Ход спектакля
Сцена 1.
В парке.
Пушкин:
Приют покоя и прохлады,
Сквозь вечну зелень здесь и там
Мелькают светлые беседки,
Повсюду роз живые ветки
Цветут и дышат по тропам…
1-й ведущий:
Тишина в саду. Густые зеленые кроны кленов и лип, белые мраморные статуи, ясная зеркальная вода озера и прудов, лебеди бесшумно плывут в тени прибрежных ив – прекрасен старый Екатерининский парк.
2-й ведущий:
Но посмотри-ка! Что-то необычное здесь происходит! Стучат молотки столяров и плотников, то и дело подъезжают телеги, нагруженные школьными партами, столами, стульями.
Бережно вносят в широко распахнутые двери глобусы и географические карты.
Скоро здесь откроется новая школа – Лицей. Идут последние приготовления.
Архитектор Стасов доволен – просторные светлые классы, стройные колонны в нарядном Большом зале, ясные зеркала между окнами, стены расписаны под мрамор.
Сцена 2.
Комната.
1-й лицеист:
Ожило высокое четырехэтажное здание. Мальчики – первые жители этого чудесного города. И у каждого из них здесь свой собственный дом – маленькая комнатка на последнем, четвертом, этаже.
2-й лицеист:
Железная кровать с шишечками уж аккуратно застелена. У окна – высокая конторка. За ней мы будем работать стоя. На конторке уже лежат остро отточенные гусиные перья и бумага, можно будет вечером написать письмо домой. В низком комоде будем хранить свою одежду. У двери – столик, а на нем – большой кувшин с водой и таз. Здесь можно умыться.
№ 14. Александр Пушкин. А кто же будет жить рядом? № 13. Иван Пущин. Вот здорово!
Приятно, что у каждого своя комната. Хочешь побыть один – зайди в комнату и закрой за собой дверь. Соскучился – постучи в стенку, и сразу отзовется веселый голос друга.
Сцена 3.
Зал.
Утром нас разбудили очень рано. Мы выглянули в окно – холодный, но ясный осенний день. С деревьев падают красные и золотые листья. На календаре 19 октября. Сегодня праздник, торжественное открытие лицея!
К вам обращаюсь я, юные питомцы, будущие столпы Отечества! Из родительских объятий вы поступаете нынче под кров сего священного храма наук… Помните всегда, что нет выше звания, чем высокое звание гражданина. Любовь к Отечеству должна быть всегда единственным вашим руководителем!
Вы помните, когда возник Лицей,
Как царь для нас открыл чертог Царицын.
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей…
Сцена 4.
Класс.
3-й лицеист:
Оценок в лицее пять. Лучшая – единица. Двойка – «хорошо». Тройка – «посредственно». И хуже всего «нуль». Это значит – ничего, ничего не знал и не хотел узнать. Каждую субботу дежурный учитель составляет список, не по алфавиту, а по успехам.
4-й лицеист (поет):
Этот список – сущи бредни!
Кто тут первый? Кто последний?
Все нули, все нули!
Ай, люли, люли, люли!
Рассаживают нас по успехам. Впереди сидят отличники – Александр Горчаков, Вильгельм Кюхельбекер и, конечно, Вольховский. Пушкин и Пущин – опять соседи, сидят вместе в среднем ряду. А на последних рядах – Данзас и Мясоедов. Стыдно сидеть позади! Но чтоб оказаться в почетном ряду, надо подтянуться.
Чтоб тридцать мест нас ожидали снова!
Садитеся, как вы садились там,
Когда места в сени святого крова
Отличие приписывало нам…
Златые дни! Уроки и забавы,
И черный стол, и бунты вечеров,
И наш словарь, и плески мирной славы,
И критики лицейских мудрецов…
А после уроков можно погулять в парке
Друзья мои, как утро здесь прекрасно!
В тиши полей, сквозь горду сень дубрав,
Как юный день сияет гордо, ясно!
Светлеет все, друг друга перегнав,
Журчат ручьи, блестят брега безмолвны,
Еще роса над свежей муравой,
Златых озер недвижно дремлют волны…
Сцена 5.
Однажды Николай Федорович Кошанский закончил урок раньше обычного.
Все удивлялись – почему? А он внимательно посмотрел на нас, улыбнулся и торжественно сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами.
Тишина в классе. Все склонились над тетрадями. С чего начать? Как трудно, оказывается, написать первую строчку!
Как описать розу? Без фантазии и вдохновения здесь не обойтись. Роза – алая, душистая? Колючая? Свежая? И правда, нелегкое это дело – творить.
Где наша роза,
Друзья мои?
Увяла роза,
Дитя зари.
Не говори:
Так вянет младость!
Вот жизни радость!
Цветку скажи:
Прости, жалею!
И на лилею
Нам укажи.
(Пауза. )
4-й лицеист:
Ах, сударь, мне сказали,
Вы пишете стишки?
Увидеть их нельзя ли?
Вы в них изображали,
Конечно ручейки?
Конечно василечек,
Иль тихий вечерочек,
И рощи, и цветки.
Но скоро насмешки прекратились. Сочинять оказалось так интересно, что в лицее возникло настоящее литературное соревнование.
Сцена 7.
Шесть счастливых лет провели мальчики в Лицее. Каждый день приносил им новые открытия. А сколько стихов было написано за эти годы! И в час прощания с лицеем Пушкин тоже читал стихи.
Шесть лет промчались, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
И уж Отечества призванье
Гремит нам: «Шествуйте, сыны»…
Из недорослей мы действительно превратились в сынов отечества. Но кем бы мы ни стали, мы навсегда остались верны юношеской клятве
Храните, о, друзья, храните
Ту дружбу с тою же душой!
То ж к правде пылкое стремленье,
То ж правде – да, неправде – нет,
В несчастье – гордое терпенье,
А в счастье – всем равно привет!
Промчались годы. Прошел XIX век. Вот уже и двадцатый минул. Но живет память о юных воспитанниках лицея. И школа осталась. Только теперь она стала музеем. И тихое Царское село носит имя поэта.
Все, что Пушкин увидел и пережил в детстве, отозвалось потом в его стихах: царскосельские парки, Отечественная война, встреча с Державиным.
И навсегда остались в памяти лицейские годы и первые друзья.
Друзья мои! Прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское село.
Марина Фролова, школа №15 города Хадыженска Краснодарского края
Александр Пушкин на экзамене в Лицее (деталь картины И.Репина «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года»). Иллюстрация с http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post64457216/
Царскосельский лицей. Иллюстрация с foto.mail.ru
Памятник Пушкину-лицеисту в Михайловском. Фото Оксаны Родионовой
Комментарии