search
main
0

В начале было Слово. Учитесь читать – этим вы обеспечите себе жизненный успех

Специалисты по чтению – и российские, и зарубежные – бьют тревогу, что у детей формируется клиповое восприятие информации и наблюдаются угрожающие последствия этого явления. Растет функциональная неграмотность. Поэтому сегодня надо по-другому относиться к чтению. Чтение рассматривается специалистами как один из самых эффективных инструментов борьбы с функциональной неграмотностью. Ирина Ивановна ТИХОМИРОВА , автор этой статьи, – один из лучших в России специалистов по чтению. Она – автор около 150 работ по этой проблеме. Недавно в издательстве «Школьная библиотека» вышел ее методический словарь-справочник для библиотекарей «Психология детского чтения: от А до Я».

В Санкт-Петербурге в Академии постдипломного педагогического образования 27 мая 2004 года состоялась конференция на тему «Чтение детей и подростков как фактор формирования человеческого капитала». Термин «человеческий капитал», пришедший к нам из прагматичной Америки и, отвечающий духу деловой жизни современной России, стал активно входить в обиход нашей речи. В это понятие вкладывается целый комплекс человеческих качеств. Среди других в него включают знания, развитие интеллекта, творческий потенциал личности, опыт общения и сотрудничества с другими людьми. Как и финансовый, человеческий капитал способен накапливаться и использоваться, ему свойственна свобода волеизъявления. Однако в отличие от финансового капитала ему не грозит банкротство. Им можно щедро делиться и от этого он не будет иссякать, а только прибавляться. Человек, обладающий таким капиталом, легче находит общественное признание, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в слове, лучше понимает других. В личном плане он интересный человек, к нему тянутся люди. Если в индивидуальном аспекте человеческий капитал способен обеспечить жизненный успех отдельного человека, то в совокупном, общественном – это мощная интеллектуальная сила, способная вывести Россию и экономически, и духовно в число мировых лидеров.

Соединение человеческого капитала с чтением детей – не метафора. Чтение – основной способ его формирования, залог информационной и речевой культуры, тренинг интеллекта, творческой самоактуализации личности. Соединение чтения с человеческим капиталом, а значит, с качеством жизни, не маловажно и с другой точки зрения. В современных условиях, когда у детей пропадает интерес к чтению и мотивация обуславливается преимущественно школьными заданиями, новый подход к чтению дает мощный стимул для новой мотивации чтения, прямо связанной с личными интересами каждого ребенка – его статусом в настоящем и будущем, его личностной и социальной судьбой. Естественное желание каждого ребенка быть признанным и не оказаться в числе аутсайдеров – это и есть та движущая сила, способная направить его к книге и чтению. В данном случае нацеленность на чтение приобретает для ребенка практический, жизненно значимый смысл. Из сферы принуждения и долженствования (надо) чтение переходит в сферу свободного волеизъявления (хочу).

Подход к проблеме детского чтения с позиции человеческого капитала, определяющего качество жизни, заставляет нас по-новому взглянуть и на саму сущность чтения, на его методологию, его модели, его репертуар. Идея накопления тесно связана с развитием, с восхождением, с обогащением ума и сердца ребенка. Она неотделима от вопроса, что и как читать ребенку в его движении вверх (а не вниз) по ступенькам книг. Кем-то подсчитано: регулярно читающий человек может за жизнь прочитать всего несколько тысяч книг. А их миллионы. Встает вопрос отбора книг для чтения, выделения из миллионов тысяч, а из них – сотен книг, содержащих мощный развивающий потенциал. Здесь должна заявить о себе и вступить в свои права традиционная рекомендательная библиография для детей. Тот задел, который осуществили библиограф И.Н. Тимофеева, сотрудник Российской национальной библиотеки, создав энциклопедию «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти» (СПб, 2000), и библиографический отдел Российской государственной детской библиотеки, создавший трехтомный указатель «Писатели нашего детства» (2001). Рекомендательная библиография не значит запретительная. Она не ущемляет права ребенка на свободный доступ к информации, но определяет путь к восхождению. Читая, например, комиксы или иной продукт низкопробной массовой литературы, ребенок как личность в лучшем случае будет буксовать в своем развитии, а в худшем – двигаться вспять. Читая же лучшие образцы художественной и научно-познавательной литературы, он будет активно наращивать свой позитивный человеческий капитал.

Особое значение в деле накопления человеческого капитала имеет повышение эффективности чтения. Ведь чтение чтению рознь также и по качеству восприятия. Хорошая книга, прочитанная поверхностно, имеет совсем не тот результат, который получается от проникновенного, вдумчивого чтения, когда взаимодействие с текстом протекает активно и захватывает все сферы сознания читателя. Ориентиром качества чтения могут служить специалистам модели разных способов чтения применительно к тому или иному виду текста.

В плане нашей темы представляют интерес модели способов взаимодействия с книгой, в которых прослеживается тесная связь продуктивности чтения с читательским развитием ребенка. В основу моделирования в этом случае вводятся признаки, характеризующие уровень чтения. Модель начального взаимодействия ребенка с книгой нацелена на получение информации. В этом случае чтение носит отвлеченный от личности характер. Его цель – найти нужную информацию, отобрать фактический материал. Здесь осваивается читателем путь к самой информации, а от информации – к знаниям. Идет активное накопление читательского багажа.

Вторая модель отражает более высокую ступень читательского развития. Она нацелена на осмысление полученных знаний, превращение их в интеллектуальный ресурс личности. Это так называемое в методике литературы смысловое чтение: выявление главных мыслей, зафиксированных в тексте, их оценка. На этой ступени читатель учится размышлять над прочитанным, считывать логику текста, интерпретировать его.

Обе названные модели читательского развития ребенка, ведущие к соответствующему накоплению читательского капитала, тесно связаны с образовательной деятельностью и протекают и осваиваются преимущественно в ее рамках. Убедиться в этом можно по недавно опубликованной «Федеральной компоненте государственного стандарта общего образования». Так, раздел «Результат изучения литературного произведения», помещенный в рубрике «Чтение» (для начальной школы), включает следующие умения и операции анализа текста: определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст, делить текст на смысловые части; составлять его простой план; различать жанры литературных произведений. В средних классах к этим умениям прибавляются другие: выделять смысловые части художественных текстов, составлять тезисы, выделять проблематику изученного произведения; характеризовать особенности сюжета, композиции, роли изобразительно-выразительных средств, выделять авторскую позицию и др. Можно заметить, что все развиваемые читательские качества сугубо рациональны. Они не затрагивают личного отношения ребенка к содержанию книги, не касаются опыта его собственной жизни. Согласно модели смыслового чтения работа с книгой представляет собой своеобразный тренинг, развивающий интеллект ребенка. При всей полезности рассмотренных способов чтения, содействующих накоплению капитала знаний, развития интеллекта, не они определяют наивысшую действенность чтения.

Накопление человеческого капитала наиболее активно осуществляется на третьей ступени читательского развития – ступени творческого чтения. Применительно к научной литературе модель творческого чтения предполагает рождение у подростка собственных мыслей, возбуждаемых мыслями автора. Точка зрения создателя научной книги, его аргументация не всегда воспринимается как истина в последней инстанции, которую надо запомнить и знать. При глубоком, вдумчивом чтении у подростка могут возникнуть своя точка зрения.

Что касается художественной литературы – искусства слова, то модель творческого чтения предполагает включенность читателя в жизнь, изображенную писателем, способность проживать ее, приобретать опосредованный опыт взаимодействия с людьми. Она строится на сопереживании с литературными героями книг, на соотнесении читаемого материала с реальной жизнью. Она формирует самосознание читателя, активизирует его воображение – основу творческих способностей. Она развивает речь читателя, дает образец словесного самовыражения. Она побуждает к духовному общению, углубляет понимание других людей.

Названные модели способов чтения в наибольшей степени находят свое воплощение в библиотечной методике. Именно детский библиотекарь, самой профессией призванный руководить чтением, действующий в пространстве книг, освобожденный от балльной системы оценок, имеющий возможности индивидуального общения с каждым ребенком, осваивает личностно ориентированную методику. Именно им создаются и реализуются программы формирования информационной культуры школьника. Включая детей в свободное обсуждение той или иной книги, создавая клубы читательского общения, школы чтения, читательские студии, библиотекари активно развивают самостоятельную мысль читателя. Проводя конкурсы на лучшего читателя, побуждая детей к созданию продуктов читательской деятельности: отзывов о прочитанном, рисунков, литературных импровизаций, собственных литературных произведений, библиотекари развивают творческий потенциал личности. Иными словами, своей деятельностью они максимально содействуют накоплению в ребенке его человеческого капитала, побуждают к личностной мотивации чтения.

Когда говорят: «Читай – и полетишь», – это впечатляет. Но без этого можно прожить. Но когда говорят: «Читай – и ты обеспечишь себе жизненный успех», – это впечатляет больше. Ибо значение чтения в этом случае не абстрактно: оно определяет стратегию судьбы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте