search
main
0

В начале было Слово… Повторение в начале года. Подготовка к сочинению о природе

Нынешний год особенный – Год русского языка. Но, несмотря на все свое величие и могущество, русский язык тоже нуждается в защите. Поэтому не случайно наш сентябрьский выпуск «Мастер-класса» мы открываем книгой «Уроки русского языка и словесности» Г.П. Соколовой. Этого автора хорошо знают учителя-словесники. Галина Павловна Соколова – заслуженный учитель России, автор известной серии книг «Уроки русского языка».

– В этой книге мне хотелось бы показать, каким образом проводить уроки русского языка на материале произведений русской классической литературы. Это мой открытый урок, испытание, проверка того, что наработано, те результативные крупицы, что создаются из урока в урок, – так пишет о своей книге сама Галина Павловна. – Я открываю для вас те уроки, на которых не было никого, кроме моих учеников, но ведь каждый наш урок открытый: он открыт для детей, они наши главные судьи.

В книге обобщен более чем 40-летний педагогический опыт автора, который поможет учителям сделать уроки русского языка яркими и запоминающимися. Лингвистический анализ текстов классической литературы раскроет перед учениками все богатство русской словесности. В пособии много необходимого учителю дидактического материала.

Я объявляю, немного изменив слова Пушкина, тему трех подготовительных уроков: «Мне «ваше дорого творенье». Все три урока работаем в тематической тетради «Утро».

Начинаем со значения слова творенье, подбираем и записываем однокоренные слова: творец, творить, творчество, творческий, натворить (что он натворил!), выясняем смысловые оттенки всех однокоренных слов. Как всегда, выясняем, есть ли омонимы у слов творить, творение по «Словарю омонимов русского языка» О.С.Ахмановой.

Делим слово на морфемы, сверяясь со «Школьным словарем строения слов русского языка» З.А.Потихи: твор/ени/е.

«Гнездо» слов берем из словаря А.Н.Тихонова:

твор/и/ть творить-ся, твор-ени[j-э], твор-честв-о творч-еск(ий) творческ-и, твор-ец, вы-творить, на-творить, со-творить

Из известных вам «мудрых мыслей» назовите ту, в которой есть одно из записанных слов. Например:

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое гроханье грозы, детский шепот и шорох морского гравия.

(К.Паустовский)

Составьте свое словосочетание, называющее то, что когда-то поразило вас в природе. (Вот некоторые из названных: шум дождя, веселая капель, первые подснежники и т.д. Это все постепенно готовит к восприятию текста И.Шмелева «Мартовская капель» из его книги «Лето Господне».)

Раз мы будем «творить» (в значении «создавать») работу о весне, об утре года (широкая тема), то нам нужен эпиграф (повторяем, что такое эпиграф, приводим примеры эпиграфов). Эпиграфом к нашей работе мы берем слова А.Фета из стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…»

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, – но только песня зреет.

Читаем все стихотворение, а записываем как эпиграф только четыре строчки, показывая при этом, как можно сокращать, выбирать нужное:

…Отовсюду

…не знаю сам, что буду

«Соберем» слова радостные, приветливые, выражающие восторг, радость бытия, мира природы: восторг, благодать, радость, улыбки и т.д. Цветовая гамма – золотой, яркий, солнечный и т.д. Синонимы к слову восторг: восхищение, упоение.

Справку о словах благо и благодать дают заранее подготовившиеся ученики:

Благо. Заимств. Из ст.-сл., где благо – исход. прилаг. ср.р. – буквально «богатство», потом «процветание», затем – «счастье, блаженство, добро». А благодать, заимствованное из ст.-сл., образовалось путем сложения благо и дать («даяние, доля, часть») – «дать благо, блаженство». Благолепие – «добрая красота».

Назовите известные вам строчки писателей, где встречались бы эти слова.

Здесь, на этом этапе урока, проверяется домашняя работа: размышления, раздумья на тему «Почему многие писатели пишут о солнце, об утре». Работы были очень интересны, они подготавливали к лингвистическому анализу текста.

Для лингвистического анализа записываем строчки Ф.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Начинаем, как всегда, с вопроса: «Почему так, а не…?»: почему солнце сияет, а не светит? Почему блещут, а не сверкают? Такие вопросы только на первый взгляд кажутся легкими, на самом деле поднимается очень значимый пласт языка и мировосприятия: почему улыбка? Что значит это слово, когда улыбка на лице человека? И т.д. – изнутри идет работа над тропами (эпитетами – «озаряющими словами», метафорами), сравнениями и т.д.

Конечно, работаем над орфограммами и пунктограммами, но только после «погружения» в языковой океан. Сколько орфограмм в стихах Ф.Тютчева? Если начать с них, пропадет все их очарование, пропадет главное – «любование» языком!

Непосредственная подготовка к работе начинается с вопросов.

От чего зависят наши высказывания?

Из чего складывается речевая ситуация? (С кем говоришь, где говоришь, с какой целью?)

Какова же цель нашей речи? (Общение, сообщение, воздействие на слушателя или читателя.)

Назовите основные типы речи.

Чем они отличаются друг от друга? (При описании – мир в статистике, при повествовании – в динамике).

Было ли у нас сегодня рассуждение? (Да, когда мы читали свои «Размышления».)

Я говорю, что на мир можно смотреть разными глазами. Знаете ли вы такие примеры?

Примеров будет много, главное – не утонуть в них. Дети читают хорошо известные им два текста: И.Бунина (мы работали с ним еще в 5 классе) и Р.Рождественского (его использовали при повторении знаков препинания в диалоге).

1) Я часто читал ей стихи.

– Послушай, это изумительно! – восклицал я. – «Уноси мою душу в звенящую даль, где, как месяц над рощей, печаль!»

Но она изумления не испытывала.

– Да, это очень хорошо… Но почему «как месяц над рощей»? Это Фет? У него вообще слишком много описаний природы.

Я негодовал: описаний! Пускался доказывать, что нет никакой отдельной от нас природы, что каждое малейшее движение воздуха есть движение нашей собственной жизни…

Я читал:

Какая грусть! Конец аллеи

Опять с утра исчез в пыли,

Опять серебряные змеи

Через сугробы поползли…

Она спрашивала:

– Какие змеи?

И нужно было объяснить, что это метель, поземка.

(И.Бунин. Жизнь Арсеньева)

А каким видит мир И.Шмелев? (Его тексты – на парте у каждого ученика).

Работа с отрывками из произведений И.Шмелева, главный тон которых – радость жизни, – идет в русле стилистики: проводим стилистический анализ, указываем языковые средства, типичные для разговорного и книжного стилей.

Первый текст у детей записан уже давно: он был дан как диктант (трудные пунктограммы надо назвать).

…Кап…кап-кап…кап… кап-кап-кап…

Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап-кап… Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это веселая мартовская капель. Она вызывает солнце. «…»

В тревожно-радостном полусне слышу я это, все торопящееся – кап-кап… Радостное за ним стучится…

Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь. «…»

И такой день чудесный, такой веселый.

А блеска все больше, больше. Золотой искрой блестит отдушник. И пушечка моя, как золотая, и сыплются золотые капли с крыши, сыплются часто-часто, вьются, как золотые нитки. Весна, весна!

(«Лето Господне»)

Обо всем не сказать – я только выделаю те слова, что стали предметом разговора.

Сидят воробьи на ветках, мокрые от капель, качаются – и хочется покачаться с ними. Почки на тополе набухли. «…» Сбрасывают снег с дома! Сыплется густо-густо, будто пришла зима. Я соскакиваю с окна и долго смотрю-любуюсь: совсем метель, даже не видно солнца, – такая радость!

Задание каждый ученик получает заранее отпечатанным на листке.

1. Проанализируй приведенные темы сочинений.

2. Распредели их по трем группам в зависимости от того, «предписывает ли формулировка определенный стиль речи»: а) художественный, б) деловой, в) возможен выбор.

3. Можно ли определить основную мысль по заголовку? Если можно, подчеркни соответствующее слово в заголовке.

4. Рядом с темой укажи тот тип речи, который, по-твоему, должен быть основным.

5. Укажите примеры широких и узких тем.

I. 1) Песнь солнышку. 2) «Звезды меркнут и гаснут». 3) «Все было необыкновенным в то утро». 4) С добрым утром! 5) Утро. 6) Восход солнца.

II. 1) Признаки весны. 2) Прилет птиц. 3) «Скворцы прилетели! Скворцы прилетели! На крыльях весну принесли!» 4) Весна. 5) Скворечник. 6) «Весна пришла!» 7) Весеннее утро. 8) Прилет птиц.

Из известных им стихотворений об утре, рассвете ученики записывают такую строчку, которая могла бы стать заглавием их работы.

Последний этап – создание миниатюры: у каждого листок с напечатанными заданиями:

1. Конец твоей зарисовки может быть таким:

В конце одного из стихотворений А.К.Толстого есть слова: «О лес! О жизнь! О солнце свет!..» И мне тоже хотелось сказать: «О солнца свет! Как хорошо!»

2. Выбери заголовок и напиши этюд, зарисовку, миниатюру.

«… Улыбаешься без всякой причины»; «Восклицательные новости!»; «Радостное утро»; «Веселая капель»; «Отовсюду на меня весельем веет»; «Ода доброму утру»; «Песня веселого дождика»; «Песня веселого ручейка».

2. Закончи так:

Вы глядите: и нельзя выразить словами, как радостно, и тихо, и сладко становится на сердце!

3. Используй как начало или как конец слова И.Бунина:

Все ярче и нежнее

Живая неба бирюза,

И смотрят, весело синея,

В кустах подснежников глаза.

5. Закончи так: Светло, весело, любо!

6. Начало может быть таким: Знаете ли вы, какое наслаждение…

Для учеников, которым трудно сочинить что-то свое, лучше дать готовый текст писателя-классика с заданием записать, подчеркнуть ключевые слова и добавить несколько слов о том, понравился ли этот текст и почему. Можно взять, к примеру, отрывок «Удивлен весенний расцвет дерева…» И.А.Бунин (см. с.55).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте