search
main
0

В начале было Слово

В «Капитанской дочке» есть ответы на все вопросы

Лето… Последние экзамены в университете и трогательная речь научного руководителя о том, что нужно постараться сберечь в своих учениках то, что в них заложила природа, – индивидуальность, юмор, доброту, человечность. Постараться развить все лучшее, помочь сформироваться ребенку как личности. Не бояться самим и научить не бояться детей – это важно… Поставить себе цели и задачи, и тогда все достижения станут возможными. К профессии нужно стремиться…

Эту речь я вспоминаю очень часто. Тогда, много лет назад, выпускнице филологического факультета МПГУ сложно было понять, почему нужно все время стараться, стремиться, пытаться, заставлять себя и все время чего-то хотеть, когда уже и диплом на руках, и экзамены сданы, и впереди каникулы… Тогда я даже не представляла, что настоящая учеба, истинные экзамены у меня впереди и… навсегда!

Почему русский язык, почему литература? Ведь, казалось бы, куда актуальнее современные технологии, экономика, медицина и иные важные науки, развитие которых ведет человека к новым вершинам на просторах нашей прекрасной Вселенной?.. На этот вопрос я могу ответить однозначно: любовь к предмету возникла у меня еще в школе, любовь с первого взгляда, звука и вдоха неповторимой атмосферы урока русского языка и литературы…

Какие самоотдача и вдохновение, сдержанность и преданность своему делу, какое благородство в словах! Именно ее слово, мягкое, строгое, правдивое и удивительное, которое невозможно прервать или перебить, которое хочется слышать снова, навсегда проникло в сердца детей нашего класса выпуска 1999 года. Вспоминаю, как наша Тамара Николаевна каждое утро входила в свой класс… Интересная и артистичная, светлая и загадочная, обладающая глубочайшей системой знаний по своему предмету, и каждое утро мы ждем…

…ждем уроков по «Ревизору», когда учитель-художник создает образ Хлестакова, хвастающегося супом «в кастрюльке прямо из Парижа»; ждем Евгения Онегина… Уроки по творчеству Пушкина особенные, мы не боимся ошибиться или допустить оплошность: в ходе рассуждения мы с учителем – соучастники творческих поисков, мы сомневаемся, но в итоге находим верное решение. Например, в «Капитанской дочке» есть ответы на все вопросы, нужно только прочитать между строк.

Читать между строк без интереса к предмету, без интриги, без погружения в глубину художественного произведения невозможно. Так учили нас. Как же научиться учить нам? Как вовлечь в творческий процесс поиска ответов на тот самый проблемный вопрос, открыть перспективу для будущего самостоятельного рассуждения, как не превратить эти сорок пять минут в обыденность, а приблизиться к тому удивительному слову, идущему из глубины сердца?

Ежедневный труд, в первую очередь над собой, и постоянное стремление быть в профессии, открытое сердце и любовь к предмету – вот, на мой взгляд, решения, помогающие учителю учить. Учить с целью развить то лучшее, что заложила в нас природа, не навредить, открыть слова, прячущиеся между строк-мыслей великих людей, чтобы хотя бы на миг приблизиться к чудесной тайне, называемой литературой и русским языком… Главное – не забывать в этом сочетании слово «русским» (единственный предмет в школьной программе с двойным наименованием, где без слова «русский» не может быть слова «язык»). Почему это так важно? Потому что корень един, Родина едина, слово едино. Этим мы привыкли гордиться с детства. Патриотическое воспитание не загубили даже в 90‑е, когда многие ценности предавались забвению. Сегодня же, как никогда, важно знать, в чем смысл слова «русский», что такое Родина, зачем знать и уважать свои корни!

Достоевский писал: «Россия испокон веков являлась посредницей между различными культурами, и поэтому русскому человеку свойственна всечеловечность». Открытое сердце, всечеловечность, любовь к родному слову, земле, небу – все эти прекрасные чувства должны воспитываться на уроках, чтобы не получилось, как у Экзюпери с людьми без корней, которых «носит где-то по свету…».

Вспоминая речь своего научного руководителя тем летом, я думаю, что из всего сказанного сейчас особенно важно, что нужно не бояться и научить этому детей. Нужно очень верить в себя и чувствовать в себе тот луч света от Слова, которое было в начале… И конечно, ежедневно входя в класс, надо помнить, что к профессии нужно стремиться. Всегда быть достойным этих сложных экзаменов жизни, которые начинаются у учителя после его учебы.

P.S. Выражаю огромную благодарность и низкий поклон учителям своей школы.

Ольга ХРАМЦОВА, учитель русского языка и литературы Западного комплекса непрерывного образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте