Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата, является лучшей формой дыхательной гимнастики. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение хором объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
При современном многообразии стилей и жанров особенно важна работа по формированию эталонного звука в вокальном обучении детей. Дети особенно подвержены воздействию массовой культуры, в т.ч. детского эстрадного вокального исполнительства. Чуть ли не ежедневно можно видеть на экране ТВ поющих детей. В сольном варианте – это исключительно эстрада, рэп и даже рок. Академический вариант пения тоже звучит достаточно, но только в хоровом виде. Так как же должны петь дети?
Существует только одна, единственно верная, физиологически удобная манера вокального исполнительства, официально именуемая европейской академической оперно-концертной смешанно-прикрытой манерой пения.
Исходя из этого, концепция, определяющая цель моей работы с детьми, заключается в необходимости обучения взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков, и девочек!). Эта манера пения должна выступать как базовая. А вот на ее основе при желании и необходимости могут быть любые варианты.
Особенно подчеркиваю: ни в коем случае я не отрицаю возможности и необходимости обучения детей народной, эстрадной и джазовой манере пения. Раз в обществе есть потребность в исполнителях этих манер – их надо воспитывать с детства, как и любых других певцов и музыкантов вообще. Критерий в данном случае может быть приоритетным только один: любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Но, повторяю, базовым должно быть обучение академическому пению, которое должно рассматриваться как максимальная включенность защитных органов голосообразования в процессе певческой фонации.
Даже на уровне простого здравого смысла не стоит учить детей чему-либо, что не пригодится им во взрослой жизни. Три критерия: акустическая эффективность (певцы поют и громко, и звучно); энергетическая экономичность и биологическая целесообразность (они могут петь часто, долго и без вреда для себя) – доказывают необходимость и эффективность учебного процесса в деле пения.
Приведенные выше критерии можно назвать экологическими. Приведу некоторые причины.
С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека выполняет все в большей степени функцию фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Работа с голосом, пение компенсирует опасное воздействие, потому что активизирует обменные процессы, усиливает микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани.
Все больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются как постоянно действующие орудия труда, причем в неблагоприятной акустической, психологической и экологической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия и т.д.). Развитие голоса, пение сводит к минимуму травмирующие условия и факторы.
Голос и речь ребенка формируются под влиянием семьи и средств массовой информации и часто со множеством случайных и вредных воздействий. Результат – неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи “гудошников” в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многие другие. Развитие голоса, пение предупреждает заболевание гортани и исправляет некоторые отклонения в голосовой функции и речи.
Из-за информационной избыточности русского языка и общей смягченности российской фонетики у детей и взрослых, как правило, слабо развит фонематический слух. Последний является в большей степени “двигательным” слухом, т.е. сродни “вокальному слуху”. Развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования способствует развитию фонематического слуха, необходимого для освоения иностранной фонетики.
Ученики, впервые придя на уроки хора, сталкиваются с новым для себя видом деятельности – хоровым пением. Каковы же принципы обучения детей пению? Обучение пению на моих уроках хора проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов.
Принцип воспитывающего обучения. Моя работа направлена на духовно-эстетическое воспитание всего коллектива в целом и его участников в отдельности.
На первых занятиях хора я ввожу детей в “мир прекрасного” – рассказываю им о музыке, хоре, хоровых певцах, дирижере. Дети (особенно младшего школьного возраста) весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы.
В процессе обучения детей пению воспитываю у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызываю отрицательное отношение к дурному, обогащаю духовный мир детей. Развиваю их внимание, воображение, мышление и речь.
Принцип доступности заключается в том, что содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей в каждом классе.
Прежде чем начинать работу над произведением, я вначале должна сама хорошо овладеть партитурой и фортепианным сопровождением, иметь сведения об авторах. При планировании учебно-воспитательной работы обращаю особое внимание на подбор репертуара. Правильно и умело подобранный репертуар не только дает возможность повысить музыкальную и певческую культуру детей, но и значительно способствует общему развитию учеников, формирует их нравственные взгляды, художественный вкус.
Подбирая музыкальный репертуар, я учитываю доступность и посильность для данной группы детей. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. При правильной нагрузке изменения в организме незначительны, более того, пение улучшает дыхание и кровообращение.
Принцип постепенности, последовательности и систематичности заключается в том, что в начале года во всех возрастных школьных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям.
К первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без сложного ритма.
Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом, не дублирующим ее.
Принцип наглядности не следует понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.
Ольга РАЗИНА,
преподаватель музыки и хора
Вышний Волочек,
Тверская область
Окончание следует
Комментарии