В Музее Победы прошла выставка «Мосты истории: связь городов и поколений». Экспозиция организована школой №1164 города Москвы и средней общеобразовательной школой №1 города Беслана (Северная Осетия – Алания) в рамках программы «Школьный Музей Победы». По приглашению директора школы №1164 Михаила Клочихина, в рамках программы мероприятий 29 марта сотрудники «Учительской газеты» провели свой мастер-класс для учащихся.
В дверях Музея Победы на Поклонной горе строгая охрана. Оно и правильно, когда столько детей собралось на экскурсии, квесты и другие многочисленные мероприятия, которые неутомимые организаторы и настоящие подвижники историко-музейного дела все время совершенствуют с одной целью – чтобы помнили. Наша небольшая журналистская делегация во главе с главным редактором Арсланом Хасавовым направляется сегодня с важной миссией: рассказать школьникам об «Учительской» в годы Великой Отечественной войны. Проходим через рамку металлоискателя, строгая охрана кивает на огромный прямоугольный пакет: «Это у вас что?» «Наша история», – отвечаем мы.
Мы везем показать детям одну из реликвий нашего архива – подшивку номеров за 1942 год. А газета тогда была форматом больше, соответственно, пакет внушительный. Немудрено, что охрана бдительно заинтересовалась и все проверила, прежде чем пустить нас внутрь.
А вот и наш проводник – сотрудница музея Анна Степанова. Проходим за ней в монументальный холл. Полукругом разбегается гардероб, кругом кадеты, ребята в форме МЧС, юнармейцы, просто школьники, совсем малыши и, конечно, наши самые главные читатели – наши коллеги, учителя. Лавируем в этом потоке детского смеха и строгих указаний педагогов, следуем за нашим проводником прямиком к служебному лифту. По пути Анна признается, что и сама училась на педагогическом, но всегда интересовалась историей Великой Отечественной. И вот ее мечта сбылась – теперь она методист по музейной педагогике.
Так как мы прибыли немного заранее, Анна как будто в подтверждение своих слов с удовольствием рассказала и показала нам часть экспозиции Музея Победы. Вот полководцы, строго взирающие с портретов, а вот в центре главного зала под стеклом композиция «Щит и меч Победы». Огромный клинок, подаренный музею уральскими мастерами из города Златоуста, сверкает золотом. Далее экспозиция «Подвиг народа», о которой Анна рассказала очень вдохновенно: «Идея в том, чтобы зритель, особенно ребенок, погрузился в атмосферу того времени, прочувствовал историю. Поэтому там много интерактивных элементов, эффект погружения достигается современными аудио- и визуальными решениями». Но времени осмотреть эту экспозицию сразу у нас уже не было, пора было двигаться к небольшому залу, где собрались наши слушатели.
Открыл встречу главный редактор «Учительской газеты» Арслан Хасавов. В своем приветственном слове он особо отметил, что редакция «УГ» в годы войны не только обеспечивала практически бесперебойный выход газеты в свет, но и помогала фронту словом и делом.
«С 12 ноября 1941 по 14 июня 1942 года редакция находилась в Кирове. Издание печатали там же, – продолжила его мысль редактор отдела писем и социальной защиты «Учительской газеты» Надежда Тумова, бережно перелистывая огромный том с подшивкой за 1942 год. – Именно в то грозное для страны время, в январе 1942 года, на страницах газеты появился призыв учителей железнодорожной школы №13: «Построим танковую колонну «Народный учитель»! Пусть в рядах советских танков, разящих врага, будут и танки, построенные на средства педагогов». Газета поддержала эту идею, и по просьбе «УГ» правление Государственного банка открыло особый лицевой счет. Выписка с этого счета два раза в месяц отправлялась в редакцию для публикации».
Первый миллион был собран 13 мая 1942 года. А уже 23 июля 1942 года на первой полосе появился репортаж с большой фотографией о передаче Красной армии танков с надписью на броне «Народный учитель». Регулярно печатались письма солдат и офицеров о боевом пути этой танковой колонны. Учителя и дети писали письма танкистам, отправляли им посылки.
«Это один пример того, как газета вносила свой вклад в приближение Победы. А сегодня, в непростое для нашей страны время, мы запустили акцию для тех, кому нужна ваша поддержка, – «Напиши письмо ровеснику». Мы предлагаем школьникам средних и старших классов написать письма своим ровесникам, которые оказались в непростой жизненной ситуации, а именно тем, кто прибыл в регионы нашей страны из мест, где идет специальная операция. Не оставайтесь равнодушными, поддержите их, станьте им друзьями», – подводя итог, обратилась к собравшимся Надежда Тумова.
О другой уникальной патриотической акции, которая не без помощи «Учительской газеты» приобрела масштабный характер, рассказала Ольга Деева, руководитель регионального общественного детско-юношеского поискового движения «Солдатский платок»: «В 2002 году в нашей школе учитель истории Борис Семенович Павленко начал со своими старшеклассниками работу по сбору данных об участниках ВОВ – жителях нашего микрорайона, родственниках учащихся. Была придумана и необычная форма расположения материала. Ребята вместе со взрослыми в память о солдатах и офицерах изготавливали платки размером 40 на 40 см. На платке помещались фамилия, имя, отчество, звание и место службы человека в годы войны. «Невозможно поставить памятник каждому бойцу, но изготовить солдатский платок может каждый», – говорил Борис Семенович».
Тогда первыми из федеральных СМИ об этой инициативе по сохранению памяти о родственниках-ветеранах написали мы в «Учительской газете», и акция начала свое движение по регионам – от Москвы до самых до окраин.
«В школу стали приходить посылки и бандероли с платками и письмами, в которых взрослые и дети описывали, как воевали их близкие. К 60‑летию Победы платков собралось уже более 19000, – продолжила Ольга Деева. – Оргкомитет акции «Солдатский платок» принял решение сшить платки в огромную ленту и пройти с ней по улицам Москвы в День Победы. Это шествие состоялось здесь, на Поклонной горе. На хранение в Музей Победы было передано полотно из 13,5 тысячи платков».
И за каждым таким платком история. История Победы.
Одну из таких малых, семейных и частных, а на самом деле имеющих огромное значение для нашей памяти историй в завершение встречи Ольга Деева рассказала детям: «Дочь бойца Вохминцева вышила платок в 2004 году. Вся горькая судьба отца большого семейства уложилась на нем в девять строк. С этим платком мы приехали на место его гибели в Вязьме. Там в 1941-1943 годах располагался сортировочный лагерь. Много тысяч наших пленных солдат нашли здесь свою смерть. Теперь тут мемориал. Долгий путь прошел платок, его фото попало в «Учительскую газету».
Надежда Семеновна Тумова рассказала в газете, каких усилий стоило восстановление жизненного пути бойца Вохминцева, отца восьмерых детей, ушедшего защищать своих детей и пропавшего без вести в вяземском лагере ДУЛАГ-184. Вглядитесь в его лицо! Какие глаза у этого русского солдата!»
Дети молча смотрели на своего давно погибшего соотечественника, а он смотрел на них сквозь толщу времени. И в этом молчании явственно был слышен диалог. Диалог поколений.
Иван КОРОТКОВ
Комментарии