Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина провел научно-методический семинар, собравший сотрудников некоммерческих организаций, коррекционных образовательных и медицинских учреждений – педагогов, психологов, социальных работников. На нем обсуждались практика и опыт проведения занятий по арт-терапии с детьми и взрослыми, имеющими проблемы здоровья.
Художник, педагог, арт-терапевт, ведущий методист отдела эстетического воспитания детей и юношества ГМИИ имени А.С. Пушкина Мария Дрезнина поделилась своими знаниями и опытом со специалистами социальной сферы. Она также провела с ними занятие в залах музея и рассказала о ключевых моментах, связанных со спецификой работы по реабилитации и помощи детям.
«Мария Григорьевна – автор уникальной педагогической и арт-терапевтической методики, она написала множество книг, таких, как «Каждый ребенок – художник» и «Ребенок в пространстве музея», – заметила директор ЦЭВ «Мусейон» Ирина Карабанова. – Необходимо, чтобы как можно больше людей, будь то арт-терапевты, психологи, родители детей с ОВЗ, пользовались этой методикой и работали по ней. Можно проводить занятия в школах, детских садах, интернатах, и одновременно консультироваться у автора, которому тоже важно понять, как это работает вне стен музея, на что обратить внимание».
Уже 18 лет Мария Дрезнина ведет в «Мусейоне» занятия арт-терапией для детей и взрослых людей с ментальной инвалидностью, детей и подростков, оставшихся без попечения родителей. Еще раньше она работала в психолого-медико-социальном центре и там создавала и проводила семейные художественные проекты, через которые прошли тысячи людей, придумывала специальные ритмические задания, в которых дети с нарушениями речи раскрепощались и начинали говорить на языке собственного рисунка – ритм образовывался из чередования цвета и формы.
Музейные занятия стали новым источником, ресурсом для арт-терапевтической помощи. Они строятся так: сначала участники посещают постоянную экспозицию или временную выставку, изучают экспонаты под руководством Марии Григорьевны, а затем в мастерской делают свою творческую работу по мотивам увиденного в музее. Ребенок, например, с ментальной инвалидностью не просто «поглощает» культурное событие, а еще и генерирует собственное творчество, и сам процесс переключает его сознание, уводит из привычного размеренного течения жизни в яркий мир музейных артефактов. Из обрезков бумаги вдруг рождаются сказочные животные, из палочек и треугольничков – узор на древнегреческой амфоре, из ассирийской клинописи с глиняных табличек составляются слова – «дом», «мама», «небо»… А на бумаге возникает что-то похожее на заросший пруд и мостик Клода Моне, абстрактные формы Кандинского, яблоки Сезанна… Ребенок делает невероятно важное открытие — его личность интересна другим, а главное, он тоже может стать творцом!
Занятие идет три с половиной часа и непременно заканчивается всеобщим чаепитием и бережным обсуждением результатов. В творческий поток вовлекаются и взрослые – родители, педагоги, волонтеры, в основном это люди, которые в последний раз рисовали лишь в детстве. И их так же, как и детей, захватывает неиссякаемая энергия созидания.
«Важно, чтобы на занятиях была создана целебная среда, – говорит Мария Дрезнина. – Здесь нет оценок, жестких требований, обязательно нужно похвалить, поощрить ребенка, отыскать в его несмелых творениях зерно таланта. На первом занятии он стесняется и молчит, а в следующий раз уже сам озвучит смысл рисунка. Искусство иногда лучше всяких наставлений учит жизни в социуме. Ведь многие дети не понимают, что такое верх и низ, глубина и высота, и я на примере пейзажей рассказываю им об этом. Дети привыкают к музею, постепенно начинают постигать непонятный, зашифрованный язык шедевров живописи, красивое старинное здание становится для них новым социальным пространством».
Наталья Вираховская, куратор образовательного центра «Большая перемена», помогающего сиротам получить образование, вспоминает, как один из подопечных, который не мог общаться с людьми и почти не выходил из стен интерната, стал неожиданно интерпретировать символику средневековых колонн.
«Оказывается, Сергей в душе философ, он сумел наполнить свой рисунок глубоким содержанием и рассказать о нем, потому что увидел, что его внимательно слушают. Пушкинский музей и занятия Марии Григорьевны – это то место, где можно быть самим собой. Судьбы наших ребят склеиваются буквально из осколков, как та самая греческая амфора под рукой искусного реставратора».
В течение года некоторые партнерские организации возьмут на вооружение методику Марии Дрезниной для своей практической деятельности. А в следующем году ЦЭВ «Мусейон» планирует провести итоговую научно-практическую конференцию по арт-терапии.
Комментарии