search
main
0

В Москву, в Москву. III Международная киношкола: любовь через границы

Армяне, жарко спорящие с азербайджанцами не о политике вовсе, а об «атмосфере кадра», узбеки не разлей вода с киргизами, латыши и литовцы, распевающие русские народные песни, – такую геополитическую фантасмагорию наблюдали гости и участники III Международной киношколы, только что завершившейся в Подмосковье. За десять дней 35 начинающих режиссеров, драматургов и кинокритиков практически из всех бывших советских республик доказали: «Дружба народов» – это не только фонтан на ВВЦ, но и вполне осязаемое состояние, достичь которого куда проще, чем то, что нам внушают власть имущие с экранов телевизоров.

Советское кинообразование, как, впрочем, и всякое другое – техническое, медицинское или гуманитарное, внушало уважение. В столичный ВГИК стекались таланты со всей огромной страны, чтобы потом вернуться на свои местные студии и снимать кино – самобытное и мастерское. Кто не помнит, к примеру, легендарные грузинские короткометражки, через край полнящиеся тонким национальным юмором? А ведь их авторы, Ираклий Квирикадзе и Резо Габриадзе, учились в Москве. А кто создавал казахскую «новую волну», ставшую явлением не только советского, но мирового кинематографа? Молодые тогда еще Рашид Нугманов, Абай Карпыков, Серик Апрымов, Ардак Амиркулов, выпускники мастерской Сергея Соловьева во ВГИКе. С падением Союза все изменилось: за учебу в Москве иностранцам теперь нужно платить, а денег, естественно, нет, и республики пытаются справляться своими силами, открывая собственные киноинституты и академии. Качество образования в них оставляет желать лучшего: педагоги старой школы уходят, а новым взяться неоткуда, потому как кто поэнергичнее – уже давно в Москве снимает или подается в поисках счастья на Запад. Чтобы хоть как-то исправить положение, Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии и придумала киношколу. Потом появился Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, позволивший сделать проект ежегодным и благотворительным. Вот уже несколько лет каждую осень начинающие кинематографисты – вчерашние выпускники вузов и студенты-старшекурсники – съезжаются в Подмосковье. Слушают лекции самых именитых отечественных режиссеров и драматургов, тех, кто сегодня «в обойме» и точно знает, что предпринять, чтобы не упустить свой шанс. Кто знает, выдастся ли еще когда-нибудь возможность лично пообщаться с такими мастерами: режиссерами Дмитрием Астраханом («Зал ожидания», «Все будет хорошо») и каннским призером Сергеем Дворцевым («Тюльпан»), оскароносным сценаристом Валентином Черныхом («Москва слезам не верит») и президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России Виктором Матизеном. Встречаются с фестивальными отборщиками. Смотрят кино друг друга (из фильмов слушателей составлена программа «Панорама дебютов»), обсуждают его, иногда до хрипоты и обид, которые, к счастью, испаряются в никуда уже за дверями кинозала. По большому счету ради такого вот бесконечного общения все когда-то и задумывалось. Чтобы не варились молодые, отрезанные друг от друга границами, только в собственном национальном соку, чтобы не думали, что до них и кроме них ничего в большом евразийском кино не было, нет и уже не будет. Все фильмы программы «Панорама дебютов», хорошо они сделаны или пока недостатки перевешивают, отвечают не только на вопрос, чему и как нынче учат будущих кинематографистов. Они показывают, что этих кинематографистов на самом деле трогает и занимает. И здесь-то и рассыпаются в прах сетования старших поколений о беспринципности и непроходимом цинизме современной молодежи. Потому что все работы исключительно о любви. В них больше сентиментальности, нежности, внутренней гордости, чем под обложкой любого романтического романа. Недаром столь жаркие споры, не прекращавшиеся все десять дней, вызвали фильм открытия «Счастье мое» – мрачная история из жизни российской глубинки – и последовавший за ним мастер-класс режиссера Сергея Лозницы. «Автор хочет нас уверить в том, что его фильм – зеркало нашей жизни, но мы не видим там своего отражения», – в один голос заявили ребята. Но при этом с большим вниманием выслушали рассказ самого Лозницы о том, как организуется съемочный процесс в Европе. Потому что о вкусах не спорят, а участника настоящего мирового кинопроизводства не каждый день на пути встретишь. С таким же любопытством расспрашивают о деталях работы и оператора Павла Костомарова (приз лучшему оператору на Берлинском фестивале за картину «Как я провел этим летом»), и драматургов Елену Гремину («Дневник убийцы») и Дмитрия Соболева («Остров»). А классики Эльдар Шенгелая, Али Хамраев, Ходжакули Нарлиев и руководитель киношколы Рустам Ибрагимбеков что ни расскажут – все интересно. Живые легенды как-никак. Научиться держать себя как легенда тоже целая наука. Авось кому-то из сегодняшних выпускников III Международной киношколы она однажды пригодится.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте