Развитие экосистемы непрерывного образования эксперты обсудили на Выставке «Россия» на ВДНХ. Здесь состоялся первый Форум непрерывного образования, участниками которого стали более 1 000 специалистов из разных регионов страны.
Масштабный просветительский проект организовали Российское общество «Знание» и Центр знаний «Машук». В рамках форума прошли дискуссии, стратсессии и круглые столы, участники которых обсудили вызовы и перспективы развития дополнительного образования в разных отраслях экономики. По словам генерального директора Российского общества «Знание» Максима Древаля, форум позволил собрать на одной площадке педагогов, представителей бизнеса и других экспертов, участвующих в развитии отечественного непрерывного образования. Опыт, знания и мнения каждого используются для формирования единой экосистемы – с учетом лучших практик и новых технологий. Он выразил уверенность, что бизнес, некоммерческие и общественные организации, вузы, школы, корпоративные университеты в партнерстве с государством могут реализовать полезные проекты, направленные на людей разного возраста.
«Форум непрерывного образования — новый проект с большим будущим. В этом году он проводится впервые, но я уверен, что он станет регулярным мероприятием, площадкой для обсуждения самых актуальных вопросов обучения, воспитания и взаимодействия между вузами, бизнесом и государством», — отметил Максим Древаль.
Форум непрерывного образования (ФНО) был открыт Ректорским днем, обсуждением роли вузов в реализации национальных проектов. Первая пленарная дискуссия была посвящена теме «Роль университетов в реализации национальных целей развития России на период до 2030 года и пути их достижения». Модератором выступил основатель и управляющий партнер Everyco Владимир Соловьев. Среди участников дискуссии – начальник Управления Президента РФ по общественным проектам Сергей Новиков, замминистра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, замминистра спорта РФ Алексей Морозов. По окончании дискуссии эксперты резюмировали, что одной из основных задач является формирование у молодежи активной гражданской позиции. Им необходимо передать ценности, которые формируют сильное и сплоченное общество.
Генеральный директор Центра знаний «Машук» Антон Сериков особое внимание обратил на значимость бесшовной воспитательной работы с преподавателями. Он поделился наиболее эффективными методами и инструментами передачи знаний в системе обучения педагогов.
«Центр знаний «Машук» сегодня работает как университет большой «корпорации» образования, воспитания и молодежной политики. Если каждый ее участник — от сотрудника детского сада до преподавателя вуза и спортивного тренера — будет понимать, что мы все делаем одно общее дело без привязки к какому-либо ведомству, этот механизм будет функционировать намного эффективнее», — сказал он.
Значительное внимание на Форуме было уделено инновационным технологиям. Здесь состоялась экспертная дискуссия «Новые технологии в непрерывном обучении». Ее участниками стали заместитель губернатора Томской области Наталия Киселева, стратегический HR директор, лектор Российского общества «Знание», член исполкома клуба «Эльбрус» Алена Гейдт, заместитель директора компании «Нетология» Марина Гиря, директор школы «ЛЕТОВО» Михаил Мокринский и другие.
В своем выступлении Наталия Киселева отметила, что современные дети постоянно окружены потоком информации, благодаря чему они обучаются и получают знания. Взрослым важно уметь управлять этим образовательным пространством и помогать детям учиться управлять им. В связи с этим спикер обратила внимание на изменение современных уроков:
«Сегодня, когда искусственный интеллект, компьютерные технологии, социальные сети активно внедряются во все сферы нашей жизни, мы должны понимать, что урок, структура которого разработана десятилетия назад, тоже должен измениться. И речь не про модную в последние годы цифровую дидактику, а про методику и дидактику в целом. Необходимы новые подходы к режиссуре современного урока».
По мнению Наталии Киселевой, не следует допускать перекоса в сторону технологий, важны смена активности учеников в течение урока, их взаимодействие, роль учителя, разбивка урока на этапы, управление уроком и управление собственной деятельностью на уроке. Ученики вместе с учителями могут быть соорганизаторами процесса обучения и добычи знаний. Это применимо в школах, вузах, в системе дополнительного образования, а также в виртуальной среде.
Отдельная дискуссия была посвящена инфобизнесу — «Инфобизнес: как регулировать качество образовательного контента». Своими мнениями о том, как регулировать качество образовательного контента, поделились руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Светлана Кочетова, председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова, заместитель заведующего кафедрой интеллектуальных прав Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина Елена Гринь и другие эксперты. Председатель Комитета Госдумы РФ по просвещению Ольга Казакова рассказала, какие законы регулируют качество образования в детских садах, школах, учреждениях СПО и вузах.
«Мы приняли важный закон о запрете мобильных телефонов на уроках. Он обсуждался достаточно широко и был направлен на то, что наши дети вместо учебы не занимались на уроках блогосферой, которая мешала учиться. С запретом согласились все родители. Также мы приняли закон, по которому у нас появится урок «Основы безопасности и защиты Родины», где тоже будут организованы курсы и модули, в которых дети будут изучать все вопросы, связанные с информационной средой, с безопасностью, чтобы они не попадались на различные фейки и умели им противостоять», — отметила Ольга Казакова.
Модератор дискуссии, зампредседателя Госдумы Федерального Собрания РФ Борис Чернышов, особое внимание обратил на то, что риски, связанные с информационной безопасностью в образовании, будут продолжать возникать, эффективность защиты можно повышать общими усилиями.
Разные стороны взаимодействия государства, системы образования и бизнеса рассмотрели эксперты на круглых стола «Промышленность, энергетика, строительство: государство и бизнес», «Транспорт: государство и бизнес», «ИТ-отрасль: государство и бизнес», «Сельское хозяйство: государство и бизнес» и «Спорт: государство и бизнес».
Программа первого Форума непрерывного образования включала более 15 событий, их участники не только делились и идеями, но и намечали перспективы сотрудничества, формировали планы развития сферы дополнительного образования.
Комментарии