28 сентября 2006 года организован «круглый стол» с участниками Всероссийского совещания руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации «Основные направления развития системы начального и среднего профессионального образования в городе Москве».
Открыл заседание заместитель начальника Управления науки и профессионального образования Департамента образования города Москвы Алексей Александров, который рассказал о прошедшей реформе начального и среднего профессионального образования в столице, о создании по территориально-отраслевым признакам 62 укрупненных колледжей из 186 учреждений начального и среднего профессионального образования, позволившем сконцентрировать материально-технические ресурсы образовательных учреждений и создать интегрированную систему начального и среднего профессионального образования.
Представители Федерального агентства по образованию представили планы Федерального агентства по структурированию системы профессионального образования, отметив, что Федерация не будет жестко настаивать на передаче образовательных учреждений в ведение субъектов Федерации. Отныне передавать будут эти учреждения только по запросу субъекта, каждый запрос рассмотрят в Федеральном агентстве по образованию и примут оптимальное решение.
По прогнозу до 2010 года в связи с демографической ситуацией в стране и реформой начального и среднего профессионального образования количество учреждений сократится как минимум вдвое, в связи с чем уже сегодня руководителям региональных управлений образования необходимо определить наиболее перспективные учреждения в регионах, которые в дальнейшем могут стать ресурсными центрами, вокруг которых в дальнейшем возможно проведение укрупнения.
В ходе «круглого стола» руководители региональных управлений образования высказали свое мнение относительно реорганизации профессионального образования. В некоторых регионах в связи с сложившимися социально-экономическими условиями и в соответствии с возникшей потребностью уже проведена реорганизация системы начального и среднего профессионального образования, в рамках которой были созданы по типу университетских комплексов многопрофильные многоуровневые учреждения профессионального образования, реализующие программы начального и среднего профессионального образования.
Участники «круглого стола» не скрывали своего восхищения тем, как в Москве была реорганизована система НПО и СПО. Но, к сожалению, для многих регионов «московский путь» в реорганизации не может быть повторен, поскольку для регионов с невысокой концентрацией населения механизмы территориально-отраслевого укрупнения оказываются неэффективными. Поэтому представители регионов предлагали создавать многоуровневые многоотраслевые учебные центры, присоединять учреждения начального и среднего профессионального образования к профильным вузам, передавать учреждения начального и среднего профессионального образования крупным регионообразующим предприятиям, заинтересованным в подготовке кадров.
Выступающие отметили, что одна из основных проблем реорганизации профессионального образования – отсутствие нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно внедрять вышеперечисленные механизмы. На это представители Федерального агентства по образованию уточнили: решение этой проблемы уже началось, для создания нормативно-правовой базы проведены научно-исследовательские мероприятия, открыты экспериментальные площадки по проблемам интеграции начального и среднего профессионального образования, в дальнейшем планируется всестороннее изучение и обсуждение накопленного опыта на уровне регионов и Федерации, отбор наиболее перспективных механизмов структурной реформы. Это позволит в течение 1,5-2 лет разработать и подготовить для утверждения Правительством РФ ту нормативную базу, которая и закрепит законодательно сложившуюся де-факто ситуацию в начальном и среднем профессиональном образовании.
Также был затронут вопрос о вхождении России в ВТО и предполагаемых в связи с этим изменениях в системе профессионального образования РФ. Все прекрасно понимают, что найти место нового интегрированного образовательного учреждения в мировой системе образования будет непросто.
Комментарии