В Министерстве просвещения РФ в эти минуты проходит всероссийская конференция, посвященная общественно-профессиональному обсуждению новой модели аттестации учителей, разработанной на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
Официально тема конференции заявлена так: \”Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей\”.Первая — это анализ образца профессиональной деятельности учителя — плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме. \”Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления\”, — добавил Андрей Милехин.При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой — предоставить образец профессиональной деятельности. 12.05.По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ – \”не знаю\”. Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос \”Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?\”.\”Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?\”. За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим. Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы. 12.30.Учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2015 Алла Волкова участвовала в апробации в качестве оценивающего эксперта и в ходе круглого стола поделилась впечатлениями.Она рассказала, в частности, что к оценке видеоуроков педагогов привлекаются участники всероссийского конкурса \”Учитель года России\”, которые не понаслышке знакомы с этим форматом.Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.1. Демонстрация учителем постановочного урока.По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок — это неплохо (\”Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет\”). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными — вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя. — Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, — констатировала учитель.2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов. \”Качество видеоматериалов моет быть различным\”, — утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику. — Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука – того, что говорят учитель и дети, – должно быть высоким.3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур— Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, — убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей. Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта \”Цифровая образовательная среда\”:— В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно. 5. Процедурные сложности. Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.
В мероприятии принимают участие представители региональных министерство и департаментов образования, руководители и педагоги образовательных организаций, а также представители общественно-профессиональных объединений и ассоциаций педагогов.
Согласно программе, сегодня планируется обсудить новую модель аттестации учителей на основе использования ЕФОМ в рамках Национальной системы учительского роста, ЕФОМ как механизмы определения уровня сформированности профессиональных компетенций, участие общественно-профессиональных объединений в оценке уровня квалификаций иперспективы внедрения и применения разработанной модели аттестации учителей.
Программа конференции предусматривает проведение четырех круглых столов и пленарного заседания. В числе модераторов круглых столов — первый проректор МГППУ Аркадий Марголис, учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2015 Алла Волкова, директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации \”Педагог XXI века\” Евгений Ямбург и другие эксперты.
На пленарном заседании ожидаются выступления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, замминистра просвещения РФ Татьяны Синюгиной, главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, президента РАО Юрия Зинченко, ректора МПГУ Алексея Лубкова, профессора МГППУ Виталия Рубцова и директора московской школы №109 Евгения Ямбурга.
11.30
Тема одного из круглых столов — \”ЕФОМ по психолого-педагогической и коммуникативной компетенциям — механизм определения уровня сформированности профессиональных компетенций и персонифицированного маршрута дополнительного профессионального образования\”. В ходе него выступил Андрей Милехин, проректор Московского государственного психолого-педагогического университета по внеучебной и социальной работе.
Он напомнил, что апробация новой модели состоялась ранее в 19 регионах страны среди учителей и студентов – будущих педагогов. Сегодняшняя конференция предполагает обсуждение именно результатов этой апробации, а не принятие самой модели аттестации, \”чтобы понять, на что обратить внимание при дальнейших апробационных процедурах\”.
Он сформулировал цель аттестации:
— Если рассматривать аттестацию как часть Национальной системы учительского роста, нам кажется, что она призвана, прежде всего, стимулировать этот рост и, самое главное, демонстрировать педагогам те профессиональные дефициты, устранение которых позволит этому росту развиваться в дальнейшем.
Говоря об оценке коммуникативных компетенций, эксперт пояснил, что она подразумевает оценку воспитательных аспектов педагогической деятельности и оценку создания мотивирующей образовательной среды. Он представил ключевые составляющие этой оценки.
Первая — это анализ образца профессиональной деятельности учителя — плана-конспекта, сценария урока в свободной форме, видеоурока с указанием фрагментов, иллюстрирующих оценивание компетенций. Сюда же входят образцы самостоятельной работы учащихся с оцениванием этих работ учителем и рефлексивный самоотчет в свободной форме.
\”Сформированность компетенций профессиональных знаний и суждений проверяется в решении кейсов и педагогических ситуаций, направленных на оценку сформированности профессионального мышления\”, — добавил Андрей Милехин.
При этом он подчеркнул, что учителю оставляют возможность выбора: например, при оценке одной из компетенций он может выбрать кейс, по другой — предоставить образец профессиональной деятельности.
По итогам апробации была организована обратная связь с ее участниками. Как рассказал Андрей Милехин, учителям и директорам предлагалось ответить на несколько вопросов. Например, у них спросили, насколько объективна, на их взгляд, модель аттестации учителей, построенная только на учете результатов обучающихся. Подавляющее большинство дало ответ – \”не знаю\”. Примерно такой же результат оказался при ответе на вопрос \”Возможна ли оценка квалификации учителей на основе ЕФОМ?\”.
\”Целесообразно ли установление возможности выбора учителем прохождения аттестации по ныне действующей системе или аттестации с использованием ЕФОМ?\”. За и против высказали примерно одинаковое количество респондентов. Более 60% учителей считают применимыми указанные выше средства оценки компетенций (анализ образца, решение кейсов и пр.), но были и несогласные с этим.
Андрей Милехин отметил, помимо прочего, что каждому региону требуется конкретный подход при внедрении новой системы.
Учитель физики и информатики липецкой, гимназии №12, победитель Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2015 Алла Волкова участвовала в апробации в качестве оценивающего эксперта и в ходе круглого стола поделилась впечатлениями.
Она рассказала, в частности, что к оценке видеоуроков педагогов привлекаются участники всероссийского конкурса \”Учитель года России\”, которые не понаслышке знакомы с этим форматом.
Эксперт перечислила риски, выявленные в связи с использованием этого инструментария.
1. Демонстрация учителем постановочного урока.
По словам Аллы Волковой, если учитель демонстрирует хорошо отрепетированный, срежессированный урок — это неплохо (\”Значит, можно делать вывод о том, что человек это делать умеет\”). Но иногда уроки бывают полностью подготовленными — вплоть до того, что ученики заранее знают ответы на вопросы учителя.
— Такой материал не представляет ценности. Опытному эксперту видно, когда уроки постановочные и с заготовленными ответами, а когда это хорошо подготовленные уроки, — констатировала учитель.
2. Завышенные требования к качеству видеоматериалов.
\”Качество видеоматериалов моет быть различным\”, — утверждает Алла Волкова. По ее словам, участники апробации использовали камеры, которые работали на ЕГЭ, мобильные телефоны, профессиональную технику.
— Главное, чтобы был виден класс, была видна доска и было видно поведение детей на уроке. Но при этом качество звука – того, что говорят учитель и дети, – должно быть высоким.
3. Недостаточная согласованность экспертов при проведении оценочных процедур
— Необходимо проводить обучающие семинары по толкованию критериев для экспертов, — убеждена педагог. Она добавила, что в одном критерии должна содержаться только одна смысловая единица во избежание расхождений при его толковании.
4. Низкий уровень цифровых компетенций учителей.
Алла Волкова констатировала, что учителя по-прежнему имеют проблемы в этой области, призвала решать их и напомнила о предстоящей реализации федерального проекта \”Цифровая образовательная среда\”:
— В современном обществе для современного учителя это не должно становиться проблемой. Нужно учиться и выходить из этой ситуации грамотно.
5. Процедурные сложности.
Говоря об этом моменте, эксперт затронула проблему соблюдения закона о персональных данных в части сбора согласия родителей на использование изображения учащихся.
Фото: \”Учительская газета\”
Комментарии