В Сеченовском Университете Минздрава России торжественно открылся совместный цифровой кампус университета и «Школы 21». Это уникальный образовательный проект университета и школы цифровых технологий от Сбера – программу обучения впервые адаптировали для будущих медицинских специалистов.
Студенты смогут освоить программирование, анализ данных, использование искусственного интеллекта и другие IT-компетенции, чтобы применять их в медицине. В торжественном открытии приняли участие Министр здравоохранения Российской Федерации Михаил Мурашко, ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко и президент, председатель Правления Сбербанка Герман Греф.
Специалистов уже ждут
Гости пообщались со студентами и осмотрели уникальное образовательное пространство. Новый кампус занимает почти 1000 квадратных метров. Он работает круглосуточно, без выходных и праздников. В распоряжении студентов 127 рабочих станций, зона коворкинга, конференц-зал, мини-лекторий с мультимедийным оборудованием, переговорки и места для отдыха, где можно перекусить, поиграть в пинг-понг и приставку. Поступить в кампус могут студенты Сеченовского Университета всех курсов и специальностей. Обучение для них бесплатно.
Компетенции современного врача расширяются, и без знаний в сфере IT им не обойтись, сказал министр здравоохранения России Михаил Мурашко. «Практикующему врачу сегодня приходится пользоваться современными информационными системами, системами поддержки принятия решений, а также системами, которые позволяют анализировать определенные данные. С помощью программы по обучению наших студентов-медиков дополнительным навыкам в сфере IT мы создаем для них новые преференции и конкурентные преимущества для выбора работы, движения по жизненному пути. Это видно по их глазам – молодые люди горят, инициативные и совершенно точно заряжены на активное развитие нашей отрасли», – отметил министр.
В Сеченовском Университете студенты, которые получают основное медицинское образование, параллельно могут освоить уникальные цифровые компетенции, сказал ректор Сеченовского Университета Петр Глыбочко. Он отметил, что перед Первым МГМУ стоит задача трансформации в исследовательский медицинский университет мирового уровня к 2030 году, и без студентов и молодых ученых с этим не справиться. «Мы сегодня видели ребят, которые сидели за компьютерами и решали конкретные задачи. Это в основном студенты 4,5,6 курсов. Они понимают, что хотят получить от обучения в цифровом кампусе», – сказал ректор.
Он добавил, что кто-то из участников в дальнейшем пойдет работать в научно-исследовательские институты, а кто-то – в практическое здравоохранение, но знание IT в любом случае станет большим подспорьем для будущих специалистов. «Студенты хорошо подготовлены, и они нам необходимы в Научно-технологическом парке биомедицины Сеченовского Университета, наших институтах, где мы создаем новые лекарственные препараты, биопродукты, медицинские изделия, медицинское оборудование», – сказал Петр Глыбочко. Ректор поблагодарил Михаила Мурашко и Германа Грефа за поддержку проекта.
Герман Греф поздравил Сеченовский университет и всех студентов с «уникальной возможностью получить суперобразование в новом кампусе “Школы 21″». «Здесь классическое фундаментальное образование сочетается с прикладным, благодаря чему специалисты с хорошим уровнем фундаментальных знаний смогут сразу же приступить к работе, стать цифровыми инженерами медицины будущего. Более того, здесь ребята прокачивают мягкие навыки, которые также имеют большое значение. Думаю, что мы делаем очень важный шаг в направлении будущего образования и будущего здравоохранения», – сказал председатель Правления Сбербанка.
По словам директора «Школы 21» Александра Федякова, сочетание компетенций в медицине и IT – это гарантия востребованности специалистов, которые вырастут на пересечении этих сфер.
Как построено обучение в совместном кампусе
Студенты учатся по программе, которую Сеченовский Университет, «Школа 21» и индустрия здоровья Сбера создали специально для будущих врачей. Отборочный этап обучения – «бассейн», – во время которого участники начинают погружаться в ИТ, продлился три недели. Из 122 человек, которые поступили в кампус, отбор прошли 59 студентов. Сейчас они приступают к основному обучению, рассчитанному на три месяца.
Студенты освоят азы аналитики данных, веб-дизайна, разработки и программирования на языке Python, который широко применяют в биоинформатике, обработке медицинских данных и для создания приложений для диагностики и прогнозирования заболеваний. После основного обучения студенты смогут выбрать вариативную ветку – разработку приложений, аналитику данных и использование искусственного интеллекта в медицине. При желании можно будет поменять направление.
Параллельно стартовала еще одна программа – основы UX/UI-дизайна, которая тоже продлится три месяца. Туда поступили 79 человек. Они освоят основы проектирования и исследования web и мобильных интерфейсов и научатся применять дизайн-системы в медицине. В начале 2025 года планируют реализовать дополнительную программу «Управление проектами».
Участники кампуса уже понимают, где они применят полученные знания. Многие уже работают в лабораториях, где без IT никак не обойтись. «Мы с моим научным руководителем заинтересованы в применении машинного обучения в биоинформатике, а именно определять, каким антигенным потенциалом будут обладать те или иные созданные нами химерные молекулы», – рассказал студент 5 курса направления «Биоинжиниринг и биоинформатика» Александр Толстых.
С помощью анализа данных можно также определить статистическую значимость результатов исследований. «Например, если у нас есть большая выборка животных, которым провели ту или иную экспериментальную операцию или на которых испытали препарат, мы можем самостоятельно применить статистический метод и оценить результаты, не прибегая к помощи биоинформатиков», – сказал студент 6 курса «Лечебного дела» по направлению «Врач-исследователь» Павел Кибирский.
Базовая подготовка в цифровом кампусе позволит оперировать данными практически любого типа, например, проводить анализ данных секвенирования генома, сказал студент 4-го курса, учащийся на «Лечебном деле» по направлению «Врач-исследователь» Матвей Шкап: «Достаточно будет лишь немного подучиться, изучить страничку в интернете, и мы готовы к анализу данных любого типа».
У студентов выбравших параллельную программу «UX/UI-дизайн» тоже будут финальные проекты. Пятикурсница направления «Медицинская биохимия» Дарья Варвина задумалась о том, чтобы создать вместе со студентами-психологами приложение для онлайн-поддержки людей с различными психическими расстройствами.
А выпускник Цифровой кафедры Максим Мурачев уже знаком с основами – на Цифровой кафедре он с другими студентами создал мобильное приложение для молодых мам, посвященное кормлению ребенка и физическим упражнениям. Чтобы создать продукт, студенты общались с врачами-педиатрами и самими молодыми мамами. Теперь Максим хочет углубить свои познания в цифровом кампусе.
«Равный равному»
В кампусе проходят подготовку по методу «равный равному». Участники выполняют задания на специальной платформе, помогают друг другу, работают над проектами в командах и сами проверяют друг друга, что помогает максимально погрузиться в тему и прокачать soft skiils. «Многие ребята сами проводили лекции по Python, каждый разбирался в конкретной теме и помогал другим. Несмотря на то, что было много проектов, горящих дедлайнов, благодаря тому, что здесь очень отзывчивые люди, мы все закрывали вовремя», – рассказала студентка 2 курса направления «Информационные системы и технологии» Екатерина Груздева.
А студентка 4-го курса направления «Лечебное дело» Института клинической медицины имени Н.В. Склифосовского Екатерина Дигай призналась, что изначально не верила в успех такого подхода: «Я была уверена, что мы продержимся без лекций и конспектов день-два, а потом все равно пойдем изучать какие-нибудь видеокурсы, чтобы разобраться в теме. Но оказалось, что модель peer-to-peer очень хорошо работает – много кто из пиров, как называют участников кампуса, мне помогал, и мы находили решение вместе».
Многие студенты совмещают учебу в кампусе с основным медицинским образованием и работой, и оценили возможность приходить осваивать IT в любой день. «Во время «бассейна» на каждый проект отводилось 48 часов, а по выходным были групповые проекты на три человека, поэтому мы работали всю субботу, все воскресенье, сидели ночами. Мы делили огромный пул задач между собой, обменивались опытом, благодаря этому справились!», – вспоминает студент 4-го курса направления «Врач-исследователь» Матвей Шкап.
Кампус дополнил существующую систему цифрового образования в Сеченовском Университете. В 2022 году в Первом МГМУ открылась Цифровая кафедра, которая охватила студентов и технических специальностей. В этом году планируется выпустить больше 2400 студентов. Студенты уже реализовали 85 проектов в области анализа данных, телемедицины, безопасности данных и разработки цифровых медицинских сервисов, а автор одного из проектов был удостоен Международной университетской премии «Гравитация». Кроме того, в университете создан Центр цифровой медицины, действуют программы подготовки «Информационные системы и технологии», «Интеллектуальные системы в гуманитарной среде» и другие.
Комментарии