search
main
0

В Москве не будет безымянных школ

Во время Дня Департамента образования в Юго-Восточном округе министр образования Москвы Исаак Калина заметил: «Кстати, плохо нынче смотрятся школы с номерами. Разве нельзя придумать восьмидесяти школам Юго-Восточного округа какие-то очень знаковые имена? Есть столько героев – выпускников школ, имена которых можно присвоить этим школам!» Инициативу Исаака Иосифовича подхватили директора школ Центрального округа. Этой теме была посвящена одна из пресс-конференций в Департаменте образования, на которой они высказали свое мнение о том, могут ли московские школы поменять номера на имена знаменитых людей, исторические названия улиц, районов.

Сергей ШАКУРОВ, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР:- Это очень хорошая тема, меня тоже беспокоит, что школу от школы отличают только их номера. Если меня спросят, какую школу я окончил, то  скажу, что учился в школах №64, 58, 59, конечный пункт моей учебы – школа №57, которая сейчас стала серьезным городским проектом. Об остальных школах даже не знаю,  есть ли  они вообще. Поэтому я с большим удовольствием поддерживаю идею присвоения школам своих наименований. Давайте вспомним, как красиво в свое время  звучало  название – Смольный институт! Напрашивается имя Варлама Шаламова,  для какой-то школы при этом  сразу будут перечеркнуты цифры. Шаламов прожил непростую жизнь, он почти святой. Надо учитывать, что наши сыновья или внуки должны знать тех,  чьи имена знаем мы, чьи имена жили и будут жить в истории, потому что их обладатели много сделали для страны, ее культуры и истории.   Татьяна АРХИПОВА, директор школы №2123 имени Мигеля Эрнандеса:- Тема выбора имени для школы очень интересна, размышляя над ней, я, как лингвист и филолог,  обратилась к Толковому словарю и поняла, что тут есть над чем подумать. В Толковом словаре  «название» –  это словесное обозначение понятий, явлений,  «имя» – личное название человека, символ какой-то знаменитой личности (сколько есть выражений, связанных с этим словом, – «доброе имя», «честное имя»!). Слово «номер» в словаре толкуют как порядковое число предмета в ряду других однородных. Тут мне, как представителю замечательной и, наверное, одной из самых главных областей в развитии цивилизации, гораздо ближе толкование  таких понятий, как «имя» и «название». У меня возникает вопрос: а в каком порядке расположены по номерам наши московские школы?  Они однородны по качеству, по своему целеполаганию, по высоте задач, по предполагаемому  результату? Сегодня мы можем сказать, что город гордится  разнообразием и уникальностью каждой московской школы, поэтому я, как  педагог и человек, как родитель выпускника школы, поддерживаю идею присвоения нашим школам каких-то своих имен, и  эта идея мне симпатична во всех ее проявлениях. Мне кажется, что в своем названии в первую очередь школа должна отражать свою миссию, для того чтобы каждый человек, прочитав или услышав то или иное  название, имя,  понимал  уклад школы, чувствовал ее атмосферу, и прогнозировать тот результат, который он может получить на выходе после обучения в этой школе.  Наша школа с гордостью с 2006 года носит имя испанского поэта-антифашиста Мигеля Эрнандеса, многие говорят нам, что это малоизвестное, малоузнаваемое  имя в нашей российской культуре, но вместе с тем, если откроете карту любого испанского города,  обязательно увидите улицу, носящую имя этого поэта,  институт и школу имени Мигеля Эрнандеса. Этот испанский поэт всегда симпатизировал нашей стране, нашей культуре, неоднократно  бывал в Москве. Пусть это будет на сегодняшний день еще один повод, чтобы  расширить границы нашего восприятия культуры мира, ведь Мигель Эрнандес славится своим подвигом, это антифашист, который погиб  за идеи борьбы с фашизмом. Я думаю, что при присвоении школам имен не может быть каких-то жестких рамок, жесткого регламента, это должна решать сама школа, проводя  обсуждение, своеобразный референдум. Мы фиксируемся сразу на именах людей, но ведь могут быть выбраны различные концепции, имя школы может быть выбрано исходя из ее концепции и деятельности, традиций или иных аспектов. Если мы обратимся к названиям школ в ХVIII-ХIХ веках, то это были  Первая морская школа,  Школа математических наук, Школа навигацких наук,  понятно, что таких школ было мало, но  из наименований  было сразу ясно, о каких учреждениях идет речь, сегодня  многие школы могли бы называться, например,  школами математических наук. Поэтому в принципе название может быть  связано не только с личностью человека,  ведь это не  название школы имени кого-то, а имя школы. Илья НОВОКРЕЩЕНОВ, директор комплекса №2095 «Покровский квартал»:-  У нас школа имеет интересное наименование «Покровский квартал», оно пришло в процессе больших и  долгих дискуссий, когда мы обсуждали   название комплекса. Наш комплекс расположен в историческом  центре Москвы, в пятнадцати минутах неспешной прогулки от Кремля,  главная транспортная артерия на территории  нашего Покровского квартала – знаменитая улица Покровка, это историческая улица – именно на ней находился Белый город со знаменитыми Покровскими воротами. На самом деле это не просто территория, но и огромный пласт культуры, истории нашей страны, потому что, проходя, гуляя по Покровскому кварталу, по маленьким улочкам Москвы, мы буквально на каждом шагу видим либо памятник архитектуры, либо памятник истории, культуры. Все это обязывает нас  как школу использовать это огромное социокультурное богатство в процессе образования детей, потому что школа, по нашему глубокому убеждению, – это не только парты, класс, доска, мел. Школа есть   там, где есть любознательный ребенок, какой-то культурный образец, который ему интересен.  Вот там и  начинается школа, которая, в нашем понимании, вся наша территория, мы ставим перед собой задачу интегрирования образования  и   социокультурного  пространства старой Москвы. Именно это во многом обусловило наименование «Покровский квартал». Квартал в этом случае не столько градостроительный термин, аналогия пришла из Франции. В  Париже вокруг Сорбонны  есть Латинский квартал – место, где большое количество кафе, каких-то театров, где собираются и проводят свой досуг студенты, где есть много интересного. Мы посчитали, что по аналогии с Латинским кварталом в Париже может и в Москве возникнуть Покровский квартал, ведь у нас есть своя Сорбонна, вокруг которой   расположены наши школьные здания, – один из лучших вузов страны – Высшая школа экономики, такое территориальное соседство во многом предопределило  характер сотрудничества нашего комплекса с этим вузом. Вместе с ВШЭ мы будем иметь амбицию действительно  сделать так, чтобы территория и ее социокультурный потенциал служили  образованию детей. Мы поддерживаем такое нетрадиционное отношение к наименованию школ, так как каждая образовательная организация должна выстроить свою  философскую линию, определить свою миссию, это позволит выбранным именем обозначить их более конкретно. Что делать тем комплексам, на которых исторических кварталов Москвы не хватит? Вспоминается культовый фильм, ставший новогодним  событием для всех нас в течение многих лет, – «Ирония судьбы, или С легким паром!», который начинается замечательным закадровым текстом:  «Подмосковные деревни Чертаново, Тропарево и, конечно, Черемушки  не подозревали о  том, что обретают бессмертие в грустные для них дни!»  Действительно, у нас абсолютно богатая территория Москвы, особенно ее западная часть, найти в этом интересное, узнаваемое – узнаваемый образ, узнаваемое название – в привязке к территории, думаю, вполне возможно для любой школы нашего большого города, тем более что все мы понимаем: как минимум 60 процентов всей истории государства российского так или иначе  напрямую связана с Москвой, ее историческими местами. В этом смысле мы, конечно, поддерживаем идею о том, чтобы каждая школа получила свое узнаваемое лицо, так как когда  мы даем такое название, как Пушкинский лицей, имя Мигеля Эрнандеса, Дмитрия Карбышева, мы тем самым можем сделать вывод и о том, что, собственно говоря, стало педагогической миссией, целью работы  школы, что ее выделяет, какие особенности есть у этой школы, что интересного она может дать детям, которые в нее приходят. В этом смысле мы, безусловно, поддерживаем идею, чтобы каждая школа Москвы получила узнаваемое  и хорошее имя. Татьяна РОДИОНОВА, директор школы №354 имени Д.М.Карбышева:- Наша школа названа в честь Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева, но еще она имеет и  №354. Размышляя и разговаривая с родителями, с общественностью, с детьми, с теми, кто собирается прийти в школу в очередной год со своими первоклассниками или с детьми другого возраста,  спрашивая их: «В какую школу вы приходите?», я слышу в ответ: «В школу имени Карбышева!» А если спросишь о номере школы, то  это не всегда определяет суть школы. Сегодня Москва занимается серьезными проблемами модернизации образования,  школы и детские сады объединились в интереснейшие многопрофильные и многофункциональные комплексы. Каждой из объединившихся в один комплекс школе был дорог ее номер,  но  нынче номера оказываются в некотором роде обезличенными,  образовавшимся комплексам, как мне кажется, очень важно дать свой мотив,  глубину этого мотива должен осознать каждый коллектив, имеющий традиции, в которых он воспитывал своих питомцев. Очень трудная задача – обозначить комплекс каким-то именем, но, видимо, это будет правильное решение. Имя героя в школе – традиционно определяемая тема  для всех – от первоклашек, которых мы посвящаем в юные карбышевцы (сегодня уже и наши дошколята становятся юными  карбышевцами!), до старшеклассников, которые уже органично вошли в состав комплекса. Все  традиции, которые   развивала школа, будут всеми учениками приняты, поняты. Величайших имен наших соотечественников очень много, думаю, присвоение школе такого имени – вариант сплочения и педагогов, и детей,  и  родительской общественности, и вообще социальной среды комплекса.  Самое главное – то, что в этом сплочении  можно найти такое уникальное явление, как  определение имени и определение миссии конкретной образовательной организации, что позволит изучить место, в котором она находится, более подробно изучить историю  нашего края, в частности Москвы,  нашего района, биографию героя – величайшего соотечественника, который в свое время внес неоценимый вклад в развитие города, Отечества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте