search
main
0

В Москве девять школ для глухих детей, в Подмосковье – пять. Всего же в России 600 тысяч детей, лишенных слуха.

Люблинская школа-интернат для глухих детей была построена возле Николо-Перервинского монастыря в 1906 году. Москва-река здесь делает излучину, монастырь живописно рисуется на ее высоком берегу. А неподалеку, в “зарослях”серых, однообразных домов, глаз мигом выделяет темно-красное старинное здание, по цвету стен и архитектуре схожее с монастырскими постройками. Это школа. Первый и второй этажи занимают классы, на третьем – спальни. В понедельник дети из Московской губернии приезжают сюда учиться. Живут здесь всю неделю, а на выходные разъезжаются по домам. Их здесь учат не только математике и истории, но и говорить. Учительница истории Мария Евсеева специально для родителей ведет курс жестовой речи. Она потеряла слух, когда ей было пять лет. Несмотря на это, смогла получить два высших образования, хорошо говорит и читает по губам. Тому же она пытается научить своих учеников.

– Если слух потерян с рождения, научить такого ребенка говорить сложнее, но можно, – рассказывает директор школы-интерната Евгения Николаевна Варшавская. – Абсолютной глухоты практически не бывает, даже при полной потере слуха человек способен воспринимать некоторые частоты. Важно только найти их. Это довольно сложно. На эти частоты настраиваются индивидуальные слуховые аппараты. А они в сочетании со зрительным восприятием помогают ребенку услышать мир.

50 слуховых аппаратов стоимостью 4,5 тысячи рублей каждый Люблинская школа получила от предприятия “Исток-Аудио Интернешнл”. По этому поводу в школе была организована презентация, на которой присутствовали представители Британской благотворительной организации “CAF”, выделившей в качестве гранта деньги на закупку слуховых аппаратов.

Старейшая российская школа для глухих детей, неофициально нареченная “Институтом дефектологии”, где работали Соловьев, Рау, Дьячков, Зыкова, Туманова, Ведешина и другие известные наши дефектологи, переживает новый виток своей почти вековой истории. Школа возвращается к своим духовным корням, как возвращается былое величие Николо-Перервинскому монастырю, – теперь он вновь увенчан куполами, а храмы украшают иконы, одна из которых – икона Иверской Божьей Матери. Та же икона находится в актовом зале школы. Зал старый, с прекрасной акустикой.

Двое выпускников Свято-Тихоновского Богословского института Дмитрий Балашов и Павел Афанасьев преподают в школе основы православия. Как и их теперешние ученики, они с трудом постигали такую легкую для многих науку – говорить. Побеседовав с Дмитрием (он еще слишком молод для отчества), я узнал, что он бакалавр религиоведения, служит сейчас алтарником в храме Тихвинской иконы Ново-Симоновского монастыря, где службы проводятся не только для слышащих, но и с сурдопереводом. Передо мной стоял румяный, здоровый молодой человек с искренним, открытым лицом. Его речь была почти обычной, вот только взгляд его направлен был не в глаза собеседника, а на губы…

Дети прекрасно танцуют, не слыша музыки. В этом им помогает светомузыкальная установка, отбивающая ритм.

История Люблинской школы, отраженная в пожелтевших дореволюционных и новых цветных фотографиях, письмах, рисунках, упоминает такой факт, будто в начале века один из служителей Николо-Перервинского монастыря попросил у настоятеля благословения открыть школу для глухих детей. У того служителя дочь была глухонемая. Школа открылась в 1906 году. История повторяется. Продюсер весьма популярной в наше время поп-группы (имени не называю) выпустил диск, деньги от реализации которого были перечислены на счет Люблинской школы. На них приобрели мебель: парты, кроватки, стулья, а также аудиоаппаратуру и аудиометр, столь необходимый для тестирования слуха. У мецената есть сын, глухой от рождения. Мальчик учится в этой школе…

Чужую беду начинаешь понимать только тогда, когда сам сталкиваешься с ней один на один, ощущаешь свою беспомощность и ищешь помощи вокруг себя – обращаешься к людям.

Дмитрий ЕГОРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте