Моя первая встреча с учебным процессом по другую сторону парты произошла, как мне кажется, достаточно рано – на 3‑м курсе университета. Тогда мне предложили подработать в должности учебного ассистента на курсе правового регулирования рекламной и коммуникационной деятельности. Попробовав себя в этой роли, я уже тогда понял, что в целом эта деятельность достаточно интересна.
Логика проста: оттачиваешь свое мастерство и компетенции, помогая людям узнать что-то новое, да еще за это и деньги платят. Так до конца учебы в специалитете я и продолжал совмещать учебу с преподаванием в качестве ассистента. После окончания магистратуры с красным дипломом мне предложили стать преподавателем по менеджменту в альма-матер – НИУ «Высшая школа экономики». Воспоминания о былой околопреподавательской активности помогли мне принять решение в пользу академической деятельности. В целом жалеть не о чем.
В ходе университетской работы ты сталкиваешься с молодыми бакалаврами – недавними выпускниками школ, в основном московских, и вольно или невольно анализируешь себя в их возрасте (школу я окончил в 2009 году). А также сравниваешь те мысли и реакции на какие-то явления или триггеры, с которыми они сталкиваются. Конечно, есть точки, в которых мы совпадаем полностью. Но разница поколений выпускников моего года и нынешних чувствуется.
Они другие: у них более гибкий ум, отчасти они более сильные реакционеры, чем были мы. Ребята, это важно подчеркнуть, приходят с уже хорошими начальными компетенциями и базовыми предпрофессиональными знаниями. Студенты на первых курсах задают вопросы практически экспертного уровня, ответы на которые ты должен дать, применив не просто какую-то научную концепцию, а включив на максимум остроту ума и прибегнув к практическому опыту. А они начинают спорить и приводить свои, очень зрелые, аргументы. Откуда это все?
Работать в средней школе я начал совсем недавно, в мае 2021 года. Ничего необычного: предложение, собеседование, базовое знакомство с процессами. Меня ничего особо не удивило: симпатичная школа, достойный уровень цифровизации учебных классов, горящие глаза детей и не менее горящие (в позитивном смысле) – у учителей. Хотя, напомню, был май.
Погружаюсь в учебный процесс, расписание: медицинский класс, социально-экономический, гуманитарный, журналистский, инженерный. Так, думаю, ладно, допустим. У меня классы были с буквами «А» и «Б». Смотрю расписание, а там – маркетинг, менеджмент, введение в журналистику, мультимедийный практикум, логика, право, проектная деятельность совместно с вузами-партнерами и много чего еще!
Оказалось, в школе есть индивидуальный учебный план, выбор профиля, то есть вариативная часть в довузовском образовании. В мои годы учебы в школе тоже было несколько альтернатив: «курица или рыба» в школьной столовой, а также идти на физкультуру или нет. А тут выбор между правом и журналистикой.
Более того, ребята активно при поддержке школы посещают профильные мероприятия и «Университетские субботы», а также участвуют в проектной деятельности на базе какого-либо вуза или же при академической поддержке университета.
В этой части бы хотел сделать важную ремарку: я учился в отличной школе, в которой преподавали абсолютно гениальные педагоги и руководители. Не хотелось бы, чтобы этот факт и благодарность за их работу потерялись за юмором в тексте, но подходы к развитию учеников изменились, и это очень заметно.
Я понимаю, что большей части коллег покажутся мои наблюдения достаточно наивными и, может быть, плоскими, но все же ценность моего наблюдения в том, что я сравниваю собственный опыт человека, который долго был вне этой системы. Я вижу разницу и нашел ответ на тот вопрос, который задавал в начале этой публикации: «Откуда это все?»
Уверен, что гибкость ума, вопросы экспертного уровня, скорость реакции и понимание того образовательного и карьерного трека, который ученик выбрал, – результат индивидуальных планов, предпрофильной работы, а также продуктивной работы не только с вузами и площадками-партнерами, но и, что важно, инициативы учеников и их родителей.
Сейчас это очень роднит школу и мой университет, в котором я учился и преподаю. Я вижу слаженность и консистентность работы общей и высшей школы. Это создает плодотворную почву для непрерывного образования, а также поможет выстраивать карьеру учеников в будущем, что дает позитивный настрой на работу по обе стороны образовательного процесса.
Михаил МАКСИМОВ, специалист по медиакоммуникациям, учитель профильных предметов для журналистского класса школы №1468, магистр и приглашенный преподаватель департамента медиакоммуникаций НИУ ВШЭ, выпускник школы №1468
Комментарии