Я не буду подробно пересказывать историю Александра Рябчука, ростовского учителя, она в той или иной степени всем известна. Об увольнении «по политическим мотивам» написали многие интернет-ресурсы, сам герой тоже не отмалчивался, сделал необходимые и исчерпывающие пояснения. Короче говоря, не отрекся от убеждений (или заблуждений, как считают некоторые), не стал признавать вину, но и обвинять никого не стал тоже, что при любом раскладе делает его поступок достойным уважения.
Все теперь знают, что Рябчук сделал осознанный выбор между успешной карьерой и убеждениями и предпочел жить в согласии с совестью. Каждый читатель волен сам для себя вынести вердикт, глупость это или доблесть, я же процитирую Пастернака: «И пораженье от победы ты сам не должен отличать…» Время покажет, как говорится.
Но, наверное, все согласятся с тем, что это поступок. Без всякого сомнения. Быть верным слову, не поступаться принципами – это то, чему учат все произведения классической литературы. В этом смысле ученики Рябчука получили наглядный пример. Они теперь знают, что герои, способные на противостояние с большинством, живут не только на страницах «Горя от ума».
Это далеко не первый и, скорее всего, не последний случай административного давления на инакомыслящих, но довольно показательный. Во-первых, потому что незамедлительно предан огласке. В отличие от всех прочих, о которых знали лишь друзья, родные, коллеги, студенты или ученики уволенного. В данном случае утаить шила в мешке не удалось только благодаря тому, что учитель получил официальное признание начальства и педагогического сообщества на недавнем муниципальном этапе конкурса «Учитель года». Его статус дает ему моральные преференции, позволяет быть заметной и публичной фигурой. Он уже не один из многих, а лучший из лучших, на него стоит равняться – в этом основной посыл профессиональных конкурсов.
Есть и второй момент, еще более важный, на мой взгляд: произошла, пусть постепенная, пусть не очень-то заметная, но все же смена поколений. Если раньше учителя, решившие уволиться из школы по причине несогласия с генеральной линией партии (знаю несколько человек, ушедших после известных событий 2014 года), воспринимались как маргиналы и вызывали сочувствие коллег, то теперь расстановка сил поменялась. Молодых стало больше, и именно они, а не пенсионеры, как еще пять лет назад, являются опорой системы образования. Теперь именно 30‑летние могут диктовать свои условия, а не ходить по струнке перед сильно постаревшим начальством. Я не хочу быть Кассандрой, но именно теперь увольнения по идейным соображениям могут стать массовыми, то есть рискуют перерасти в целое движение. И значит, школьной системе с ее железобетонными установками на стандарт и единомыслие тоже нужно меняться. Иначе молодые и перспективные кадры уйдут в другие сферы.
Интересно, что почти в это же время другой заслуженный и всеми уважаемый педагог – учитель физики из подмосковного Звенигорода – тоже уволился, не стерпев унизительного положения, в котором оказались многие нынешние учителя. Когда один из его учеников повел себя оскорбительно и хамски в присутствии одноклассников, физик вывел наглеца из класса и доступным языком объяснил ему, что больше терпеть его выходки не намерен. Ученик (восьмиклассник) решил отомстить учителю, поднял в коридоре крик, сказал, что педагог его пинал и душил, добился вызова скорой помощи и уже по дороге расчесал себе шею, чтобы медики имели повод к вызову правоохранителей и составлению протокола.
Администрация хотела замять дело, предлагала родителям «пострадавшего» мировую с принесением извинений, но сам учитель отказался от всяких сделок. Ибо, по его мнению, негодяй получил по заслугам. Возвращаться он не намерен, хотя его просят об этом все остальные ученики и их родители, а особенно родители одиннадцатиклассников, у которых впереди ЕГЭ.
Кто больше всего пострадал в обоих случаях, всем понятно: ученики тех самых школ, откуда уволились педагоги. Образовательные учреждения остались без учителей, которые давали хорошие, крепкие знания. Пострадали родители, которым теперь придется вдвое напрячься, чтобы найти репетиторов (в середине года это очень непросто). Пострадала администрация школ, которой теперь нужно срочно найти замену уволившимся и при этом сохранить реноме.
Понятно, что сами уволившиеся учителя ничего не потеряли. Оба с легкостью найдут себе другое место работы если не в системе образования, то в репетиторстве или где-то еще. Я не сомневаюсь, что они точно не потеряют в деньгах, так как молоды, полны сил, имеют опыт и владеют знаниями и навыками на высоком уровне. Они внутренне свободны, и в этом их громадное преимущество. Они его, кстати, очень ярко продемонстрировали, явили собой.
И теперь другой вопрос: а можно было не ставить учителям условия? Можно было не заставлять одного публично раскаиваться в участии в митинге, а второго – помириться с учеником и родителями? Просто побеседовать, выяснить позицию и… не делать никаких административных шагов? В теории можно. Ну написал бы директор учредителю, что проведена беседа, что учитель дал устные объяснения, и на этом закрыть дело. Нет, оказалось, что на практике такое невозможно. Потому что администрация обязана «реагировать».
На что? На все!
Оказывается, для руководства не закон об образовании (в котором нет ни слова о преследовании за политические убеждения) главный документ, согласно которому он должен действовать, а негласные установки начальства. А пока у нас так, пока закон не считается главным, основополагающим документом, из школы будут уходить молодые и уважающие себя педагоги.
Вера КОСТРОВА
Комментарий
Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– Грань между личными политическими убеждениями учителя и его профессиональной деятельностью определяется законодательством. Каждый гражданин России имеет право любыми законными способами выражать свои мысли, идеи и убеждения, в том числе публично. Это гарантировано Конституцией. Порядок проведения публичных мероприятий, собраний, митингов и пикетов конкретизирован в федеральном законе. Он предписывает уведомлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Это необходимо, чтобы проведение данных мероприятий не ограничивало права и свободы граждан, в них не участвующих, а также была обеспечена безопасность участников мероприятия и предусмотрено оказание им при необходимости неотложной медицинской помощи.
Для выражения своей позиции законом предусмотрена также форма, не требующая предварительного уведомления, – одиночное пикетирование. Если на одиночные пикеты выходят несколько человек, они должны соблюдать дистанцию, определяемую каждым субъектом самостоятельно. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.
В то же время протестные акции в Ростове-на-Дону 23 и 31 января были массовыми, организованными. С местными властями они согласованы не были, и участие в них было противозаконным. А согласно Закону «Об образовании в РФ» каждый педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
Также согласно закону педагогам нельзя использовать образовательную деятельность для политической агитации, навязывать учащимся те или иные политические убеждения и побуждать их к действиям, нарушающим Конституцию.
Комментарии