search
main
0

В моде прагматика

Завершился III Всероссийский конкурс методических разработок “Сто друзей”

Если судить о ╚модах╩ на стиль преподавания математики в этом году по результатам конкурса ╚Сто друзей╩, то, похоже, разнообразные праздники и викторины перестали пользоваться такой большой популярностью, как раньше. Присланные на конкурс работы свидетельствуют о стремлении учителей к своего рода прагматичному стилю. Лишь одна работа (автора называть не буду) была посвящена нестандартным методам решения задач. К сожалению, задачи и методы были настолько нестандартны, что вряд ли наши учителя захотели бы воспользоваться этой разработкой.

Зато есть очень неплохая работа Т.П.Терещенко на тему ╚Решение простейших уравнений с параметрами╩. Тема очень важна, потому что задачи такого типа постепенно входят в естественный минимум знаний, их можно встретить и на экзаменах. Их особенность в том, что требуется предельно четкое понимание различия терминов ╚неизвестная╩, ╚переменная╩ и ╚параметр╩. К сожалению, трактовка их в учебниках неоднозначна, и сами учителя часто противоречат друг другу. В этом вопросе надо разобраться. Предлагаем читателям ДАТЬ СВОИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ этим терминам. Ждем писем.

Об этом мы заговорили отнюдь не случайно: ведь суть математики, ее своеобразная красота состоит в абсолютной логической четкости, в умении различать приблизительные, туманные предположения и продукты строгих логических спекуляций. Научить этому – задача учителя математики, методиста (прекрасно, когда эти две профессии совмещаются). Вот почему в корпус элементарных математических знаний, которым должен овладеть каждый, неизбежно входит логическая сторона дела.

Есть, правда, и другое понимание ╚прагматизма╩ в обучении математике: это постоянные тренировки ╚на скорость╩, на решение тестов, где нужно чаще всего быстро догадаться, какой из ответов правильный, а надолго задумываться вредно. Эта мораль (╚надолго задумываться вредно╩) идет от так называемой практической жизни, но вовсе не от сути математики.

В свое время Гегель написал интересную работу: ╚Кто мыслит абстрактно?╩ Ведь часто мы встречаем обвинения математики (и философии) в чрезмерной абстрактности мышления. Так вот Гегель в упомянутой работе доказал, что по-настоящему абстрактным является мышление…торговки на рынке! Именно так, ибо оно состоит на большой процент из междометий и указательных местоимений, слов, как известно, наиболее абстрактных.

И, конечно, в контексте ╚абстрактного мышления╩ так называемой практической жизни долго думать вредно. Надо очень быстро соображать и догадываться. Тогда, возможно, наши ученики добьются первого успеха на жизненном поприще. Но дело в том, что поприще-то это устроено сложно: успехи чередуются с неудачами, а смысл жизни раскрывается (пусть и частично) тем людям, которые задумываются надолго и умеют думать. Их не обманешь мишурой слов. И вот такими, глубокими и сложными людьми хотелось бы видеть наших учеников. Неизмерима роль ╚задумывающейся╩ математики в процессе их воспитания.

И пусть участники конкурса не обидятся, когда узнают, что тесты на скорость, большое количество занимательных простых задач для школьных математических вечеров не стали приоритетными в оценке их работ. Зато мы высоко оценили работу Лебединцевой ╚Использование бланков с печатной основой в тригонометрии╩, Г.С.Войткив ╚Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями╩, работы Е.Ю.Беленковой, Т.П.Батаевой и др., где детей учат по-настоящему думать, используя и сказку, и метафору, и удивление, и увлечение. Особенно хороши сценарии уроков-сказок Татьяны Петровны Батаевой, которые мы обязательно опубликуем.

Желаем успехов всем творчески работающим учителям.

Евгений БЕЛЯКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте